Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


«Неудобный ребенок» в классе?



 

(Из опыта работы классного руководителя)

 В идеальном мире современной инновационной школы, не стоит забывать о том, что внутри образовательного процесса существует индивидуальность, чьи интересы и настроение не подвластны никаким высоким технологиям. Чем ярче эта «индивидуальность», тем, как правило, она «неудобнее», как на уроке, так и во вне его.

За свою педагогическую деятельность мы встречаем много «неудобных» детей.   И в 99 случаях из 100 они становятся существенной «помехой» в упорном труде учителя. Как же мы, педагоги, поступаем с такими индивидуальностями? Мы скорее хотим от них избавиться и спокойно и тихо выдохнуть, отдав личные дела родителю, передав в другую школу как эстафетную палочку. Мы думаем, что этим действием, направляем «неудобного» на путь истинный, а на самом деле лишь оправдываем себя в проигранном забеге…

«Когда Симонов пришел ко мне в класс, я понял, что пришел еще один проблемный ребенок. У меня уже был Карпов. А теперь их двое.» Ратный И. Г., учитель-предметник.

«У меня в классе с сегодняшнего дня новенький, Алексей Симонов, активный мальчик, с позитивными взглядами, добрый озорник. Мне такой нужен.  Хороший баланс для моего меланхоличного и задумчивого Вадика Карпова».  Антонова Е. С., классный руководитель.

Перед нами две модели восприятия «неудобного» ученика: учителем-предметником и классным руководителем. Модель нам знакома, каждый может узнать в себе такого учителя. Не надо пытаться защищаться. Ведь каждому из нас хоть раз, но мешал своим вызывающим поведением такой ребенок. Учителя называют его проблемным, родители – гиперактивным, общество – асоциальным. Он переходит из класса в класс, меняет школу за школой, а потом вдруг мы узнаем его в известном режиссере или художнике, а может, просто в добром соседе-семьянине.

            Рассмотрим поведение классного наставника по отношению к такому ученику. Первое, что он видит, - его положительные стороны, сканирует его поведение, присматривается. Таким образом можно поставить задачи на будущее: какие плюсы принесет он социуму?  Как направить его энергию в нужное русло? Какие в нем есть сильные стороны?  Главным аспектом познания нашего «неудобного» ребенка является умение и желание видеть, разглядеть в нем не проблему, а личность. Наблюдение – часть научного открытия. Наша задача – открыть в нем гения или, если для Вас это не по силам, то откройте в нем хотя бы просто ученика.

«Иногда я посещаю уроки учителей-предметников и смотрю на свой класс. Тот самый Карпов хорошо работает в микрогруппах, в них он более успешен. Радость от успеха делает его общительным и работоспособным. Сегодня решил три примера из десяти сам! Герой! Я сегодня очень горжусь им».

Создавайте ситуацию успеха. Пусть сегодня будет лучше, чем вчера. Тогда завтра ознаменуется положительным результатом. Отбросьте ваше личное восприятие сверх идеализма. Сегодня идеально решить три примера! Говорите, что он сделал правильно! Ваше ободряющее слово перекроет разочарование от тройки.

Работа с детьми, которые стали «проблемными», должна строится на квадровзаимодействии: директор класса – родитель – психологическая служба – учителя-предметники. Каждому из этих четырех аспектов следует уделить особое место, но говоря сегодня о классном руководителе, хочется затронуть принципы работы учителя-предметника с такими детьми. Вот несколько составляющих успешной работы, которые можно выделить из опыта: 1) высокий темп урока, не монотонное и громкое объяснение материала, а эмоции и переживания – вот что станет ключом к взаимодействию. Все делаем быстро: пишем под диктовку, отвечаем на вопросы, читаем и запоминаем; 2) смена деятельности. В этом разделе у каждого предметника своя большая копилка материалов, в которой работа фронтальная сменяет парную, у доски, переходит в игру, диалог, песню.  3)  Доверие. Обычно «неудобные» дети очень находчивы и умны. Позвольте им стать вашими помощниками. Ловите их взгляд во время беседы. Только взаимодействие глаза в глаза пробудит доверие к вам.

- Наталья Павловна, я больше не могу работать с Мелехиным. Он постоянно лежит под партой и воет или кричит на весь класс. Почему вы не выгоните его из школы?

- А ты его полюби.

Эти слова стали для меня слоганом в работе с «неудобными» детьми. С этого момента я пересмотрела свои взгляды и стала учиться заново управлять классом.  А Мелехин стал первым моим помощником. И я помню его, как доброго, ответственного парня, очень умного, кстати.

Современное образование – это новое видение личности школьника в качестве юного ученого, первооткрывателя, маленького гения и просто человека, которому желание учиться и познавать привили его учителя.

 

 

 Цьока Ирина Анатольевна, классный руководитель 6 класса Школы № 2114, член Ассоциации классных руководителей

 

Статья предоставлена Городским психолого-педагогическим центром Департамента образования города Москвы.







Добавить новый Комментарий


Психолог Николаева Марина Викторовна
Консультация по Skype

Николаева Марина

сертифицированный гештальт-терапевт, арт-терапевт, клинический психолог
Психолог Коновалов Андрей Евгеньевич
Консультация по Skype

Коновалов Андрей

Психолог, клинический психолог, психотерапевт, провожу индивидуальные консультации и...
Психолог Куцина Анна Игоревна
Консультация по Skype

Куцина Анна

Гештальт-терапевт. Специализации: Кризисы и травмы, Терапия переживанием (ДФМ). Работаю...
Психолог Гуринович Ольга
Консультация по Skype

Гуринович Ольга

Психолог, арт-терапевт.
Психолог Радова Антонина Николаевна

Радова Антонина

Дипломированный психолог в кризисных и экстремальных ситуациях. Сертифицированный...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна
Консультация по Skype

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, Преподаватель Московской школы практической психологии...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍