Психологический
навигатор
Коронавирус. Горячая линия психологов.
Вход для психологов | Регистрация


Выбрать психолога

Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Носить ли младенца на руках?



Часто новоиспеченным родителям приходиться слышать от врачей или от своих умудренных опытом мам: «не приучайте ребенка к рукам!», «Чаще оставляйте его в кроватке одного, а то приучится к рукам, потом намучаетесь!». Многие молодые мамы и папы после таких рекомендаций пребывают в недоумении. С одной стороны специалисты и заботливые родственники правы, ведь у них столько опыта и знаний, с другой стороны молодым родителям так хочется поносить своего милого кроху на руках; успокоить, прижать покрепче к себе, если заплакал. А если малыша долго ждали и очень хотели, то эти желания приобретают двойную силу.

Какое же решение все-таки принять? Стоит ли носить младенцев на руках или нужно как можно раньше приучать их к самостоятельности?

Давайте попробуем подойти к решению этого вопроса с логической точки зрения и взглянуть на него с разных сторон.

Природное начало.

В животном мире детеныши многих млекопитающих ( например, обезьян) «ездят» на маме, цепляясь за ее шерсть. И так происходит, пока они не подрастут и не научаться передвигаться самостоятельно. Вспомним: как называют сумку для переноски детей? «Кенгурятник»! Значит и детеныши кенгуру тоже все время с мамой, у нее в сумке!

Культуру люди создавали веками, однако человечество- это тоже часть природы. Кстати, относится человечество к млекопитающим, а значит природой заложено детенышам нашим «ездить» на маме, пока не научатся ходить ( или хотя бы ползать).

Исторические сведения.

Как вы думаете, какой фирмы была коляска у Адама и Евы? Правильно, коляски и люльки появились значительно позднее, а Адаму с Евой приходилось рассчитывать только на свои руки. Не думаю, что они сильно расстраивались по этому поводу. Потребность быть на руках у мамы заложена в ребенке генетически. Наши предки носили детей на руках в течение многих тысяч лет. Поэтому и современный малыш ожидает от своей мамы того же. Малышу необходимо получать определенный набор ощущений и переживаний при взаимодействии с матерью. Если этот опыт он не получает, то его развитие тормозится.

Известный американский психотерапевт и автор книги «Как вырастить ребенка счастливым» Жан Ледлофф пишет о «ручном периоде» развития ребенка, существующем у индейских племен, сохранивших свои древние обычаи. «Ручной период»длиться с рождения малыша до момента, пока он не начнет ползать.

Племена, Адам и Ева, скажете вы- низкий уровень культуры! Да, это так. И на сегодняшний день человеческая цивилизация шагнула далеко вперед в своем развитии и у современных людей самый высокий уровень культуры. А также и самый высокий уровень неврозов среди маленьких детей…

Носить детей на себе принято практически у всех народов. Во многих женских национальных костюмах даже предусмотрены специальные приспособления для ношения ребенка.

Корни потребности.

Быть на руках -это естественная потребность у только что родившегося человека. Откуда взялась эта потребность?

Во время последних месяцев беременности тело малыша тесно сжато стенками матки. Ему там тепло и уютно. После рождения ребенок попадает в огромное, незнакомое, холодное пространство. Ему не уютно и страшно в кроватке или коляске. Если мама находится даже в метре- для него это невообразимо далеко. Все существо крохи жаждет, что мать возьмет его на руки и прижмет к себе. Ее объятия, а также запах, стук сердца и ритм дыхания напоминают ему комфорт внутриутробного существования, и ему становится спокойно. Выходит, если мы будем чаще носить новорожденного на руках, мы поможем ему легче адаптироваться к новой среде обитания.

Психология вопроса.

«Приучишь к рукам- потом не отучишь», «Будешь часто носить на руках,- избалуешь ребенка»- это самые распространенные комментарии, которые приходится слышать со стороны. Они вселяют неуверенность и тревогу молодой маме, решившей носить своего малыша, пока он не научится ползать.

Давайте попробуем разобраться какие психологические процессы развиваются у ребенка в первый год жизни и определим возможно ли избаловать малыша.

Американский психолог Эрик Эриксон в 60-х годах двадцатого века создал теорию психического развития личности. Он выделил несколько возрастных стадий жизненного пути личности и определил задачи, которые решает человек на каждой стадии возрастного развития.

Так в период младенчества ( от 0 до 1 года) перед человеком стоит задача- формирование базового доверия к миру, преодоления чувства разобщенности и отчуждения. В конце возрастного периода у ребенка формируется либо базовое доверие к миру и окружающим либо недоверие. В результате этого негативным приобретение возраста может быть уход от общения и деятельности. Э. Эриксон говорит о том, что не малую роль в формировании базового доверия к миру играет то, как ухаживают за малышом: берут ли его на руки, укачивают, разговаривают с ним. Большую роль здесь играют не только эмоциональные, но и тактильные ощущения.

Если говорить о личностном развитии, то осознание самого себя происходит у ребенка в промежутке от 2, 5 до 3-х лет. В этот период времени малыш открывает местоимение «Я». Начало понимания того, что «мама и я- это два разных объекта» зарождается у крохи в 6-ть месяцев : малыш начинает отталкивать маму ножками всякий раз, когда она его переодевает, бить руками по лицу, а некоторые крохи кусают грудь. Конечно, мама реагирует на его действия, объясняет, что так делать не стоит, потому что ей больно. Так ребенок начинает понимать, что мама может испытывать неприятные чувства от его действий. Однако, он еще не в состоянии контролировать свое поведение. Волевой контроль над поведением формируется у ребенка в течение первых 6-ти лет жизни!

В 2-2,5 года у ребенка начинается период упрямства ( при чем у девочек этот период проходит легче, у мальчиков труднее). Упрямство может проявляться активно ( поступки «наоборот») и пассивно ( отказ от действия). Первые же признаки строптивости у ребенка проявляются только к 9-ти месяцам. ( «Я хочу!»- требует тот или иной предмет).

На каждом возрастном этапе развития человеку присуща та или иная ведущая деятельность, которая и является основным двигателем развития. Так вот, у младенцев ведущей деятельностью является непосредственное эмоциональное общение. Ребенок хочет общаться ради того, чтобы общаться. В 7 месяцев ребенка с новой силой заинтересовывают окружающие предметы и общение приобретает новый оттенок: общение по поводу предмета.

9 месяцев являются ключевым моментом в период младенчества: ребенок готов к смене ведущей деятельности ( предметно- манипулятивной), готов к «отрыву от родителей», чему мешает только одно обстоятельство- отсутствие навыка ходьбы. Возникает первый личностный конфликт: малыш уже много куда хочет, но еще не может. Однако, тем, кто научился ползать, значительно легче.

Вот и получается, что все личностные проявления становятся особо актуальными лишь с 9-ти месяцев, а до этого момента ребенок вбирает в себя окружающую действительность и адаптируется к ней. «Ручной период» как раз и длится до 9-ти месяцев и помогает ребенку расти и развиваться согласно возрасту, приобретать базовое доверие к миру, получать необходимое количество тактильных ощущений и тепла, опять же согласно возрасту. Так что с психологической точки зрения, если мы носим ребенка на руках, мы его не балуем, а развиваем!

Психологами замечено, что дети, которых мамы часто носили на руках в период младенчества, меньше плакали, росли более спокойными, стали более самостоятельными и реже просились на руки в более позднем возрасте.

Выводы:

Итак, проанализировав вопрос ношения ребенка на руках с разных точек зрения, можно сказать следующее.

Маленький ребенок будет проситься на руки, так как это заложено в нем природой и является жизненно важной необходимостью в младенческом возрасте. Если мы отказываем малышу в ношении на руках, часто оставляем его наедине с самим собой и игрушками, мы лишаем его ведущей деятельности младенческого возраста: общение ради общения, это тормозит его психологическое развитие и ведет к зарождению невроза. Когда мы носим младенца на руках, мы не можем его избаловать, мы можем зародить в нем базовое доверие к миру, ко взрослым, а значит воспитать общительного и оптимистичного кроху.

«Ручной период» просто необходим не только малышу, но и его маме. Мама начинает лучше понимать и чувствовать своего ребенка, испытывает к нему нежность, быстрее сживается со своей новой социальной ролью матери.

Что делать?

Давайте носить малышей на руках! Это и полезно и легко!

Мы можем носить ребенка, используя свои руки: поза «колыбелька», поддержка «столбиком», ношение на одной руке. Очень важным является способ ношения малыша на бедре в позе «лягушки». Данный способ обеспечивает нормальное развитие тазобедренного сустава и равномерный рост ног ребенка. Носить малыша в такой позе можно начинать уже с трех месяцев. Здесь важно научиться правильно сажать ребенка и держать его руками, так как неправильное ношение крохи этого возраста может привести к обратным результатам: травме сустава и развитию такого ортопедического недуга, как «врожденный вывих бедра».

На сегодняшний день придумано множество приспособлений, чтобы облегчить маме жизнь. Среди них и те, которые помогают носить малышей: сумки- кенгуру и слинги.

«Кенгурушки».

Лучше выбирать те модели, в которых малыш достаточно плотно прижат к маме - так ему удобнее и спокойнее. Носить ребенка можно по-разному - лицом к маминой груди или спиной, а также за маминой спиной. Одни малыши предпочитают какое-то определенное положение, другие меняют их в зависимости от своего настроения и состояния. Активные исследователи мира желают сидеть исключительно спиной к маминой груди, а более робким комфортнее видеть перед собой родное лицо.

Слинг-Перевязь или лоскутный держатель. Наиболее удобен и прост в обращении. Может деформироваться и в колыбельку для новорожденного, и в «кенгурушку» для полугодовалого малыша, и в «вещмешок», в котором сидит уже вполне сознательное полутора- двухгодовалое чадо.

Выбирайте тот способ ношения, который для вас наиболее удобен и приемлем.

Что делать еще?

Внимательно и молча, не перебивая, выслушать все советы и комментарии родственников (ведь они действительно заботятся о нас) и оставаться твердыми в своем намерении и подходе к воспитанию ребенка.

И еще: всякий раз, когда ваш малыш заплачет, прислушайтесь к себе. Если вам захотелось взять его на руки прижать к себе, поцеловать погладить по головке, не сдерживайте себя, смело поступайте именно так! Это как раз то, что ему сейчас необходимо. Будьте любящими, но твердыми родителями. Ибо дети очень сильно чувствуют нашу неуверенность.

Не забывайте, что единственно верного и четкого способа выращивать и воспитывать детей не существует: в этом деле пословица «сколько людей, столько и мнений»- работает в полную силу. И поскольку все дети разные и каждый малыш индивидуален, здесь еще работает правило: «сколько детей, столько и способов».



Психолог Халикова Мария






Об авторе статьи

`
Халикова Мария Николаевна
Консультация по Skype

Рейтинг психолога: 4 4

Халикова Мария Николаевна

Практический психолог, ведущая тренингов личностного роста, экзистенциальный психотерапевт, танцевально- двигательный терапевт,...
Город: Москва
  •   Внешность
  •   Вопросы психологии
  •   Депрессия
  •   Дети
  •   Зависимости
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий


Психолог Ютландова Елена Александровна

Ютландова Елена

Юнгианский аналитик, Эмоционально-...
Психолог Стоян Марта Викторовна

Стоян Марта

Психоаналитик, клинический психолог
Психолог Коновалов Андрей Евгеньевич

Коновалов Андрей

Психолог, клинический психолог, психотерапевт,...
Психолог Кичева Светлана Диковна

Кичева Светлана

Сертифицированный специалист по возрастной,...
Психолог Стрельцов Владимир Владимирович

Стрельцов Владимир

Клинический (медицинский) психолог, работаю со...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, Преподаватель...




Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

Выберите ближайший к вам город


Москва
Санкт-Петербург
Аахен
Абакан
Абан
Авимор
Алма-Ата
Алматы
Алушта
Амстердам
Анапа
Анталия
Апшеронск
Армавир
Архангельск
Астана
Астрахань
Афины
Баку
Балаково
Балашиха
Балашов
Бангкок
Барановичи
Барнаул
Барселона
Белгород
Беломбр
Бердск
Бийск
Благовещенск
Благовещенск (Амурская обл.)
Борисоглебск
Братск
Брно
Брянск
Будапешт
Буденновск
Бургас
Буштына
Варна
Вена
Видное
Витебск
Владивосток
Владикавказ
Владимир
Волгоград
Волгодонск
Волжский
Вологда
Волчиха
Воронеж
Воскресенск
Воткинск
Геленджик
Георгиевск
Гомель
Горячий Ключ
Денвер
Джексонвилль
Динская
Дмитров
Днепропетровск
Долгопрудный
Домодедово
Донецк
Дорогобуж
Дрезден
Екатеринбург
Ессентуки
Железногорск
Железнодорожный
Житомир
Жуковский
Запорожье
Звенигородка
Зеленоград
Зимовники
Иваново
Иерусалим
Ижевск
Иркутск
Йошкар-Ола
Казань
Калач-на-Дону
Калининград
Калуга
Каменск-Уральский
Кандалакша
Кемерово
Керчь
Киев
Кинешма
Киров
Кировоград
Кишинев
Климовск
Клуж-Напока
Ковров
Коломна
Комсомольск-на-Амуре
Королев
Костанай
Котка
Красноармейск
Красногорск
Краснодар
Красноярск
Кременчуг
Кривой Рог
Кузнецк
Курган
Курск
Лазаревское
Ленинск-Кузнецкий
Лесной
Лиман
Липецк
Лисичанск
Лиски
Лобня
Лондон
Луганск
Луцк
Львов
Люберцы
Магнитогорск
Манчестер
Марганец
Марокко
Марсель
Махачкала
Мегион
Мелитополь
Мензелинск
Миасс
Миллерово
Минеральные Воды
Минск
Минусинск
Могилев
Можайск
Москва
Мурманск
Мценск
Мытищи
Мюнхен
Набережные Челны
Назарово
Нальчик
Нахабино
Находка
Не указано
Нефтеюганск
Нижневартовск
Нижнекамск
Нижний Новгород
Николаев
Ницца
Новокузнецк
Новороссийск
Новосибирск
Новоузенск
Новочеркасск
Новошахтинск
Ногинск
Нью-Йорк
Обнинск
Одесса
Одинцово
Омск
Орел
Оренбург
Орехово-Зуево
Павлоград
Париж
Пенза
Пермь
Петрозаводск
Подольск
Полоцк
Прага
Протвино
Псков
Пушкин
Пушкино
Пятигорск
Раменское
Ревда
Реутов
Рига
Ростов-на-Дону
Рыбинск
Рязань
Салават
Сальск
Самара
Сан-Матео
Санкт-Петербург
Саранск
Саратов
Сватово
Севастополь
Северодвинск
Семипалатинск
Сергиев Посад
Серпухов
Симферополь
Смела
Смоленск
Солигорск
Сосновый Бор
Сочи
Ставрополь
Старый Оскол
Стерлитамак
Ступино
Сумы
Сыктывкар
Тамбов
Ташкент
Тбилиси
Тверь
Тель-Авив
Тимашевск
Тирасполь
Тихвин
Тихорецк
Тольятти
Томск
Торонто
Туапсе
Туймазы
Тула
Тюмень
Ужгород
Улан-Удэ
Ульяновск
Усолье-Сибирское
Уссурийск
Усть-Кут
Уфа
Ухта
Франкфурт-на-Майне
Фролово
Хабаровск
Хайфа
Харьков
Хельсинки
Херсон
Химки
Хмельницкий
Цюрих
Чара
Чебоксары
Челябинск
Череповец
Чита
Шахты
Шымкент
Щелково
Электросталь
Энгельс
Ялта
ЯНАО Правохеттинский
Ярославль
Ярцево
Ясиноватая