articles
Есть профессиональная этика, которая не должна
позволять некомментируемые, бесконтрольные
манипуляции с психофизическими состояниями
(состояниями сознания).
И, наконец, есть уважение к человеческому
достоинству, которое делает непростительным
обращение с людьми в стиле секты, как бы
этот стиль не переименовывался.
Михаил Кларин
Тренинги стремительно и мощно вошли в жизнь неизбалованных психологическими изысками жителей постсоветского пространства. Однако также, как и божественный дар Прометея, огонь - они могут быть использованы как во благо, так и во зло. И зло это именуется заимствованным у англичан словосочетанием «деструктивный тренинг».
Для того, чтобы увидеть «деструктив» во всей красе, необходимо определить его место среди более добропорядочных собратьев. Прежде всего, имеет смысл различать тренинги, связанные с решением личных проблем, и тренинги, направленные на формирование определенных умений и навыков. Разница между ними, прежде всего, в целях и задачах.
Психологические тренинги или, так называемые, тренинги личностного роста помогают участникам обрести новый взгляд на свои проблемы. К сожалению, в этой перспективе иногда (далеко не всегда) открываются совсем не радостные стороны, но, вероятно, именно это открытие и дает новые возможности влиять на происходящее.
Пример.
Вы можете прийти к стоматологу с больным зубом. Желаемый эффект посещения – обычная пломба. Осмотр Вашего «больного места» предполагает, что потребуется удалять нерв. Кроме того, рядом обнаружилась еще парочка «дырявых» зубов, которыми имеет смысл заняться сейчас, чтобы не превращать их в серьезную неприятность в будущем. Конечно, узнав об этом, Вы можете «почувствовать себя еще хуже», а можете быть, удовлетворены работой Вашего стоматолога, который помог Вам адекватно оценить Вашу ситуацию и принять соответствующие меры уже сейчас.
Другая категория тренингов – тренинги умений и навыков (например, «Тайм-менеджмент» - искусство управлять временем), - вообще не ориентированы на решение личностных проблем участников. Желаемый результат таких тренингов может заключаться в выявлении неудачных стереотипов и ознакомлении с иными, более эффективными моделями поведения. В отличие от лекций или чтения литературы, тренинговая работа предполагает учет индивидуальных особенностей, работу с конкретными вопросами, дает участникам возможность попробовать применить полученные знания в смоделированной, игровой ситуации.
Результаты таких тренингов зависят от следующих факторов:
длительности и регулярности тренинговой работы,
индивидуальных способностей участников,
отношений, сложившихся в группе,
мастерства тренеров и пр.
Зримый эффект от прохождения тренинга как первого, так и второго типа заключается в том, чтобы слушатели осознали «неудачность» своей старой модели поведения и были способны применить новую, более результативную с учетом полученных знаний и выработанных умений. Однако отсутствие эффекта не означает деструктивности. Не стоит путать деструктивность тренинга с его низкой эффективностью. Удовлетворенность результатом зависит от многих составляющих: обещанного эффекта, ожидаемого, реально возможного и реально полученного. Иногда действительно бывает так, что реально возможный эффект не соответствует обещанному. Как правило, это происходит, когда организаторы не достаточно квалифицированны. (Кстати, завышенные обещания – один из признаков непрофессионализма и во многих других областях деятельности.) Именно в подобной ситуации Вам могут пообещать «сломать стереотипы поведения», которые формировались у человека на протяжении всей жизни, и вылепить из него нечто более совершенное. Как правило, компетентный человек с недоверием отнесется к подобным переменам. Когда желаемый эффект строится на основе таких обещаний, то, вероятно, спустя некоторое время по окончании тренинга, его участников ждет разочарование, поскольку ожидаемый результат просто не соответствует реальному.
При этом следует помнить, и то, что неквалифицированный тренер также может принести реальный вред участнику тренинга. Он будет выражаться в психических расстройствах разной степени интенсивности, например в депрессивном состоянии или в резком снижении самооценки на фоне других, более успешных участников. Мерой такого вреда могут послужить средства, которые человеку приходиться затратить, на полное восстановление (стоимость лекарственных средств, гонорар психотерапевта, материальные потери, связанные с невысокой трудоспособностью). Низкая квалификация тренера может проявляется не только в процессе тренинга, но и до его начала в пренебрежении правилами подбора участников. Дело в том, что все мы несколько иррациональны. Выражаясь проще: все мы немного «ТОГО…» (здесь уместен характерный жест: покручивание указательного пальца у виска). Разница только в том, на сколько «ТОГО…» и как именно «ТОГО…». Так вот, квалификация, в данном случае, должна помочь ему определить показана или не показана предлагаемая форма работы тому или иному человеку, еще до начала тренинга. К сожалению, на практике такая возможность не всегда предоставляется, например, при работе с персоналом фирмы, хозяин которой экономит на «мелочах» (с его точки зрения). Если тренер знакомится с участниками уже в процессе тренинга, такая диагностика проводится им на первых этапах работы, с тем чтобы иметь возможность предложить человеку, которому эта работа противопоказана, отказаться от дальнейшего участия. И здесь профессионализм ведущего проявляется в той мягкости и корректности, с которой он это сделает, чтобы не травмировать человека и не акцентировать внимание группы на этом эпизоде.
Однако некомпетентость тренера, как правило, неумышленна – нет никого более уверенного в своих силах, чем невежда. Поэтому основное внимание мне бы хотелось уделить именно тем ситуациям, когда тренеры СОЗНАТЕЛЬНО пренебрегают экологичностью т.е. морально-этической составляющей своей работы во имя иных, вполне прагматичных целей. Именно в сознательности и умышленности проявляется реальная деструктивность.
Экологичность же, (или известный врачебный принцип «не навреди») заключается в том, что никто, включая ведущего, не вправе брать на себя ответственность решать за человека то, как именно он должен воспринимать окружающий мир, как ему следует вести себя в той или иной ситуации, и уж тем более, внушать и навязывать фиктивные ценности и, якобы, «правильные» стереотипы.
Если мы тренируемся для того, чтобы научиться, например, быстро заполнять необходимые бланки или работать с новой компьютерной программой, то деструктивность может проявиться в том, что участники, потратив время на обучение, будут заполнять эти бланки неправильно или их работа с программой приведет компьютер в неработоспособное состояние.
Если же мы говорим о деструктивности именно психологических тренингов, то ситуация гораздо сложнее, а последствия плачевнее. Часто к таким результатам приводит не низкая квалификация тренера, а именно сознательное смещение целей работы с оказания помощи, на быстрое зарабатывание денег и привлечение максимального количества участников. Увы, жертвы таких, с позволения сказать, тренеров зачастую становятся постоянными клиентами психотерапевтов.
Случай из практики
Помимо тренерской работы я также занимаюсь индивидуальным консультированием. Был как раз период бурной активности одной из таких печально известных тренинговых компаний. В тот день у меня на приеме побывало несколько человек, принимавших участие в этих тренингах. Они страдали расстройствами разного характера и степени тяжести. Возвращаясь вечером домой, я встретил коллегу, уважаемого мною психотерапевта, и поделился с ней своим негодованием по поводу методов подобной работы. Коллега посмотрела на меня усталым после тяжелого дня взглядом и с огромной долей иронии в голосе сказала: «А чего ты возмущаешься? Пока они существуют, мы с тобой без работы не останемся».
Деструктивными могут быть как открытые, так и корпоративные тренинги. Под открытыми, подразумеваются группы, в которые приглашают всех желающих. Тренинговая компания объявляет как, правило, кричащую, заманчивую тему серии тренингов (обычно подобный курс делится на «ступени»: первая ступень для начинающих, вторая… и т.д.), и запускает на рынок весьма агрессивную рекламу. Часто в процессе работы первой ступени, применяя жесткие методики манипулирования состояниями сознания, от участников группы требуют привлечь к дальнейшей работе 3, 5, 10 своих друзей и знакомых. Это несколько напоминает многоуровневый маркетинг, и уже само по себе говорит об истинных целях организаторов. В случае невыполнения условий, не гнушаются такими методами как унижение человеческого достоинства и групповое давление. Неудивительно, что многие участники, не обладающие достаточно сильным характером (именно на таких и рассчитана заявляемая тема, она ведь обещает по окончании курса, фантастические успехи в жизни и бизнесе) подчиняются давлению и совершают несвойственные им поступки. Эти поступки оцениваются тренером и группой как первые шаги на пути к успеху. Таким образом, участник получает мощное подкрепление правильности своих действий на фоне страха, в случае неудачи, попасть под коллективный «пресс» группы и тренера. Часто руководители групп требуют от участников подписку о неразглашении происходящего и применяемых методиках. Результатом такого «тренинга» часто является маниакальное состояние, когда человек ощущает себя всемогущим членом некоего тайного сообщества таких же всемогущих сверхчеловеков. Его поведение действительно меняется, однако, последствия этих изменений бывают необратимы. Да, надо сказать, что многие в этот период достигают определенных успехов, например в бизнесе, благодаря, казалось бы, неукротимой энергии, полученной на тренинге. Они на какое-то время становятся живой рекламой предлагаемых услуг, однако, дальнейшие события, обычно, развиваются по вполне предсказуемому сценарию.
Дело в том, что каждый человеческий организм обладает своим энергетическим ресурсом, который он расходует в течение жизни. В отдельные сложные периоды этот ресурс задействован более интенсивно в иные менее. У каждого человека он свой и каждый, в соответствие со своим темпераментом, расходует его с той или иной экономичностью. Однако общим для всех является то, что ресурс этот ограничен или, иными словами, исчерпаем. В описываемый период, человек расходует его совершенно бесконтрольно, не осознавая, что за все приходится платить. И плата эта, как правило, гораздо дороже тех «успехов», которых он за это время добился.
Случай из жизни
Одна моя случайная знакомая долго и эмоционально рассказывала о том, каких успехов ей удалось достичь благодаря тому, что она прошла несколько ступеней подобного тренинга. Ее успехи, на самом деле, оказались не столь значимыми. По крайней мере, ей не понравилось то, как я реагировал на ее рассказ. Тогда она с энтузиазмом принялась рассказывать о том, каких успехов достигли ее друзья, окончившие курс на несколько месяцев раньше нее (они то, кстати, и привлекли ее на тренинг). Окончив свой рассказ и переведя дух, после некоторой паузы, она вдруг, уже совсем другим тоном, сказала: «Правда, многие из них, последнее время, почему-то стали болеть…»
В случае корпоративного заказа, когда какая-либо бизнес структура заказывает тренинг для своих сотрудников, ситуация еще хуже. Дело в том, что если на открытую группу человек приходит сам, и у него, по крайней мере, есть выбор, то сотрудник фирмы вынужден в этом участвовать. Понятно, что руководителя компании, зачастую, устраивают именно те несколько месяцев, в течение которых интенсивность труда сотрудников повысится, но дальше то что? А дальше – хоть трава не расти!
Случай из тренерской практики
По окончании одного из корпоративных тренингов мы с участниками группы задержались, чтобы поболтать и обменяться впечатлениями. Беседа шла живо и, как в последствие выяснилось, оказалась весьма поучительной. Среди нас присутствовала один молодой сотрудник, которого приняли на фирму недавно. Он рассказывал о тренингах, которым его самого и всех сотрудников подвергало (именно «подвергало», другого слова не подберу) руководство компании, которую он покинул. Не стану пересказывать всего услышанного, однако финальный эпизод произвел на всех присутствующих сильное впечатление. Когда этот парень решил сменить место работы и сообщил об этом руководителю, все сотрудники собрались в отдельной комнате, поставили его в центр круга и в течение шести(!) часов оказывали на него психологическое давление, пытались манипулировать его сознанием, внушая, что иначе, чем предательством его поступок считать нельзя. Когда рассказ новобранца был окончен, один из рядовых сотрудников демонстративно встал, подошел к руководителю компании (руководитель участвовал в нашем тренинге), пожал ему руку и поблагодарил за то, что тот выбрал более гуманные методы управления персоналом.
Для того, чтобы диагностировать потенциально деструктивный тренинг не обязательно быть дипломированным психологом. Просто люди, принимающие решения о «покупке» тренингов для себя и/или своих сотрудников должны понимать, какие цели они ставят перед собой. А затем необходимо постараться уяснить, какого стиля работы придерживается тренер:
1) тренинг как форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами формируются "нужные" и "стираются" вредные, ненужные, по мнению ведущего, типы поведения;
2) тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;
3) тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;
4) тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем. При такой форме работы "Ведущий" берет на себя ответственность только за создание для участников благоприятных и безопасных условий, в которых возможны самоизменения.
Помните, что хороший психологический тренинг – это путь к себе. Его результатом является устранение внутренних конфликтов, достижение гармонии со своим «Я» и окружающим миром. И если Вы будете достаточно внимательны при выборе направления и формы предстоящей работы, а также проясните для себя, подходит ли вам тот или иной стиль проведения занятий, то ваши шансы на успех значительно возрастут.
Реальные советы
1) потрудитесь, поинтересоваться квалификацией тренера (да, да… те самые сертификаты, гарантии, рекомендации, поручительства профессиональных организаций);
2) поинтересуйтесь условиями, в которых вам предлагают работать;
3) обязательно лично познакомьтесь с тренером, который будет проводить занятия, побеседуйте с ним, не стесняйтесь задать ему столько вопросов, сколько посчитаете нужным и проанализируйте, ваши чувства по отношению к нему, испытываете ли вы доверие к этому человеку;
4) поинтересуйтесь мнением тех людей, у которых есть опыт работы с этим специалистом, причем желательно, чтобы это были люди, у которых было время проанализировать результаты своего участия, а не те, кто еще пребывает в состоянии эйфории по окончании тренинга;
5) и, конечно, примените все те способы, которыми Вы пользуетесь при выборе стоматолога.
Мастерская Алексея Шнеера и его партнеров