articles О том, что «мешает» нам жить и как с этим «бороться» (часть 1. Блуждающий ум)
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


О том, что «мешает» нам жить и как с этим «бороться» (часть 1. Блуждающий ум)



Желающий исправить себя должен познать себя;

желающий познать себя должен испытать себя;

а желающему испытать себя надлежит войти внутрь себя…

Феофан Затворник

Я начинаю новую серию статей с главного виновника и источника всех проблем – «блуждающего» ума, так как именно он имеет самое первостепенное значение «портить» людям жизнь.

Блуждающий ум – это корень всех зол, первое звено цепочки причин, заставляющих страдать человека. Это опасный и коварный «бес-искуситель», который заставляет нас уверовать в его «благие» намерения, а сам плетет паутину иллюзии и лжи скрывающие «действительность». «Действительностью» я называю обиходное понятие «Реальности», которое не так искажено концептуальными значениями. Действительность остается тогда, когда исчезают все «ярлыки», навешенные нами же самими (т.е. собственным умом). Для упрощения понимания приведу такой пример: представим, что группе людей показали какой-то предмет, допустим сотовый телефон, и спросили у них нравится ли он им или нет. Часть группы ответит «нравится», часть скажет «не нравится», и еще будут такие, которые воздержаться в неопределенности. Так вот не зависимо от мнения людей и всех их оценок в действительности остается сам телефон, таков каков он есть. Оценочное суждение «видоизменяет/дробит» действительность «двойственностью» (нравится/не нравится, хороший/плохой), тем самым уводя нас в иллюзорность.

Всем нам известно с детства стихотворение Владимира Маяковского, которое начинается словами «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?..». Сын задает папе вопрос и папа ему разъясняет, что к чему. Я, конечно, не ставлю под сомнение значимость системы воспитания ребенка, но хочу показать из чего складываются наши убеждения, как они укореняются. Как-то на одном из тренингов я спросил девушку 19-ти лет может ли мама ошибаться. На что мне был дан четкий ответ: «Нет. Мама всегда права». Вот так! Конечно у мамы больше опыта, больше мудрости, и она хочет для дочери только хорошего, оградить от всего не желательного, пагубного,  но во всем ли она бывает «права»? А сколько такой «правды» идет от других людей знакомых или незнакомых, особенно сейчас через усовершенствованные средства массовой информации и это все обрушивается на голову человека.

Ум хороший помощник в повседневной жизни, когда находится у нас под контролем, в плане расчетов и планирования, но когда он внедряется в «бытие», в жизненные ситуации и обстоятельства, которые требуют точного и верного решение, здравого восприятия и отклика, то неизбежно терпит фиаско.

Ум человека неугомонен. Мысли огромным потоком движутся в нашей голове, они притягивают внимание ко всему – что было в прошлом, что есть сейчас, что возможно ожидает нас в будущем. Одна мысль сменяет другую «наиболее важную», а потом «прыгает» обратно и так заново и по кругу. Неудивительно, что человек к концу дня чувствует себя уставшим и изнеможенным от всей этой «мыслительной деятельности». Он хочет от этого потока информации как-то отвлечься, переключиться, заглушить. Так происходит пристрастие к компьютерной/телевизионной зависимости, алкоголю, наркотикам. Проявление панических атак – частный случай «работы» блуждающего ума. Однажды что-то увиденное, услышанное или почувствованное ум «интерпретировал» как опасность – угрозу уничтожения себя и «запаниковал», посылая каскад импульсов телу человека, постепенно «заякорив» негативную программу в сознании.

Блуждающий ум функционирует в постоянном действии. И кажется, что данному процессу невозможно противостоять. Однако это не так. ВНИМАНИЕ – вот ответ и решение. Чтобы избавиться от «рассеянного» ума и его пагубного влияния необходима сосредоточенность внимания (самый простой вариант перевести внимание с потока мыслей на дыхание). При этом не нужны длительные изнуряющие упражнения или особое проявление силы воли.

Ум очень податлив, он «впитывает» и «отражает» атмосферу и состояние всего того, что находится в зоне его внимания. На чем мы «сосредоточены» – тем мы и «становимся». То, что попадает к нам в ум, должно быть не менее важно, того, что попадает к нам в рот. Не качественная пища приведет к расстройству желудка, а может и к отравлению организма в целом. Так почему мы столь пренебрежительно относимся к своему психическому здоровью?

Трудность контроля блуждающего ума состоит лишь в том, что этот процесс продвигается очень медленно, особенно на первых порах. Но, а как может быть иначе, если человек прожил кто 20, кто 30, кто 40 и более лет согласно одной выбранной программе и «создал» такую глубокую колею «последовательности реагирования».

Не подчиненный ум – это не управляемая жизнь. Осознание того, что мы являемся пленниками собственного ума – есть первый шаг на пути к свободе. Однако делать ли этот шаг или нет – есть выбор ответственности самого человека.

Продолжение следует…

 

P.S. Дополнительную и более полную информацию о теме изложения можно получить из моих статей «Сдвиг сознания», «Где живет несчастье?», опубликованных на моем сайте (http://myworldpsy.ucoz.ru).

Сергей Кошелев

22 июня 2018 года






Об авторе статьи

`
Кошелев Сергей Юрьевич

Рейтинг психолога: 7 7

Кошелев Сергей Юрьевич

Психолог-консультант
Город: Тверь Стоимость приема: 1000 рублей
  •   Вопросы психологии
  •   Депрессия
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Психология отношений
  •   Психология семьи
  •   Секс
  •   Семья
  •   Страхи и фобии


Александр Бескоровайный |
Верно подмечено! Блуждающий ум подобен прыгающей с ветки на ветку беспокойной обезьяне :)

Добавить новый Комментарий


Психолог Раймова Елена

Раймова Елена

Врач-психотерапевт. Кризисный психолог. Эксперт по психосоциальной поддержке Российского...
Психолог Хаймович Алина Михайловна
Консультация по Skype

Хаймович Алина

Клинический психолог, психотерапевт, телесно-ориентированный терапевт, кинезиолог
Психолог Андреев Андрей Николаевич

Андреев Андрей

Педагог-психолог
Психолог Савченко Ирина Вячеславовна

Савченко Ирина

Психолог (диплом о высшем образовании). Работаю с детьми и их родителями по любым...
Психолог Шалганов Вячеслав Александрович

Шалганов Вячеслав

Психолог. Преподаватель психологии, клинический психолог. Когнитивно - поведенческая...
Психолог Герасимов Евгений Геннадьевич

Герасимов Евгений

Специалист по психосоматике, психосоматолог
Психолог Ворошилова Анна Леонидовна

Ворошилова Анна

Гештальт- консультант, работаю со взрослыми людьми




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍