Сизикова Татьяна Ильинична - психолог-консультант, преподаватель Восточно-Европейского Института Психоанализа, сертифицированный транзактный аналитик, тренер и супервизор Европейской Ассоциации Транзактного Анализа (TSTA EATA), обладатель почетного сертификата консультанта Европейской Ассоциации Консультирования (ЕАС), психотерапевт европейского регистра (EAP).
Янчукова Елена Викторовна – владелица студии Yoga Class, организатор и участник образовательной программы «Теория и навыки психотерапевтического консультирования».
- как Вы определяете понятие «профессионализм» практикующего консультанта (психотерапевта)?
Т.И.: Сегодня большинство российских психологов и психотерапевтов выстраивают свою работу путем смешения различных практик, методик, подходов и модальностей психотерапии, без соблюдения последовательного подхода к клиенту, маскируя недостаток специфических знаний о том, как важно направлять клиента к его изменениям на разных стадиях терапевтического процесса. Зачастую такая практика преподносится как интеграция и умение идти за клиентом, а на самом деле является соединением разрозненных частей, при отсутствии необходимой основы.
Профессионализм психотерапевта заключается именно в знании и применении последовательности, регулировании глубины терапии, в понимании готовности клиента идти глубже и умении ее проверять, а так же в заботе об эмоциональной безопасности клиента, необходимой для поддержания повседневной жизни.
Данный подход возможен только в том случае, если психотерапевт, освоив основы и базу, двигался в своем обучении шаг за шагом, осваивая глубоко, полностью и досконально одну модальность, постигая все оттенки, полутона и переходы и применяя последовательный подход в дальнейшей практике и работе с клиентами.
В международных стандартах обучения упор делается как раз на последовательный подход к обучению и к практике работы с клиентами, а так же на соблюдение профессиональных норм, установленных экспертами в области консультирования и психотерапии из различных стран.
- а что именно подразумевается под «профессиональными нормами» международных стандартов психотерапевтического консультирования?
Т.И.: Профессиональные нормы – это богатство и разнообразие, сведенное международным сообществом экспертов к грамотности использования знаний и опыта работы консультантов с широким кругом человеческих проблем, специфическими, действенными способами. Этот обобщенный опыт помогает продвинуть существующую практику, делает ее более свежей, острой, соответствующей духу времени в данной профессии.
Профессиональные нормы позволяют определить оптимальный подход, с точки зрения количества и объема, содержания, времени и качества подготовки профессиональных специалистов.
- действительно ли международные стандарты так важны в нашей стране и в чем заключаются их особенности?
Е.В.: На сегодняшний момент, существует огромное количество обучающих программ, тренингов, курсов и подходов к обучению специалистов по психотерапевтическому консультированию. И выбрать из всего потока информации подходящую программу, и, главное, грамотного преподавателя, задача довольно сложная. Зачастую в этом поиске мы надеемся обнаружить специалистов, отвечающих высоким стандартам качества обучения, которые смогут помимо грамотной передачи информации, научить нас в дальнейшем качественно входить в контакт с собой и с людьми. Будь то общение с ближайшим кругом друзей и родных, либо непосредственная работа с клиентами в качестве психотерапевтического консультанта.
Т.И.: Международные стандарты обучения предполагают оптимальное соотношение освоения необходимого объема теории и навыков консультирования с реалистической скоростью и глубиной, с постепенным усложнением заданий и обеспечением экологичности процесса эмоциональной помощи, избегающее слишком быстрого или чрезмерно глубокого проникновения в психику клиента и угрозы срыва психологических защит.
Международные стандарты включают обучение этическому мышлению для проведения гуманистических принципов и ценностей, а так же минимизации риска повреждения клиентов при решении этических дилемм.
Особенность программы обучения по международным стандартам заключается в том, что в начале обучения слушатели сразу начинают отрабатывать в группе практические навыки консультирования, что позволяет глубоко погрузиться в процесс непосредственной межличностной работы. Только после практической отработки навыков, слушателям освещаются теоретические темы психотерапевтического консультирования.
На этапе освоения практических навыков консультирования значительную роль играет место проведения обучения.
- каким образом место проведения обучения может влиять на качество освоения материала?
Т.И.: Приветливая атмосфера, очень заботливое отношение и пространство, в котором лидеры и участники чувствуют себя желанными, значимыми и получают эмоциональную поддержку во время сильного мыслительного и эмоционального напряжения при освоении сложных и глубоких тем – все это располагает к наиболее эффективному прохождению и отработке навыков консультирования.
Эмпатическая поддержка защищает человеческую ценность, дает право на ошибку, помогает восстановиться, снижает уровень тревоги по поводу того, что что-то можно сделать неудачно.
Е.В.: Yoga Class – это уникальное пространство, которое мы создали и поддерживаем для гармоничного внутреннего и внешнего развития наших гостей. Особенностью студии является создание домашней, уютной атмосферы, располагающей к доверительному и душевному общению между слушателями и клиентами студии. Такая обстановка, с свою очередь, позволит комфортно и эффективно пройти курс обучения, а четкая, прозрачная и продуманная организация позволит сконцентрировать внимание слушателя на собственном обучении и личностном развитии, не отвлекая его на лишние административные вопросы.
По нашим наблюдениям и отзывам участников семинаров, слушатели, проходящие обучение в студии Yoga Class, отличаются способностью к исследованию себя, к проработке своих личностных проблем, они готовы к серьезным и глубинным процессам, а так же они являются интересными и творческими людьми.
У нас открыт набор в осеннюю группу, и есть возможность присоединиться на обучение психотерапевтическому консультированию по международным стандартам с выдающимся психотерапевтом Сизиковой Татьяной Ильиничной.
- какие обязательства накладываются на специалиста, работающего по международным стандартам?
Т.И.: Международные стандарты предполагают ответственность профессионалов за качество предоставляемых услуг и обязательства специалистов решать свои личностные проблемы, которые могут мешать им консультировать клиентов.
Международные стандарты требуют от специалистов самодисциплины, которая является нормой, требующей от него адекватной заботы о своих личностных и профессиональных потребностях, эффективного восстановления своей энергии и получения достаточных и разнообразных стимулов от качества собственной жизни и взаимоотношений со своими близкими, со своими коллегами, со своими преподавателями и супервизором (руководителем профессиональной практики).
- если обобщить все вышесказанное, что же такое международные стандарты обучения психотерапевтическому консультированию?
Т.И.: Международные стандарты обучения – это залог реального профессионализма, они позволяют составить четкое представление о структуре и функции психики, позволяют быстро определить характер трудностей клиента и установить их специфику так, чтобы оказать ему реальную действенную помощь и признавая уникальность его личности, сберегать его энергию и ресурсы, придерживаясь ясно обозначенной цели его изменений в процессе консультирования.
Информация про образовательную программу «Теория и навыки психотерапевтического консультирования» -
http://www.yoga-class.ru/educational_program/