articles
У каждой патологии своя мать…
Поводом для написания этой статьи послужила эта фраза в статье моей коллеги Надежды Кузьминой, посвященной психосоматике. Я подумала, что неплохо было бы составить некую галерею образов семей и в первую очередь матерей, у которых ребенок приобретает то или иное психологическое или даже психическое заболевание. Хочу сразу оговориться, что мое исследование не носит научно характера, тем более не следует рассматривать приведенную классификацию, как единственно существующую. Это не так. Почти каждый автор составил свою типологию характеров, акцентуаций, расстройств. Я выбрала те, которые были интересны. Это скорее бытовые зарисовки, такие «картинки с выставки». И тем не менее, возможно, что-то окажется полезным для вас. Итак…
Как воспитать параноика.
Глеб Жеглов отчасти
У будущего параноика, как правило, родители так же параноики. Они растили детей в атмосфере недоверия и враждебности к окружающему миру. Основной их лозунг «Довеять можно только своим». Иногда это приводит к тому, что по факту в окружении маленького параноика при этом оказываются более открытые и эмпатичные люди, чем его семья. Основными факторами, которые приводят к формированию такого характера являлись наказания, полностью зависящие от каприза взрослых, критицизм вкупе с моральным унижением. Самое главное, чего лишены маленькие параноики – это переживание радости и удовлетворения от того, что можно жить и действовать по собственной инициативе и воле, переживание определенной степени свободы.
Однако такое отношение, как правило, расценивалось как проявление заботы и участия.
Если в семье все же присутствовали тепло и стабильность, которые сочетались с высмеиванием и сарказмом, то вырастал более «здоровый», если можно так сказать «невротичный» параноик. Если же ребенок был постоянным объектом насмешек и служил «помойным ведром», куда взрослые выкидывали свою ненависть, отчуждение, то у него было много шансов стать параноиком пограничного уровня.
Другим мощным фактором, оказывающим влияние на формирование параноидной организации личности, является тревога, которую невозможно контролировать. Ее передает своему ребенку гипер-тревожная мать. В силу переживания тревоги она отрицала проблемы ребенка, потому что сама не могла их вынести и справиться с ними (вспомним про контейнирование, когда достаточная хорошая мать способна «забрать» у своего малыша его тревогу, «переварить» ее и вернуть уже в приемлемом виде обратно ребенку, чтобы он смог уже с ней справиться). Либо, напротив, любая мелочь вырастала в ее представлении до катастрофических масштабов и она не могла отделить свои фантазии от реальности. В итоге ребенок получал сообщение, что и его личные чувства и фантазии обладают реальной разрушительной силой.
Подытоживая, можно сказать, что в основе воспитания ребенка параноика стоят критикующий, пугающий и импульсивный отец и мать, неспособная помочь ребенку справиться с его же пугающими чувствами (страхом, гневом, ненавистью), не делая их еще ужаснее.
Впоследствии, уже во взрослом возрасте параноики пытаются вступать в схватку с невидимым врагом и символически победить преследующего родителя из собственного детства.
Как воспитать депрессивного
Из великих – Э. Хемингуэй, Дж. Лондон…
Возникновению депрессивного склада характера в первую очередь способствует несчастливое, тоскливое детство. Резкие негативные замечания, упреки, указания на неудачи (что само по себе является именно подкреплением переживания неудачи в будущем, такое самосбывающееся пророчество), и даже оскорбления формируют чувство беспомощности, безнадежности, невозможности ничего изменить. Еще большее влияние оказывают физическое насилие, в том числе и в виде наказаний. Часто дети, которые впоследствии развивают депрессивные черты, являются вовлеченными в родительские скандалы, ссоры на эмоциональном уровне.
Дополнительным фактором может стать наличие психически или органически нездорового родителя, что, по сути, создает хроническую стрессовую ситуацию в семье.
Затяжной и внезапный стресс особо опасен, так как неспособность и неготовность справляться с жизненными трудностями ребенка – подростка, привыкшего уже к одиночеству, подготавливает «благодатную» почву для формирования депрессивного характера.
Отмечено, что потеря матери в возрасте до 11 лет способствует возникновению частых депрессивных состояний и переживаний уже во взрослом возрасте.
Как воспитать обсессивно – компульсивного
Порвалось мочало – начинай сначала или заезженная пластинка
Одним из факторов возникновения ОКР считают биологические нарушения, в частности, родовую травму. Но мы не будем останавливаться на подобных случаях. Нас больше интересуют психологические причины возникновения навязчивых мыслей и действий.
Обычно у такого ребенка такие же родители, которые и передают ему свои паттерны поведения. Такие родители воспринимают процесс воспитания своего чада, как серьезную и ответственную работу и стараются справиться с поставленной задачей идеально. Как правило, родители сами страдают обсессивно - компульсивным расстройством. Все их усилия направлены на то, чтобы не допустить ошибок в воспитании. Для этого они много читают специализированной литературы, обращаются к специалистам по воспитанию и развитию детей или опираются на общепринятые правила и опыт. И, к сожалению, совсем не доверяют собственной интуиции и не учитывают особенностей самого ребенка. Родители могут выступать строгими и контролирующими фигурами, которые стараются сами от себя скрыть и не проявлять негативных чувств и эмоций. Того же они будут требовать и от ребенка. К детям слишком рано начинают предъявляться требования в послушании, повиновении. И вместе с этим существует запрет на проявление «неприемлемых» чувств и фантазий. В результате ребенок научается не доверять собственным ощущениям и чувствам, зато рано учится опираться на некие авторитетные мнения, привыкает все держать под контролем и поступать всегда исключительно правильно. А в итоге в качестве симптомов появляются компульсии и обсессии и их тем больше, чем больше отвергаемых чувств…
Как воспитать нарцисса
Мачеха Белоснежки
Мать нарцисса чаще всего сама нарцисс. Это хорошо организованная женщина, дом ее содержится в полном порядке. Она может много уделять внимания своему чаду, водить его на всевозможные секции, кружки, развивающие занятия. На него будут возлагаться большие надежды. Но в то же время это холодная, отчужденная, бездушная и бессердечная мать. Как будто у нее отсутствует внутренний, камертон, с помощью которого она могла бы улавливать и различать настроения и состояния своего ребенка. Зато она переполнена невербализуемой агрессии.
Ребенок для такой матери – продолжение ее самой. Часто уже от рождения он обладает неким качеством, которое вызывает зависть и восхищение. И тогда ребенок превращается в объект ее нарциссического удовлетворения. При этом происходит слишком ранняя принудительная сепарация (до 18 месяцев). Мать фактически рассматривает ребенка, как некое ее расширение. А. Миллер подчеркивает, что ребенок интуитивно воспринимает потребность матери в нарциссическом удовлетворении через него, обеспечивающем ему условную любовь. Любовь к ребенку оказывается обусловленной родительскими нуждами. К ребенку предъявляются требования быть совершенством, за которыми, как правило, стоит зависть. В семьях с нарциссической динамикой аутентичность самовыражения детей подавляется, поощряется соответствие родительским потребностям и стандартам. Если ребенок оказывается на высоте, то это повышает материнское самоуважение. Если же ребенок где-то провалился, то это опять же служит повышению материнской самооценки – она-то уж точно лучше!! Можно сказать, что нарциссическая патология произрастает из проекции идеального родительского Я на ребенка. Нарциссов можно в полной мере назвать использованными детьми. Впоследствии они могут добиться больших социальных успехов, стать в полной мере грандиозной личностью, которой многие будут восхищаться, не зная их подноготную. Но достигается это за счет полной внутренней опустошенности.
Развитие грандиозности в этом случае сочетается с параноидностью ожидания грозящего предательства, со страхом неминуемого бедствия: в любой момент мать может покинуть или унизить своего «визави» (Соколова Е.Т.).
Как воспитать шизоида
Человек рассеянный с улицы Бассейной или Эйнштейн
В семье с шизоидным ребенком почти всегда присутствует двойственность. Возможны два враждебных лагеря, когда один из супругов создает коалицию с детьми против другого супруга, перекошенные семьи, где присутствует доминирующая властная мать вкупе с подкаблучником и неудачником отцом или наоборот, деспотичный отец – соперник своим сыновьям, стремящийся подорвать их уверенность в себе и унижающий жену.
Есть такое понятие, как шизофреногенная мать. Она склонна всем руководить и властвовать, и вместе с тем она сильно тревожна и страдает недостатком эмпатии. Послания, которые исходят от нее, носят противоречивый двойственный характер. Например, такая мать может переживать по поводу лишних килограммов у своей дочери и одновременно покупать ей вкусные торты.
Хилл описывает матерей шизофреников как злобных и враждебных неудачниц. На первый взгляд кажется, что они заботятся о своих детях, но подсознательно они их ненавидят.
В отношениях присутствует либо изоляция, либо симбиоз (особенно в неполных семьях), когда мать становится вездесущей, проникающей повсеместно в жизнь своего ребенка, она может читать его личные дневники, рыться в его личных вещах, знает о его сексуальной жизни в подробностях. Люди, выросшие у такой матери впоследствии рисуют дома с прозрачными крышами, открытые головы (но это уже в тяжелых случаях). Все это приводит к тому, что собственное Я ребенка уничтожается, круг его социальных контактов резко сужается, родитель идеализируется, а сам ребенок обесценивается, и тогда он имеет все шансы повторить жизненный путь родителя.
При изоляции присутствует открытое неприятие и отвержение ребенка, эмоциональная заторможенность и холодность, инфантильность, безответственность вплоть до садистических наклонностей и проявлений.
В итоге ребенок научается жить на два лагеря – скудной внешней жизнью и насыщенной внутренней.
Кстати, большинство выдающихся людей, внесших свой вклад в развитие науки, искусства, литературы имели именно шизоидный характер. Они сумели свой богатый внутренний мир все же представить миру.
Как вырастить истероида
Типичный представитель – Карлсон
Ребенок истероид – это ребенок – театр, ребенок - представление. А для того что бы было возможно лицедейство, необходимы зрители. Кстати, среди актеров достаточно людей с подобной организацией личности, хотя, как правило, артисты они довольно поверхностные.
Родители истероида всегда вокруг него, озабочены его здоровьем, состоянием, достижениями. Много хвалят за незначительные успехи и даже промахи умудряются поставить ему в заслугу, а козлами отпущения сделать окружающих. Занятия и кружки, куда родители водят свое чадо – исключительно модные и престижные.
Такому ребенку много, чего позволено. Он – центр вселенной, кумир семьи, все знакомы и родственники просто обязаны им так же восхищаться. Более объективные знакомые, которые не готовы так уж безоговорочно признавать величие и великолепие ребенка, отлучаются от дома.
Истероидность ребенок получает в наследство от своих родителей – истероидов. И так же в наследство получают задачу добиться того и прожить такую жизнь, какую хотели бы прожить его родители – стать богатым, влиятельным, всеми обожаемым.
В результате формируется потребность всегда находится в центре внимания, быть обожаемым, исключительным, самым-самым.
Как вырастить мазохиста
Так же известен как Пьеро. Большинство героев романов Достоевского Ф.М. тоже мазохисты.
Мазохистический характер формируется до трех лет, когда ребенок научается самостоятельности – есть, ходить, говорить и приучается к гигиене …
Если родители стыдятся его, испытывают отвращение, когда ребенок запачкался, что-то сломал или испортил, особенно в присутствии других, плохо одет или плохо себя ведет, тогда и начинают формироваться мазохистические черты. Ребенок начинает чувствовать себя униженным, пристыженным, опозоренным – недостойным по всем статьям. У него отнимают саму возможность действовать и двигаться, как ему того хочется и заставляют испытывать стыд от «приятной запачканности».
При половом созревании все только усугубляется, поскольку родители относятся к сексу, как к чему-то грязному и передают свои «знания» ребенку. Унижение, стыд за собственное поведение становятся нестерпимыми.
Часто у маленького мазохиста родители – садисты. Они транслируют своим поведением и отношением следующее: мы не можем выносить тебя со всеми твоими живыми проявлениями, голодом, капризами, чувствами, в общем, мы не справляемся со всем тем, что ты от нас требуешь. Вот когда перестанешь хотеть – жить для себя, а еще лучше будешь жить для других – для нас, вот тогда приходи, и мы тебя полюбим. И формируется устойчивая связь – для того, чтобы любили, надо страдать и жить для других. Лишения и страдания становятся большой ценностью.