articles
Маленькому ребенку, для удовлетворения его потребностей нужен кто-то другой, взрослый.
Хорошо, когда последний своевременно оказывается рядом и может дать то, что необходимо малышу. Однако, в силу разных причин, часто это бывает невозможным. И тогда маленький человек вынужден научиться справляться с фрустрацией сам. Ему приходится находить свой способ для выживания в определенных условиях. Так появляется приспособление.
Учитывая, что по сравнению с любым взрослым, у ребенка гораздо меньше доступных ресурсов и опыта, такие приспособления далеко не всегда бывают самыми удачными из возможных вариантов. Но это все, на что оказался способен малыш в конкретной ситуации.
И вот ребенок вырос, стал взрослым….
Теперь ему много, что доступно. Но по привычке он продолжает использовать те «кривые-косые» приспособления, которые позволили ему пережить трудные моменты в детстве. Теперь эти способы не только не работают, но и мешают нормальному функционированию в различных областях жизни человека. Они погружают его в регресс, буквально отбрасывая к тому времени, когда он был маленьким, зависимым и беспомощным.
Работая с подобным клиентом, важно исследовать специфику его манеры построения контакта. Если в опыте клиента присутствуют в основном такие механизмы, где он привык полагаться только на себя, не замечать рядом другого, не знать, как и для чего принимать помощь - то это значимый маркер для специалиста при выборе способа работы с таким клиентом.
В виду вышеизложенного, разделяю мнение тех коллег, считающих, что в определенных случаях те направления в психологии, которые связаны с управлением внутренними процессами (визуализация, гипноз, поведенческие тренировки и др.), малоэффективны или не помогают. Например, техники саморегуляции и самоописания, в которых человек сам себя начинает еще лучше понимать и точнее описывать, являются либо нейтральными, либо токсичными. Они усиливают главный момент – «я сам справлюсь». Эти тактики опираются на нарциссические черты человека, фокусируя его на установке «Я сам». Даже аналитические механизмы не будут давать нужного эффекта, потому что нет так необходимого в этом случае «отзеркаливания» - ведь пустоту нельзя увидеть в зеркале. Таким образом, прекрасно работающие в других случаях инструменты, при работе с человеком, имеющем, например, нарциссическое устройство личности, становятся бесполезными или вовсе вредят. Так как раз за разом будут воспроизводить ту ситуацию, которая сложилась изначально с родительской фигурой - «ты один сам справляешься».
В подобных случаях наиболее применимыми можно считать диалоговые методы, в которых сильный акцент делается на встречу, в которых что-то происходит между клиентом и специалистом, и это создается двумя сторонами. Такие механизмы будут целительными. Близость клиента и специалиста возможна в тех точках соприкосновения, где они что-то сделали вместе. Именно поэтому так важно, чтобы намерение разрешить запрос присутствовало с обеих сторон. Это сотрудничество. Это два человека, которые единомоментно делают одно дело. При этом важен даже не обмен чувствами, а именно встреча, общее действие и вклад обеих сторон.
Задача специалиста ясна.
У клиента она неявная, но очень важная для всего процесса работы - быть распознанным. Приобрести опыт когда, когда ценным является он сам, а не та функция, которую он выполняет. То есть вместе с клиентом открыть возможность замечать не результат, а самого человека.