articles Право на несвободу
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Право на несвободу



Мы все знаем, что определяем далеко не все в нашей жизни – а иногда случается и так, что наше влияние ограничивается лишь какой-то одной областью, оставляя прочее под контролем случая. И это всегда вызывает у нас искушение признаться себе и другим в своей беспомощности и неспособности изменить что-либо в своей жизни. Начитанный клиент вполне может сказать своему терапевту в такой ситуации, что его бессознательное полностью управляет им, и он сам ничего не может сделать. Начитанный терапевт после этого обязательно спросит, чье это бессознательное.

Эксперимент Селигмана с выученной беспомощностью собак описывают как классический в социальной психологии: собаку сажают в клетку, из которой она не может выбраться, и бьют током, после чего она уже не стремится выбраться из другой, открытой клетки, и смиренно сносит удары током и в ней. При описании этого эксперимента часто забывается два обстоятельства: во-первых, примерно треть собак продолжала бунтовать против эксперимента и в открытой клетке – и беспомощности учиться отказывалась. И, во-вторых, беспомощности собак необходимо было обучать, поскольку их естественное состояние было куда более свободным.

По Мэю, свобода человека заключается, прежде всего, в том, чтобы знать о своей предопределенности и уметь держать в голове несколько различных возможностей для каждой встречающейся ситуации. Мы знаем, что обстоятельства вынуждают нас к тем или иным действиям, однако совершать их или нет – решать нам. Говоря языком консумеризма, свобода действия – это возможность, находясь в супермаркете, и понимая, что товары преподносятся таким образом, чтобы мы их купили, выбрать, покупать их или нет. При этом свобода действия предполагает и возможность от этой свободы отказаться.

Экзистенциальные психологи выделяют еще один вид свободы, который доступен человеку: свобода не действовать, а быть. Такая сущностная свобода обычно осознается нами еще хуже, чем свобода действия: если последнюю мы себе представляем хотя бы приблизительно, то к тому, чтобы свободно быть, подступаются не все и не всегда. Возвращаясь в супермаркет абзацем выше, ответьте для себя на вопрос: а как кто вы покупаете то, что покупаете?

Франкл во время своего пребывания в концентрационном лагере отмечал, помимо прочего, и то, насколько внутренне свободным может оставаться человек, будучи в заключении и не имея практически никакой свободы действия. Одновременно мы все видим, насколько внутренне скованными остаются люди, обладающие на самом деле большой свободой действия, и это может нас привести к некорректному выводу о том, что эти два проявления свободы взаимно исключают друг друга.

По зрелому размышлению, наш концлагерь мы таскаем за собой всюду: это и есть все те вещи, которые нас ограничивают, принуждают и предопределяют наше поведение. Но при этом у нас остается право выбирать, как и чем отвечать на это принуждение и кем при этом оставаться. Равно как и право отказаться от выбора.

Вывод: мы выстраиваем свою жизнь таким образом, что снимаем с себя ответственность за происходящее с нами, и наше окружение нам в этом помогает. Люди же, поднимающие бунт против происходящего с ним, воспринимаются большинством как глупцы. В то же время собаки Селигмана, бунтовавшие против своей нелегкой судьбы, пусть и не всегда получали освобождение от тока, приобретали нечто большее: возможность не обучать себя беспомощности.

Совет №1: помните, что свобода существует там, где есть рамки. Уже просто потому, что, говоря «свобода», мы отграничиваем ее от «несвободы». И эти рамки мы выставляем себе самостоятельно.

Совет №2: вопрос о том, соблюдает ли человек пост, часто звучит последнее время. И ответить на него можно несколькими способами: «да, ведь это нужно/принято», «да, так как я православный», «нет, это глупо», «нет, я же не верующий» и так далее. И здесь, как в старом анекдоте, есть один нюанс: быть свободным можно как соблюдая, так и не соблюдая ограничения. Но только если ответ будет звучать как «да, так как это мой выбор» или «нет, так как это мой выбор».

http://www.istrigin.ru/303






Об авторе статьи

`
Стригин Иван Алексеевич

Рейтинг психолога: 7 7

Стригин Иван Алексеевич

Клинический психолог, экзистенциальный консультант, специалист по работе с психологической травмой
Город: Москва Стоимость приема: 3000 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Вопросы психологии
  •   Депрессия
  •   Зависимости
  •   Кризисы и травмы
  •   Отношения
  •   Психология бизнеса
  •   Психология личности
  •   Психология семьи


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Радченко Виталий Сергеевич
Консультация по Skype

Радченко Виталий

Практический психолог, психолог-психотерапевт, консультант. Являюсь адептом...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Гасанова Нармина Эльхан

Гасанова Нармина

Психолог-консультант , работаю в интегральном подходе
Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍