articles
Теории привязанности была разработана Д. Боулби и основывается на концепции, что ребенку для оптимального развития необходима надежная привязанность со значимым взрослым. Как правило в этой роли выступает мать ребенка.
Привязанность – это эмоциональная основа контакта, которая дает ребенку ощущение безопасности и доверия к окружающему миру, формируется в детстве и распространяется на все этапы жизни и взаимоотношения. У ребенка в раннем возрасте происходит запечатление того, как его воспринимал значимый взрослый, какой эмоциональный контакт он строил с ним и именно это запечатление ребенок переносит в свою взрослую жизнь. Сформированная в раннем возрасте привязанность представляет собой эмоциональную основу всей жизни человека.
Выделяются 3 основные типа привязанности:
Надежная привязанность - взрослый чутко реагирует на эмоциональное состояние ребенка и у него удовлетворены его основанные потребности в близости, принятии и безопасности.
Избегающая привязанность - взрослый отвергает потребности ребенка в близком контакте и поддержке, различными способами игнорирует взаимодействия с ним.
Неуверенная и амбивалентная привязанность - взрослый демонстрирует противоречивое и непоследовательное поведение в отношении ребенка: иногда проявляет отзывчивость и принятие, а иногда холодность и отвержение. В результате ребенок не знает, что ожидать в следующий момент от взрослого и от чего будет зависеть его поведение.
Какие особенности во взаимодействии дает нам каждый тип привязанности?
Надежная привязанность дает возможность устанавливать во взрослой жизни близкие, доверительные и открытие контакты. Люди с надежной привязанностью устанавливают близкие взаимоотношения, оставаясь при этом самостоятельным и независимыми, они более уверены в себе, эмоционально устойчивы, доверяют окружающим, реже изменяют партнеру и реже ревнуют. Чаще испытывают позитивные эмоции и яркие оргазмы. Более стрессоустойчивы.
Избегающая привязанность проявляется как холодные и дистантные взаимоотношения. Такие контакты могут быть функционально хорошо организованные, но не иметь эмоционального контекста. Яркий пример – идеальные семьи, в которых четко распределены роли, они прекрасно функционируют, у них есть идеал семьи, к которому они стремятся, дети хорошо учатся, а родители успешны на работе. При этом дома за одним столом они чужие люди, которые в лучшем случае могут обсудить политические новости и план закупки продуктов на завтра. Избегающая привязанность может привести к отсутствию близких и теплых взаимоотношений, невозможностью построить семью.
Люди с амбивалентной привязанностью часто проявляют противоречивые и тревожные чувства в отношении партнера. Такие взаимоотношения могут носить созависимый характер, в котором есть потребность в близком контакте с партнером, доходящая до настойчивого требования внимания, желания обладания партнером, вплоть до тотального контроля жизни партнера. Такие взаимоотношения могут сопровождать сильным чувством ревности, перепадами настроения, обидами на партнера и «молчаливой дистанцией». Люди с амбивалентной привязанностью чаще меняют сексуальных партнеров, могут быть неразборчивы в сексуальных контактах.
Возможно ли становление и формирование надежной привязанности во взрослом возрасте у людей, у которых в детстве сформировалась избегающая и амбивалентная привязанности? Это одна из задач терапии помочь осознать клиенту, что та модель взаимоотношений, которая была заложена в детстве не является единственной. Создав в терапии с психотерапевтом надежную привязанность, клиент может перенести эту модель в свою жизнь и получать удовольствие от общения с теми людьми, с которыми нам действительно хотел бы общаться.