articles
Возможно, сейчас не самое подходящее время для написания статьи, посвященной проблематике института приемной семьи. Не время, поскольку жизнь в нашей стране стремительно усложняется. Однако приемные семьи, которые уже существуют или будут созданы совсем скоро, нуждаются в профессиональной поддержке.
В этой статье я ставлю для себя задачу рассказать о том, что необходимо знать о себе и о детях - сиротах, каждом, кто желает стать приемным родителем.
Об этом много пишут. Я же отличаюсь от прочих психологов тем, что лично, прошел через непростую школу пребывания в детском доме, находясь в котором я познал разные формы опеки и попытки усыновления. Это скорее мой недостаток, чем преимущество, ибо меня всегда можно обвинить в субъективности, обиженности или озлобленности.
Действительно, к любому человеку, который пришел в детский дом совершить добро, всегда относятся скорее с безусловным одобрением. Мне трудно прятать свою подозрительность к таким людям, ибо я познал обратную сторону добрых намерений.
Жизнь научила меня следующему. Сложно разобраться в собственной мотивации, мы склонны не замечать за добрыми намереньями собственные неудовлетворенный потребности, которые порождают необоснованные ожидания, возлагаемые на ребенка-сироту. А это само по себе может быть залогом нового горя и тяжкого испытания для ребенка, по отношению к которому пытаются совершить добро.
Для начала мне хочется выразить свое мнение и понимание того, что такое приемная семья в целом и приемные родители в частности.
Я считаю, что приемные родители –это люди, которые пытаются лечить наше общество от социальной болезни, под названием «дети-сироты». Приемная семья – это несомненно самый эффективный способ социализации и реабилитации детей-сирот.
Было время, когда государственные сиротские учреждения также справлялись с задачей социализации и адаптации сирот. Экономическая и социальная модель в нашей стране значительно изменилась. Мы стали более открыты для международного опыта по борьбе с этой социальной болезнью. При этом общий уровень психологической поддержки и профилактики психических заболеваний как у приемных родителей, так и у их приемных детей не дотягивает до западных стандартов.
Россия старается всеми возможными способами помочь приемным родителям, а также придерживается стратегии передачи, для дальнейшего воспитания, детей-сирот в семью. Отчасти стратегия, которую государство реализует в отношении воспитания сирот, в том числе и социальных сирот, говорит о том, что материальный уровень жизни наших граждан значительно вырос, ибо в недавнем советском прошлом, государство придерживалось стратегии воспитания сирот в госучреждениях (детских домах, интернатах и т.п).
Вероятно, нравственное и духовное состояние россиян также значительно изменилось в лучшую сторону, если сравнивать его с духовным обликом советских граждан. Сегодня люди массово идут в детские дома не только для того чтобы усыновить или удочерить сироту, но и просто для того чтобы оказать духовную и материальную поддержку детям, переживающим трагедию сиротства. Особенно много волонтеров и добровольных помощников среди православной молодежи. К несчастью, в нашей стране не бывает бочки меда, не содержащей в себе, ложки дегтя! «Социальный медок» у нас всегда горьковат.
Итак, несколько фактов, расстраивающих оптимистическую картину, которую я нарисовал выше:
- капитализм, каким мы его наблюдаем в нашей стране, не может обойтись без армии нищих и голодных. Следовательно, сироты есть и будут массово появляться дальше. Это побочный продукт современной экономической модели;
- в детские дома действительно приходят люди нравственно и духовно выдающиеся, настоящие праведники. Также там появляются люди самые обыкновенные, грешные, а порой откровенные мерзавцы и негодяи, встречаются психически травмированные, страдающие некоторыми видами «особенностей психического развития», проявляющихся, в том числе и в сексуальной ориентации и способах удовлетворения половой потребности. Однако, на несовершенство человеческой природы в детских домах всегда закрывали глаза, ибо нельзя критически рассматривать человека, который якобы имеет святое, благое намеренье. Существуют курсы подготовки в приемные родители. Как правило, на подобных курсах акцент смещается на проблемы сирот и порядок их адаптации в семью;
- сироты – это средство, способ, материал, как кому удобно или угодно. Сироты помогают нам почувствовать себя праведниками! Дети, оставшиеся без попечения родителей, компенсируют невозможность иметь своих собственных «кровных» детей, создают возможность реализовать собственные творческие идеи людям, не способным иметь детей. Пожалуй, это один из самых трагичных фактов жизни детей-сирот, который навсегда превращает их в продукт потребления, или в средство реализации человеческого потенциала взрослого. Как бы это ни цинично звучало, детский дом сегодня - это биржа! Зачастую детей возвращают назад только из-за того, что руководство забыло предупредить о физическом, психическом, духовном и даже генном состоянии бывших кровных родителей сироты. То есть, люди приходят и выбирают ребенка получше, так сказать покачественнее в смысле изначального его производства на свет кровными родителями. Некоторые праведники усыновляют детей инвалидов, совершенно не считаясь с собственной духовной, психической, а также финансовой реальностью. Для тех, кто не понимает разницу, дополнительно поясню: в кровной семье, если она психически здорова, духовно, материально благополучна – ребенок, все-таки объект любви, обретенный естественным путем. Приемный ребенок обретается искусственным путем, его ещё предстоит полюбить, поскольку в начале, сироту, жалеют и только потом любят, если приемные родители оказываются способны на любовь;
- дети-сироты всегда тянутся к потенциальным приемным родителям, ибо приемная семья, для сироты –это тоже возможность компенсировать потерю кровных родителей. Я знаю случай, когда воспитанник детского дома, в подростковом возрасте отказался уходить в приемную семью, предпочел остаться в детском доме до момента выпуска. Это объяснялось тем, что он уже имел трагический опыт пребывания в потенциальной приемной семье. Я это к тому, что если бы детям-сиротам рассказывали бы правду о психическом, духовном состоянии потенциальных приемных родителей, то возможно многие из них предпочли оставаться на государственном попечении. То есть, по умолчанию, факт усыновления в общественном сознании считается большим благом. Так оно и есть, но лишь в некоторых случаях, в других же случаях сироты дополнительно травмируются в приемной семье. Посчитать, определить статистику и пропорциональное соотношение положительных и отрицательных (дополнительно травмирующих сирот) случаев усыновления невозможно из-за того, что сейчас укрепился общественный стереотип о благодатности института приемного родительства, иное мнение и даже факты, обществом не рассматриваются, считаются достаточно редким явлением.
Думаю, что необходимо поддерживать и развивать практику воспитания детей-сирот как в госучреждениях, так и в приемных семьях. В настоящий момент мы видим со стороны общественного мнения, определенный перекос, то есть детские государственные сиротские учреждения нещадно критикуются и массово государством закрываются. Институт приемной семьи, наоборот возвеличен до такой степени, что и педофилы у нас могут усыновлять (удочерять) сирот, при условии соблюдения определенной маскировки. В результате, больше всего страдают сироты, которые тянутся к любому взрослому, протянувшему руку помощи, а когда оказывается, что взрослый не совсем способен быть приемным родителем, то пожаловаться сироте некому, да и не знают они о том, что вообще-то имеют такую возможность, в том числе возможность вернуться назад в детский дом.
Кто они, приемные родители?
Всех приемных родителей, а также людей опекающих детей-сирот, можно условно разделить на несколько категорий, а именно:
- Люди, имеющие крепкие, традиционные узы брака, а также своих собственных, кровных детей в семье. Таким людям, в случае если у них имелась в наличии достаточная свободная жилая площадь, советская власть доверяла воспитание ребенка-сироты. Но таких было очень мало, ибо как говорил одни классик, «квартирный вопрос» сильно портил людей;
- Следующая категория - люди имеющие крепкие узы брака, достаточные материальные и жилищные условия, но по различным причинам не способные иметь своих собственных, кровных детей. Это люди, которые, как правило, травмированы невозможностью иметь детей, но не теряющие желание воспитать ребенка, хотя бы приемного. В этом случае, приемный ребенок – это безусловная компенсация травмы;
- Люди, состоящие в браке, физически здоровые, способные иметь ребенка, но испытывающие трудности в зачатии ребенка. Данная категория приемных родителей рассматривает факт усыновления (удочерения) ребенка, как запасной вариант. Эти люди зачастую мотивированы целью реализовать в своей семейной жизни социальный стандарт. Иногда они возвращают детей в детский дом только потому, что выяснили всю правду о «бывших», кровных родителях ребенка-сироты. Большие познания в генетике в сочетании с отсутствием психологической поддержки, от которой зачастую люди «ученые» в области генетики отказываются сами, приводят к большим бедам для детей, верящих и терпящих потом разочарование;
- Следующая категория потенциальных приемных родителей - люди сочувствующие, добрые, интеллигентные, славные, но по различным причинам не способные создать устойчивый, законный брак. Приемный ребенок для них - проект идейно обоснованный, но не всегда учитывающий всех объективных потребностей ребенка-сироты. Объективность заключается в том, что для нормального развития ребенок нуждается как в маме, так и в папе. Такие индивиды, в качестве альтернативы усыновления, рассматривают возможность профессионально трудится в детском доме;
- Есть люди, исповедующие в своей интимной жизни нетрадиционную сексуальную ориентацию. Такие люди компенсируют свою некоторую «невозможность» родить дитя при помощи усыновления. Непредсказуемая ситуация. Однажды в детский дом, в котором я воспитывался, приехал один гей из Магадана. Пытался усыновить ребенка-сироту, как ни странно - мальчика, в возрасте тринадцати лет. Кончилось все тем, что сирота проломил ему голову, когда горе-приемный родитель попытался лечь к нему в постель. Короче говоря, сегодня государство отдает детей-сирот даже таким людям, пылающим жаждой причинить добро сироте. И даже в случае, если гей или лесбиянка - люди здоровые и не желающие развращать или использовать сироту для сексуальных целей, трудность воспитания в такой приемной семье будет заключаться в том, что существует нормальная человеческая потребность в маме-женщине и папе-мужчине, совместно воспитывающих и проживающих с ребенком, а не имитации таких отношений, чем так любят заниматься однополые брачующиеся. Возможно, в Европе другой опыт, но мой опыт сироты говорит мне, что только папа-мужчина и мама-женщина мною были всегда желанны в детстве;
Безусловно, как психолог я понимаю, что такое уникальное и неповторимое существо как человек, невозможно однозначно разложить по категориям. Любые категории в отношении людей относительны и зачастую не соответствую реальности, которая, как известно, значительно более сложнее и динамичнее, чем любые представления о ней. В данной главе я ставил задачу обратить внимание приемных родителей на себя и на мотивацию, спровоцировавшую усыновление.
Нельзя забывать, что ребенок-сирота для многих из нас – прежде всего способ, средство и материал, который (по мере развития отношений, в приемной семье), необходимо превратить из объекта потребления и удовлетворения даже самых возвышенных желаний, устремлений, в объект родительской любви, а не в объект какого-либо другого чувства или желания.
Что надо знать о детях-сиротах.
Как и все прочие люди, дети-сироты очень разные и уникальные в своей неповторимости. Но есть у них и нечто общее.
Психика ребенка всегда и обязательно травмируется фактом расставания с кровными родителями. Травматизация психики ребенка, оставленного родителями, происходит в любом возрасте и на любом этапе развития.
Травма вызывается резкой остановкой и невозможностью дальнейшего нормального процесса развития психики ребенка. Оказавшись перед лицом человеческого сообщества незащищенным и одиноким, сироты прежде всего познают агрессию и равнодушие.
Травматизация детей от своих родных родителей - есть процесс, в котором характер скорее передается от родителей к ребенку. Сирота, оказавшись в одиночку перед несовершенством человека и его обществом, вынужден запускать механизмы выживания, он замедляет свое индивидуальное и психическое развитие. В кровной семье ребенок продолжает развитие, но травматическим путем, на котором родители все-таки компенсируют травмы как заботой, так и защитой от внешней агрессии.
Психика человека, как любая другая живая система, обладает собственным иммунитетом. Это означает, что если вы однажды психически травмировались каким-либо образом, то в дальнейшем в вашей душе при активном участии вашей воли будут вырабатываться защитные механизмы и реакции, предотвращающие вас от повторной травмы.
Сироты желают восстановить или компенсировать потерю отношений с кровными родителями, но при этом в их душах живет боль и знание о том, что однажды его уже оставили (предали), и чтобы избежать повторения такой ситуации нельзя образовывать близость, ибо разрыв её смертельно опасен. Бегство от близости делает всех сирот похожими друг на друга. Это означает, что сирота нуждается в близости и стремится к ней, но осознав факт сближения запросто может такие отношения разрушить.
Интеллектуальное и психическое развитие сирот поддается коррекции, но проблемы будут всегда. Этого не надо бояться, личность в которую поверили, способна достигнуть многого. За исключением тех случаев, когда психика и головной мозг ребенка-сироты имеют органические аномалии развития или поражения.
Существует такой феномен, как «жизнестойкие дети» - это дети, в силу разных обстоятельств оказавшиеся на самом глубоком социальном дне, в том числе и в детском доме, обладающие такой жизненной силой, которая способна их поднять на самые высокие ступени в обществе. Тем не менее, даже такие дети нуждаются в качественном обучении и воспитании, а главное - вере.
Найти такого ребенка среди сирот нельзя, ибо жизненная сила демонстрирует свою эффективность только на длинных дистанциях. Да к тому же дети, лишившиеся родителей, стремятся к саморазрушению. Это то, с чем приходится бороться в себе всем людям, но сиротские души поражены фактом предательства родителей. Предательством может считаться даже факт трагической гибели родителей в автомобильной аварии.
Очень многие люди, к несчастью, травмировались в своих кровных семьях от живых родителей, после чего жили с ними до самой их смерти. Они могут также, как и дети-сироты бежать от близости, испытывать трудности в интеллектуальном и психическом развитии, стремиться к преждевременному уходу из жизни.
Для того, чтобы переключить психику ребенка-сироты с задачи выживания на задачу развития, необходимо не только творческая работа приемных родителей, но и профессионалов. В особенной поддержке профессионалов нуждаются дети, которых забрали из детского дома в младенческом возрасте. Это объясняется тем, что таким детям, как правило неизвестен факт расставания с кровными родителями, но защитные механизмы психики все равно сработали в течении того короткого времени, когда он оказался в кроватке казенного учреждения.
Как выстраивать отношения в приемной семье
Я женат, воспитываю своих «кровных» четверых детей. В моей семье пока нет приемного ребенка. Мое знание о том, как выстраивать отношения в приемной семье зиждутся на жизненном опыте, моих знаниях как профессионального психолога и олигофренопедагога, а также на здравом смысле.
Итак, если вы решили усыновить сироту, то вы должны знать эти простые правила:
- Приемный ребенок в семье не может быть подвигом и решением одного члена семьи. Приемный ребенок – это подвиг всей семьи, включая бабушек, дедушек, а также малолетних кровных детей. Ибо с появлением в семье приемного ребенка обострится внутренняя конкуренция за внимание между всеми членами семьи.
Конкурентная борьба в семье - то, о чем сироты не знают и в чем ничего не понимают. При этом желание компенсировать длительное отсутствие мамы и папы будет огромным, так что приемыш задвинет всех и все, за что, конечно, огребет по полной программе, особенно если он появился в семье без разрешения «задвигаемых» членов семьи. Вывод: если вы решили совершить подвиг, не получив однозначного одобрения семьи, вашего приемыша семья попытается замочить (выдавить из семьи). И это нормально. Конкуренция, ничего не поделать;
- в любой нормальной семье приемный ребенок - инородный искусственный субъект, большой вопрос как его интегрировать в семью, которая складывалась годами и шла по пути в общем-то естественного, нормального развития. В такой семье существуют сложившиеся негласные и порой неосознаваемые межличностные контракты, в рамки которых необходимо вписать приемного ребенка. Контракт с приемным ребенком должен четко определять место ребенка в семье, его права и обязанности, и никаких льгот. Льготное, особенное отношение, привилегированный межличностный контракт – это то, что сироты обожают, то, чем они так любят манипулировать людьми и то, на что «разводятся» все праведники, платя за это разводом с мужем и разрушением отношений с кровными детьми;
- любая приемная семья нуждается в постоянной поддержке профессионалов, как психологов, так и логопедов, врачей и учителей. В то же время важно соблюдать баланс так, чтобы ребенок не чувствовал себя деффективным или супер-«особенным». Для этого психолог должен работать с приемными родителями, а логопед с ребенком. Очень хорошо влияет на всех детей творческое развитие, участие в спортивных или творческих коллективах, так как в этом случае ребенок адаптирует себя под требования задачи, которую перед собой ставит коллектив;
- Главная задача приемной семьи – это реабилитация, компенсация и воспитание полноценного человека, которого семья обязана в конце пути отправить в самостоятельное плавание по жизни. Думаю, что выросшего приёмного ребенка, необходимо снабдить знанием о том, что он прошел очень сложный жизненный путь, на котором ему повезло встретить приемную семью. Не удивляйтесь и не сопротивляйтесь, тому что ваш приемыш, может захотеть найти свою кровную мать или отца. Это - естественная человеческая потребность знать свои истинные корни и начала, а психологическая связь матери и дитя - есть нерушимая и ничем непреодолимая нить, которая тянется от матери к ребенку, чтобы их не разделило.
Даже если мать отнесла своего младенца умирать на помойку, и в этом случае выживший ребенок будет тянуться к своей кровной матери.
Не препятствуйте удовлетворению этой потребности, в конце концов это ваша любовь спасла «приемыша», но корни при этом у него другие, не ваши. Он навсегда останется человеком с двумя матерями. И эта двойственность, та психическая реальность, с которой надо научить жить приемыша. Задача приемных родителей - не пытаться заменить собою кровную мать, не конкурировать с ней, оставаться всегда другой, иной, той которая смогла полюбить и не боится потерять ребенка в случае, если он решит искать свою первую мать.