Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Проблемы привязанности и реактивное расстройство привязанности



Привязанность — это глубокая связь между ребенком и тем, кто его воспитывает. Она глубоко влияет на развитие ребенка и его способность выражать эмоции и строить отношения. Если вы — родитель ребенка с расстройством привязанности, то, возможно, вы уже изнурены попытками найти взаимопонимание с ним. У ребенка с небезопасной привязанностью или нарушением привязанности не хватает навыков для создания глубоких отношений. Однако с помощью приведенных здесь инструментов м здоровой дозы терпения и любви вы сможете решить проблемы с привязанностью.

Суть проблем привязанности и ее нарушений

Дети с нарушениями привязанности или другими проблемами привязанности сталкиваются с затруднениями в налаживании отношений с людьми и управлении своими собственными эмоциями. Это приводит к отсутствию доверия и самоуважения, страху стать кому-то близким, гневу и желанию все контролировать. Ребенок с расстройством привязанности чувствует себя одиноким и не ощущает себя в безопасности.

Так почему же у одних детей развиваются расстройства привязанности, а у других — нет? Ответ лежит в процессе формирования привязанности, который опирается на взаимодействие обоих родителей и ребенка.

Расстройства привязанности — это результат негативного опыта отношений. Если дети постоянно чувствуют себя брошенными, изолированными, беспомощными или ненужными по какой-либо причине, они понимают, что не могут полагаться на других и что мир — это опасное и страшное место.

Что вызывает реактивное расстройство привязанности и другие проблемы привязанности?

Реактивное расстройство привязанности и другие проблемы привязанности возникают, когда дети не могут наладить стабильную связь с родителями или теми, кто их заменял. Это может произойти по многим причинам:

  • Ребенок плачет, но никто не реагирует на это или не создает комфортные для него условия.
  • Ребенок, будучи голодным или мокрым, остается без внимания в течение нескольких часов.
  • Никто не смотрит, не разговаривает, не улыбается ребенку, поэтому малыш чувствует себя одиноким.
  • Маленький ребенок получает внимание только при демонстрации экстремальных форм поведения и чрезмерно сильных эмоций
  • Ребенок подвергается жестокому обращению или насилию.
  • Иногда потребности ребенка удовлетворяются, а иногда нет. Ребенок никогда не знает, чего ожидать.
  • Младенец или маленький ребенок попадает в больницу или разлучается со своими родителями.
  • Младенец или маленький ребенок передается от одного опекуна к другому (может быть в результате усыновления, потери одного из родителей).
  • Родитель эмоционально недоступен из-за депрессии, болезни или наркотической зависимости.

Как видно из примеров, иногда обстоятельства, которые вызывают проблемы привязанности, неизбежны, но ребенок еще слишком мал, чтобы понять, что произошло и почему это произошло. Он просто чувствует, что никто не заботится о нем, и в результате он теряет доверие к людям, и мир становится небезопасным местом.

Ранние предупредительные признаки и симптомы небезопасной привязанности

Проблемы привязанности представляют собой спектр проблем от относительно простых форм до наиболее тяжелых, как, к примеру, реактивное расстройство привязанности (РРП).

Несмотря на то, что никогда не бывает слишком поздно, чтобы лечить такие проблемы привязанности, как реактивное расстройство привязанности, чем раньше вы заметите симптомы и примете к ним меры, тем лучше. При раннем обнаружении вы можете избежать более серьезных проблем. Появившись в младенческом возрасте, проблемы привязанности часто легко исправить при квалифицированной помощи и поддержке.

Признаки и симптомы небезопасной привязанности у детей раннего возраста:

  • Избегает зрительного контакта
  • Не улыбается
  • Не тянется, чтобы подобрать предмет
  • Отвергает ваши попытки успокоить, утешить и сблизиться
  • Кажется, что не замечает или не волнуется, когда вы оставляете его одного
  • Безутешно плачет
  • Не лепечет или не издает другие звуки
  • Не следует взглядом за вами
  • Не интересуется интерактивными играми или игрушками
  • Проводит много времени укачивая или успокаивая себя

 

Важно отметить, что ранние симптомы небезопасной привязанности похожи на ранние симптомы других проблем, таких как СДВГ и аутизм. Если вы заметили какие-либо из этих предупредительных признаков, немедленно обратитесь к вашему педиатру для профессиональной диагностики проблемы.

Утешение плачущего ребенкаКак правило, многие чувствуют разочарование, беспокойство, и даже гнев, когда сталкиваются с плачем ребенка, особенно если он плачет в течение нескольких часов подряд. В таких ситуациях вы должны быть спокойными и сосредоточенными на том, чтобы понять, что происходит с вашим ребенком и как лучше всего успокоить его или ее.

Признаки и симптомы реактивного расстройства привязанности

Дети с реактивным расстройством привязанности настолько травмированы в начале жизни, что их будущие отношения также протекают с нарушениями. Они испытывают трудности в отношениях с другими людьми и часто отстают в развитии. Реактивное расстройство привязанности часто встречается у детей, которые подвергались жестокому обращению и которые часто меняли приемные семьи, жили в детских домах, или были разлучены с их первичным опекуном после установления связи.

Общие признаки и симптомы реактивного расстройства привязанности

  • Отвращение к прикосновением и физической привязанности. Дети с реактивным расстройством привязанности часто вздрагивают, смеются или даже говорят «ой» при прикосновении. Вместо того, чтобы вызывать положительные чувства, прикосновения и ласки воспринимаются как угроза.
  • Проблемы контроля. Большинство детей с реактивным расстройством привязанности сохраняют большую дистанцию в отношениях, чтобы сохранить контроль и избежать чувства беспомощности. Они часто непослушны, дерзки и умеют хорошо аргументировать.
  • Проблемы гнева. Гнев может выражаться непосредственно в виде истерик или отыгрывания, а может — через манипуляции и пассивно-агрессивное поведение. Дети с реактивным расстройством привязанности склонны скрывать свой гнев под социально приемлемыми действиями, например, сильно «давать пять», что причиняет боль, или же слишком сильно обнимать кого-то.
  • Сложность в выражении подлинной заботы и любви. Например, дети с реактивным расстройством привязанности могут быть слишком ласковыми с незнакомыми людьми, но совсем мало или вообще не проявлять привязанность к своим родителям.
  • Слаборазвитая совесть. Дети с реактивным расстройством привязанности склонны вести себя так, будто не имеют совести. Они не выражают вины, сожаления или раскаяния после неприемлемого поведения.

Подавленная форма реактивного расстройства привязанности и расторможенная форма реактивного расстройства привязанностиПо мере того, как дети с реактивным расстройством привязанности становятся старше, их симптомы часто развиваются либо по типу подавления, либо по расторможенности.

  • Симптомы подавленной формы расстройства реактивной привязанности. Ребенок эмоционально отдален и невосприимчив к утешениям. Ребенок осознает, что происходит вокруг, он даже сверхбдителен, но не реагирует и не отвечает. Ребенок склонен отталкивать других, игнорировать их или проявлять агрессию, когда другие пытаются приблизиться.
  • Симптомы расторможенной формы реактивного расстройства привязанности. Ребенок не отдает предпочтения родителям среди других людей, даже незнакомым. Ребенок ищет комфорт и внимание со стороны практически каждого человека, не делая никаких различий. Он крайне зависим, ведет себя намного младше своего возраста и склонен к хронической тревожности.

Воспитание ребенка с реактивным расстройством привязанности: что нужно знать

Воспитание ребенка с небезопасной привязанностью или реактивным расстройством привязанности нередко сопряжено с утомлением, разочарованиями и эмоциональным затратам. Трудно чувствовать себя хорошим родителем при отсутствии любящей связи с ребенком. Иногда у вас может возникать вопрос, стоят ли чего-то ваши усилия, но будьте уверены, что стоят. Со временем при условии терпения и согласованных усилий с другими участниками воспитания нарушения привязанности будут устранены. Ключ в том, чтобы оставаться спокойными, но твердыми при взаимодействии с ребенком. Это покажет ребенку, что он в безопасности и что вам можно доверять.

Ребенок с расстройством привязанности уже испытывает большой стресс, поэтому крайне важно, чтобы вы умели управлять своими собственным уровнем стресса, прежде чем пытаться помочь ребенку.

Советы по воспитанию ребенка с реактивным расстройством привязанности или ненадежной привязанностью

  • Выстраивайте реалистичные ожидания. Помощь ребенку с расстройством привязанности — нелегкий труд, занимающий много времени. Фокусируйтесь на небольших продвижениях вперед и радуйтесь каждому продвижению к успеху.
  • Терпение существенно важно. Процесс не будет таким быстрым, как вы хотите, и вы непременно столкнетесь с трудностями на этом пути. Но сохраняя терпение и сосредотачиваясь даже на небольших улучшениях, вы создаете атмосферу безопасности для ребенка.
  • Поощряйте чувство юмора и радость. Радость и юмор помогут в решении проблемы привязанности и наполнят вас энергией даже в разгар трудного периода. Найдите такую работу и хотя бы пару таких людей, с которыми можно посмеяться и почувствовать себя хорошо.
  • Заботьтесь о себе и управляйте стрессом. Урежьте дела, отнимающие ваше время, и уделите его себе. Отдых, хорошее питание и перерывы в воспитании детей помогут вам расслабиться и зарядиться энергией, а это даст возможность уделить необходимое внимание ребенку.
  • Найдите поддержку и попросите о помощи. Положитесь на друзей, семью, учреждения, обеспечивающие временный присмотр. Лучше обратиться за поддержкой до того, как это станет необходимостью, чтобы избежать стресса предельного уровня. Также рассмотрите вопрос о том, чтобы присоединиться к группе поддержки для родителей.
  • Оставайтесь позитивным и не теряйте надежды. Отнеситесь с вниманием к факту, что дети реагируют на ваши чувства. Если они чувствуют, что вы в отчаянии, это приведет к отчаянию и их самих. Когда вы чувствуете себя подавленным, обращайтесь к другим людям за утешением.

На заметку родителям усыновленных детей или приемным семьям с детьми с реактивным расстройством привязанности

Если вы усыновили ребенка, возможно, вы не знали о реактивном расстройстве привязанности ребенка. Гнев или безразличие вашего нового ребенка могут отзываться с вас болью и быть трудными для понимания. Постарайтесь помнить, что ваш усыновленный ребенок ведет себя так не из-за отсутствия любви к вам. Его жизненный опыт не подготовил его для связи с вами, и он пока не может распознавать вас как источник любви и уюта. Ваши усилия полюбить ребенка обязательно повлияют — просто это может занять некоторое время.

Лечение реактивного расстройства привязанности: рекомендации о том, как помочь ребенку почувствовать себя в безопасности

Безопасность является основной проблемой для детей с реактивным расстройством привязанности и другими проблемами привязанности. Они отчуждены и недоверчивы, потому что не чувствуют себя в безопасности в этом мире. Они продолжают сохранять бдительность, чтобы защитить себя, но это же мешает им и принимать любовь и поддержку. Поэтому, прежде всего, важно создать у ребенка чувство безопасности. Вы добьетесь этого путем установления четких ожиданий, правил поведения и последовательных реакций. Таким образом, ваш ребенок будет знать, чего ожидать, когда он ведет себя определенным образом.

  • Установите ограничения и границы. Последовательные любящие границы делают мир более предсказуемым и менее страшным для детей с проблемами привязанности, такими как реактивное расстройство привязанности. Очень важно, чтобы они понимали, какого поведения от них ожидают, что является и приемлемым, а что нет, и каковы будут последствия, если они пренебрегут правилами. Это также научит их, что в их руках больше контроля над тем, что с ними происходит, чем они думают.
  • Отвечайте, но при этом оставайтесь спокойными, когда ребенок расстроен или поступает неправильно. Помните, что «плохое» поведение означает, что ваш ребенок не знает, как обращаться со своими чувствами и что он нуждается в вашей помощи. Оставаясь спокойным, вы показываете ребенку, что чувствами можно управлять. Если он целенаправленно ведет себя вызывающе, идите до конца со всеми заранее установленными последствиям в прохладной прозаичной манере. Но никогда не воспитывайте ребенка с расстройством привязанности, когда вы находитесь в эмоционально нестабильном состоянии. Это заставит ребенка чувствовать себя небезопасно и может даже усилить плохое поведение, так как ему станет ясно, на какие кнопки можно давить.
  • Будьте готовы немедленно воссоединиться и быть доступным после конфликта. Конфликт вызывает особенно сильную тревогу у детей с небезопасной привязанностью или расстройством привязанности. После конфликта, в котором вы дисциплинировали своего ребенка, будьте готовы к восстановлению контакта, как только ребенок будет готов. Это усилит вашу последовательность в воспитании и чувство любови, и поможет ребенку развить доверие к вам.
  • Признавайте свои ошибки и работайте над ними. Когда вы позволяете разочарованию или гневу брать над вами вверх или делаете что-то, что, как вы понимаете, отличается равнодушием и безразличием, как можно быстрее исправьте ошибку. Ваша готовность брать на себя ответственность и возмещать ущерб усилит привязанность и узы между вами и ребенком. Детям с реактивным расстройством привязанности или другими проблемами привязанности нужно узнать, что, хотя вы неидеальны, вы любите их, несмотря ни на что.
  • Старайтесь поддерживать предсказуемый режим и расписание. Ребенок с расстройством привязанности не способен инстинктивно полагаться на близких, и может чувствовать угрозу при изменениях и противоречиях, например, во время путешествия или во время школьных каникул. Привычный режим или график обеспечит комфорт во время перемен.

Лечение реактивного расстройства привязанности: советы, как помочь ребенку почувствовать себя любимым

Ребенку, который не был связан с родителем в начале жизни, будет трудно принять любовь, особенно физические ее проявления. Но в ваших силах помочь ему со временем научиться принимать любовь, при условии последовательности в воспитании и воспроизведении одних и тех же паттернов. Доверие и безопасность приходят, когда ребенок снова и снова видит любящие действия, слышит успокоительные слова, чувствует комфорт.

  • Подберите, что нравится ребенку. Если это возможно, проявите свою любовь к ребенку через укачивания, объятия и держание на руках — тот опыт, который ребенок не получил раньше. Но будьте внимательны, чувствует ли ребенок себя хорошо и комфортно. В случаях, если ребенок пережил насилие и травмы, вам придется двигаться достаточно медленно, потому что ребенок, как правило, сопротивляется физическим прикосновениям.
  • Реагируйте в соответствии с эмоциональным возрастом ребенка. Для детей с нарушениями привязанности характерно поведение, присущее более младшему возрасту, как в социальном, так и в эмоциональном плане. В связи с этим вам придется обращаться с ребенком так, как если бы он был намного младше, чаще используя невербальные методы успокаивания и утешения.
  • Помогите ребенку определять эмоции и выражать свои потребности. Дети с нарушениями привязанности могут не знать, что они чувствуют или как попросить то, что им нужно. Укрепите в ребенке идею, что испытывать любые чувства — нормально, и покажите ему здоровые способы выражения эмоций.
  • Слушайте, говорите и играйте с ребенком. Выделите время, когда вы в состоянии дать своему ребенку все свое внимание таким образом, который будет комфортным для него. Может показаться трудным все бросить, устранить все отвлекающие факторы и просто присутствовать в настоящем моменте, но время, проведенное вместе, дает прекрасную возможность ребенку открыться вам и почувствовать ваше внимание и заботу.

Лечение реактивного расстройства привязанности: советы, как поддерживать здоровье ребенка

Здоровая пища, режим сна и регулярные физические упражнения всегда важны, но для детей с проблемами привязанности — особенно. Здоровые привычки значительно повлияют на снижение уровня стресса у ребенка и выровняют перепады настроения. Когда дети с нарушениями привязанности расслаблены, хорошо отдохнули и чувствуют себя комфортно, им будет намного проще справиться с проблемами в жизни.

  • Питание. Убедитесь, что в рацион ребенка входит цельное зерно, фрукты, овощи и мясо. Сократите потребление сахара и добавьте много полезных жиров, которые содержатся в рыбе, семенах льна, авокадо и оливковом масле для оптимального здоровья мозга.
  • Сон. Если ваш ребенок устает в течение дня, то для него будет крайне сложно сосредоточиваться на изучении новых вещей. Сделайте его график сна (время отхода ко сну и время подъема) последовательным.
  • Упражнения. Упражнения или любой тип физической активности — отличное противоядие от стресса, разочарования и накопившихся эмоций, так как вырабатываемые в процессе тренировки эндорфины вызывают у ребенка положительные чувства. Физическая активность особенно важна для ребенка, испытывающего злость. Если ваш ребенок малоактивен, попробуйте несколько разных спортивных или других секций, чтобы подобрать что-то, что покажется ему привлекательным.

Любая из этих рекомендаций — о питании, отдыхе или упражнениях — способна превратить трудный день с ребенком с нарушением привязанности в счастливый. Эти основы создадут фундамент для здорового развития мозга ребенка, а его самого сделают готовым идти на контакт.

Профессиональное лечение реактивного расстройства привязанности

Если ваш ребенок страдает от серьезной формы нарушений привязанности, в частности реактивного расстройства привязанности, обратитесь за профессиональной помощью. Дополнительная поддержка обеспечит более быстрые позитивные изменения в жизни ребенка, и чем раньше вы обратитесь за помощью, тем лучше.

Если вы подозреваете, что ребенок борется с проблемами привязанности, начните с консультации с вашим педиатром и специалистом по развитию детей.

Виды лечения реактивной расстройства привязанности

Лечение реактивного расстройства привязанности, как правило, включает в себя сочетание психотерапии, консультаций и воспитания детей, призванные обеспечить ребенку безопасную среду обитания, развивать положительное взаимодействия с воспитателями, а также улучшать отношения со сверстниками.

Медикаментозное лечение иногда используется для лечения сопутствующих проблем, таких как депрессия, тревога, или гиперактивность, но не существует быстрого решения в лечении реактивного расстройства привязанности. Ваш педиатр порекомендует план лечения, который включает в себя:

  • Семейная психотерапия. Типичное лечение для проблемы привязанности включает в себя как ребенка, так и его родителей или опекунов. Психотерапия часто включает в себя увлекательные и полезные активности, которые усиливают привязанность, а также помогают родителям и другим детям в семье понять симптомы расстройства и принять эффективные меры.
  • Индивидуальное психологическое консультирование. Психотерапевты могут работать с ребенком наедине или вместе с родителями, выступающими в качестве наблюдателей. Это рассчитано на то, чтобы помочь ребенку непосредственно научиться контролировать эмоций и поведение.
  • Игровая терапия. Она поможет ребенку освоить навыки взаимодействия со сверстниками и поведения в других социальных ситуациях.
  • Услуги специалиста в образовательном учреждении. Специально разработанные программы в  школе вашего ребенка помогут ему усвоить навыки, необходимые для академического и социального успеха при решении поведенческих и эмоциональных проблем.
  • Курсы для родителей и воспитателей. Это специальные курсы для родителей и воспитателей детских учреждений, на которых вы узнаете о расстройствах привязанности, а также о необходимых навыках воспитания таких детей.

Переведено и адаптировано с разрешения HelpGuide International
Оригинал статьи: http://www.helpguide.org/articles/secure-attachment/attachment-issues-and-reactive-attachment-disorders.htm
Авторы: Мелинда Смитс, Джоанна Сайсанн, Джин Сигал, к. ф. н.
Перевод: Мария Корж






Об авторе статьи

`
Корж Мария Александровна

Рейтинг психолога: 7 7

Корж Мария Александровна

Психолог-консультант, тренер
Город: Екатеринбург Стоимость приема: 2500 рублей
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Зависимости
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Страхи и фобии
  •   Успех


Добавить новый Комментарий


Психолог Сибирева Ирина Яковлевна

Сибирева Ирина

Психолог-консультант, работаю онлайн, только со взрослыми
Психолог Мустафин Руслан

Мустафин Руслан

Психолог гуманистической направленности. Индивидуальное консультирование взрослых.
Психолог Артюхова Мария Андреевна

Артюхова Мария

Клинический психолог, психолог-консультант. Применяю в работе методы транзактного...
Психолог Каракаптан Юрий Витальевич
Консультация по Skype

Каракаптан Юрий

Психотерапевт, работаю в направлении когнитивно - поведенческой терапии.(КПТ)
Психолог Клячин Кирилл Александрович
Консультация по Skype

Клячин Кирилл

Психология - это прежде всего внутренний мир человека, его чувства, эмоции. Когда мы...
Психолог Коновалов Андрей Евгеньевич
Консультация по Skype

Коновалов Андрей

Психолог, клинический психолог, психотерапевт, провожу индивидуальные консультации и...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍