articles
В нашей социокультурной ситуации у потенциального клиента нет отчетливого образа профессионала, а ролевые ожидания зачастую строятся из странной смеси образов западного кино и литературы и до боли знакомых стереотипов врача и учителя, с чем трудно не согласиться [9, 192]. К этому стоит добавить, что и у специалистов этот образ профессионала также не сформирован [9, 193]. У многих клиентов нет чёткого представления о работе психолога-консультанта, о методах воздействия и этических нормах поведения специалиста в консультативном процессе. Нередко психотерапевтическая практика беспрепятственно осуществляется неквалифицированными специалистами [4, 255]. В связи с ростом популярности профессии проблема неэтичного поведения психологов-консультантов является крайне актуальной.
Известно, что из-за отсутствия строгих критериев отбора терапевтами часто становятся люди, не обладающие этически выверенной профессиональной позицией [8, 88]. Каждый профессиональный психолог ищет решение этических проблем самостоятельно, опираясь на собственные нормы и представления, мнение коллег, а также на теоретические знания, полученные во время обучения [5, 114 ].
Поскольку психологическое консультирование является сложной и многогранной профессией, консультанты по необходимости должны подчиняться этическим и правовым нормам [3,58 ].
Прежде чем приступать к оказанию помощи другим людям, консультантам необходимо накопить достаточные знания о себе самих в дополнение к изучению этических и правовых принципов, относящихся к профессии консультирования [3, 58]. Психолог-консультант становится для клиента моделью психологически здоровой личности и ему важны искренность (конгруэнтность) консультанта, наличие у него определенных личностных характеристик [8,88]. Среди важных личностных характеристик психологов можно обозначить адаптационные возможности личности специалиста.
От его адаптационных способностей зависит и продуктивность его деятельности. Чем значительнее адаптационные способности, тем выше вероятность того, что организм человека сохранит нормальную работоспособность и высокую эффективность деятельности при воздействии психогенных факторов внешней среды [1, 83]. Работа психолога-консультанта во много связана со стрессом (взаимодействие с трудными клиентами, вторичная травматизация в условиях чрезвычайных ситуаций), в связи с этим приспособление и врабатываемость специалиста являются показателями успешной деятельности. В условиях профессионального стресса психолог-консультант должен обладать особыми качествами психологической выносливости, которые характеризуют жизнестойкость.
Психолог-консультант, обладающий такой чертой как жизнестойкость (Д.А. Леонтьев), способствующей эффективной работе с клиентами, отражает его «психологическую живучесть и расширенную эффективность человека, а также является показателем психического здоровья человека» [1,84]. Эффективные консультанты способны быть искренними, творческими и сопереживающими. Хорошие консультанты действуют как интуитивно, так и опираясь на результаты исследований. Полезно, когда консультанты имеют за плечами закалку в различных жизненных обстоятельствах и обладают способностью представить себе то, что переживают их клиенты, а значит, понимать клиентов и относиться к ним адекватно [3,41]. Профессия психолога-консультанта предусматривает наличие вышеуказанных качеств для эффективного взаимодействия в диаде «психолог-клиент». Профессиональные качества личности психолога-консультанта это многоуровневая система взглядов, ценностей, смыслов, отражающая гуманистическую позицию.
Развитие профессиональных качеств предполагает стремление личности психолога-консультанта к самопознанию, саморазвитию и личностному росту.
Уровень профессионализма зависит, прежде всего, от собственного личностного роста специалиста, его становления как человека, приобретения им житейской мудрости, глубины, знания самого себя, владения своими возможностями, ресурсами и способностями [6,4].
Профессиональное соответствие консультантов связано со знанием и практическим применением ими этических принципов [3,60]. Эффективность консультантов связана с их этическими знаниями, а также способностью поступать в соответствии с ними [3, 60]. Профессиональные качества формируют этическую позицию психолога-консультанта, которая является результатом личностного роста. Этическая позиция психолога-консультанта является частью профессионального развития личности. Качества, формирующие этически выверенную позицию психолога-консультанта, определяются как совокупность нравственных установок, ценностей индивида, его социальную ответственность и профессиональное сознания.
Таким образом, профессиональные качества психолога-консультанта отражают способность принять этически грамотное решение, а так же помочь клиенту увидеть свои ресурсы, расширить потенциальные возможно и улучшить качество жизни.
Список литературы
1. Александрова, Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии //Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. – Вып. 2. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – С.82-90.
2. Василюк, Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопросы психологии. – 1988. – №5. – С. 27–37.
3. Глэддинг, С. Психологическое консультирование. 4-е изд., – СПб.: Питер, 2002. – 736с.
4. Дикая, Л.Г. Социальная психология труда: теория и практика / Л.Г.Дикая, А.Л.Журавлев. – М.: Институт психологии РАН, 2010. – 488с.
5. Диянкова, И. Некоторые этические проблемы в современной американской психотерапии и психологическом консультировании // Консультативная психология и психотерапия. –2002. – № 4. – С. 114–149.
6. Дмитриенко, Е.В. Социально-профессиональная идентичность психолога-консультанта на разных этапах профессионализации: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2010.
7. Забродин, Ю.М. Психологическое консультирование. М.: Эксмо, 2010. – 384с.
8. Махнач, А.В. Жизненный опыт и выбор специализации в психотерапии // Психологический журнал. – 2005. – Т. 26. – № 5. – С. 86–97.
9. Махнач, А.В. Актуальные вопросы профессионального отбора и обучения профессии «психотерапевт» // Консультативная психология и психотерапия. – 2011. – № 2.– С. 192–219.
10. Maddi, S.R., Khoshaba, D.M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. – 1994. Vol. 63. – N 2. – Р. 265–274.