articles Психологический портрет школьника из алкогольной семьи
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Психологический портрет школьника из алкогольной семьи



В школьном возрасте у ребенка одного или обоих больных алкоголизмом либо наркоманией родителей могут отмечаться следующие особенности.

«Этот ужасный секрет семьи». Подобно тому, как гостя не пустят на кухню, где гора мусора и немытой посуды, а проводят сразу в хорошо прибранную гостиную, так и от детей родители пытаются спрятать все то - плохое, что связано с алкоголизмом либо другой формой зависимости. Но в действительности беспорядок, вносимый в жизнь зависимостью, никогда нельзя полностью скрыть.

Вся семья, включая детей, пытается играть в такую игру: «Давайте притворяться, что все хорошо, давайте все плохое спрячем и тем самым защитимся». Сокрытие становится образом жизни, дети - жертвами двойного стандарта. Они боятся открыто говорить о своих проблемах, могут вырасти замкнутыми. Чем больше они молчат, тем больше их могут мучить ночные кошмары. Хотя секреты семьи всегда раскрываются, дети привыкают жить как бы зашторенными, они уже не видят правды.

«Жизнь в укрытии». Ложь не только пронизывает внутрисемейные взаимоотношения, но и проникает дальше - достигает соседей, общины. Дети знают, что люди осуждают пьянство либо смеются над пьянчужками, винят их в том, что те - плохие родители. Поэтому дети стремятся всеми силами скрыть позор своей семьи. Они не могут откровенно говорить о семье ни с друзьями, ни с учителями. Привычка к сокрытию обусловливает необходимость игнорировать реальность. Секретность, увертки, обман становятся обычными компонентами жизни, такими же, как и реальность, а иногда и более предпочтительными. В результате в семье каждый становится подозрительным и злобным.

Уроки, выученные в детстве, подкрепляются тем, что члены семьи не обсуждают честно, что же в ней происходит. Открытые коммуникации перестают существовать. В семьях такого рода не практикуются эмоци¬онально теплые объятия, там не знают истинной цены разделенного горя и разделенной радости, нет взаимной поддержки и любви, а вместо этого вечные трения, недоверие и скептицизм.

Секреты неизменно дают толчок зависти, ревности. Чем больше секретности, тем больше запутанности, вины, борьбы, драк, разъединения членов семьи и изоляции, одиночества. Ребенок не может объяснить все это и продолжает чувствовать себя небезопасно в своем доме, где он должен был бы чувствовать себя наиболее защищенным.

«Что же реально?» Часто ребенку приходится наблюдать несоответствие между тем, что происходит в доме, и тем, что ему говорят. Дети начинают не доверять тому, что видят, слышат и чувствуют. Недостаток доверия к самому себе происходит из попытки навести порядок, сделать так, чтобы, наконец, все стало на свои места, и затем чувствовать себя надежно, в безопасности. Но затем все снова перемешивается, навести порядок не удается, и наступает фрустрация.

«Послания с двойным смыслом». За свою жизнь ребенок в алкогольной (наркоманической) семье слышит много такого, что содержит в себе противоречивый смысл. Эти обращения к детям называют смешанными посланиями, информацией с двойным смыслом. Например, мама говорит ребенку: «Я тебя люблю, иди гуляй, не мешайся тут под ногами. Если бы она сказала только: «Я тебя люблю», то ребенку было бы ясно, - какие чувства означают эти слова. Но услышав все это вместе, ребенок начинает думать, что у матери на него нет времени, что ее заботы вообще не о нем - и как при этом она может любить его? Одна часть материнского послания притягивает, другая - отталкивает. Все чувства ребенка перемешались. Он не знает, в какую часть послания верить.

Таким же парадоксом являются и противоречивые требования родителей: «Всегда говори правду» и «Я ничего не хочу знать». С одной стороны, ребенок усваивает, что быть честным - большое достоинство; с другой стороны, вся жизнь в доме приучает к сокрытию правды.

Отец, больной алкоголизмом, бывает то любящим и заботливым, когда трезв, то невнимательным и даже агрессивным, когда пьян. Ребенок в замешательстве, какому отцу верить. Поверить в «плохого папу» выше его сил. И ребенок начинает привыкать отрицать правду. Если верить одновременно в обе части двойного «послания», то возникает чувство, что сходишь с ума. Невозможность доверять своим чувствам и своему восприятию ставит ребенка в очень непрочное и опасное положение. Постоянная необходимость уходить от действительности с тягостными ощущениями и надеяться, что никто этого не замечает, истощает, изматывает ребенка.

«Борьба, ссоры, драки». В алкогольных (наркоманических) семьях очень часты драки. Подобно тому, как необходимо скрывать пьянство, надо и ссоры держать в секрете или чем-то их объяснять. Неважно, из-за чего произошла ссора, - ребенок, особенно маленький, может подумать, что это по его вине. Дети обычно ищут решения проблемы внутри себя. Ссоры, как на вербальном уровне, так и сопровождаемые физической агрессией, оказывают не только психотравмирующее действие на ребенка. Постоянные наблюдения над тем, как родители провоцируют друг друга, спорят, шумят или слегка перебраниваются, пререкаются, жалуются друг на друга, приводят к тому, что дети усваивают подобный стиль взаимоотношений между людьми вообще. Ссоры и драки становятся второй натурой ребенка, особенно если это мальчик. В некоторых же семьях подобные ситуации сближают детей, если их несколько: «Моя сестра - моя лучшая подруга. Когда наш папочка приходил не в настроении, мы прятались на чердаке, прижимаясь друг к дружке. Мы до сих пор тесно привязаны между собой».

«Страхи, дурные предчувствия». Почти все дети больных алкоголизмом описывают свои неприятные ощущения при возвращении домой из школы или от друзей, страх перед открыванием двери в свой дом. Что там? Отец уже вернулся или нет? Трезвый он или пьяный?

Дети из-за страха склонны подолгу задерживаться вне дома. Так начинается и никогда не проходящий страх за будущее. С годами он может углубляться. Даже при отсутствии больших жизненных кризисов страх может не покидать ребенка. Тревога, дурные предчувствия окрашивают всю жизнь.

«Разочарования». В алкогольных семьях как больной, так и трезво живущий родитель часто не выполняют своих обещаний. «Самым популярным словом в нашей семье было «завтра», - рассказывает жена больного алкоголизмом. - Муж давал сыну обещание сделать что-то завтра и никогда этого не делал».

Одно разочарование, другое... Все это угнетает ребенка. И верные семейным традициям держать все в секрете, дети никогда не рассказывают родителям о своих тяжелых чувствах. Они перестают ожидать обещанного. Но они чувствуют, что родители совершили предательство перед ними.

Будучи взрослыми, они продолжают предчувствовать разочарования, не доверяют как в случайных, так и в близких взаимоотношениях. Страстное желание иметь постоянную заботу о себе со стороны родителей остается надолго с детьми из таких семей. Они могут оставаться инфантильными, незрелыми в отношениях со сверстниками.

«Слишком быстрое взросление». В то же время дети в таких семьях вынуждены быстро становиться взрослыми. Маленькому мальчику может нравиться поступать так, как поступают взрослые мужчины, особенно если его действия подкрепляются похвалой. Однако, когда ему приходится действительно брать на себя часть обязанностей главы семейства, например, в случае, если отец умирает от алкоголизма, 9-летний мальчик не чувствует себя комфортно в роли взрослого. Он испытывает гнев и раздражение оттого, что приходится заботиться о матери. Став взрослым, он может сказать: «Меня ужасно бесит, что у меня не было детства».

Естественный процесс взросления подталкивается, ускоряется, находится под прессом семейных обстоятельств. Это затрудняет способность ребенка делиться переживаниями с окружающими. Вместо этого ребенок привыкает ублажать окружающих, доставлять им удовольствие и страстно ожидать одобрения от них. Если же одобрение не приходит, он становится раздавленным, возможно, злым. Источник же гнева следует искать еще в том времени, когда этому мальчику приходилось брать на себя несвойственную его возрасту за¬боту о семье.

Дети в семьях алкоголиков чувствуют себя ответственными за младших братьев и сестер. Пьющие родители также нуждаются в их физической и эмоциональной поддержке. Детям приходится выслушивать, одобрять родителей, делать их жизнь более или менее удобной, комфортной. Воистину дети становятся родителями своих родителей, прикрывают собой дезорганизацию семейной жизни.

Позднее, у этих детей появляется смутное чувство того, что они упустили что-то такое, что им причиталось, что они заслужили, и они продолжают бороться за то, чтобы вернуть причитавшуюся им долю внимания, детских радостей. Будучи 30-летними и даже 40-летними, они ощущают себя псевдовзрослыми. У них не было возможности быть детьми. Они не понимают легкомыслия, фривольности. Становиться взрослым раньше времени - просто несправедливо. Появляется чувство, что тебя обокрали. Такие люди не умеют наслаждаться жизнью.

«Сексуальное оскорбление». Если девочка вынуждена все чаще заменять свою больную алкоголизмом мать в выполнении хозяйственных дел, в заботе о младших детях, то однажды может так случиться, что она заменит своему отцу мать в его сексуальных домогательствах. Часто мужья больных алкоголизмом женщин также больны алкоголизмом. То же самое наблюдается и в супружеских парах больных наркоманией. В том случае, если отец не болен алкоголизмом, его мысли и чувства обращаются к «женской половине дома», к дочерям. Мать больна алкоголизмом, она отсутствует физически или эмоционально. Теперь отец ищет дружбы и признания у дочерей. Может спросить дочь: «Ну, как я повязал галстук?» и т.п. Тесные взаимоотношения с дочерьми могут незаметно соскользнуть в область сексуальных отношений.

Под сексуальным оскорблением понимают не только явное изнасилование, но и скрытое посягательство на свободное сексуальное развитие. Явная и скрытая сексуальная агрессия к детям - довольно частое явление в семьях с наличием больного алкоголизмом. Даже при отсутствии физического контакта действия взрослого, которые нарушают нормальное развитие сексуальности ребенка и мешают приобретению собственного опыта во взаимоотношениях полов, могут расцениваться как скрытое сексуальное оскорбление. Примеры: «Мы с мамой спали в одной постели до тех пор, пока я не стала жить отдельно уже после 30-летнего возраста»; «Меня обвиняли в том, что я хотела соблазнить своего отца, когда мне было 5 лет»; «Меня обвиняли в аморальном поведении, когда я поздно возвращалась домой»; «Когда отец пришел домой пьяным, он накричал и изнасиловал маму. Я притворялась спящей. Это было ужасно. Если бы он меня нашел, я была бы следующей жертвой».

Считается, что последствия как явной, так и скрытой сексуальной агрессии всегда тяжелы и долговременны. «После ожога третьей степени рубец остается на всю жизнь». Характер последствий сравнивают с тем, что оставляет сам алкоголизм: чувство своей никчемности, утраты контроля над своей жизнью и все подавляющая зависимость от этого самого большого секрета семьи. Вина, стыд, ненависть к себе, отчаяние, депрессия, роль жертвы во многих жизненных ситуациях, пассивность, беспомощность, промискуитет - вот далеко не полный перечень того, что может быть связано с актом кровосмешения либо со скрытым сексуальным оскорблением, имевшим место в детстве.

«Другие оскорбления». Дети больных алкоголизмом подвергаются и другим формам оскорблений, в том числе таким, какие угрожают жизни ребенка. Избиваемые дети - не всегда, но часто - это дети больных алкоголизмом. Пьяный родитель может не соизмерять свою силу и невольно сильно ранить ребенка. Детей избивают за то, что они появились не в нужном месте и в ненужное время, за то, что они пытались защитить мать или младших братьев и cестep. Избиение детей, естественно, замалчивается.

Этот секрет семьи тоже хорошо вписывается в царящие здесь правила игры, в притворство, будто все дела в семье обстоят прекрасно. Лишь спустя годы психотерапевт или социальный работник может узнать, что его клиент подвергался унижениям в детстве такого рода: был заперт в уборной, лишался пищи, был высечен или обожжен своими родителями. Многие дети в подобных случаях скорее предпочитают страдать, чем признать себя выброшенными на мель в жизни с этим парализующим чувством вины. Они продолжают влачить жалкое существование жертвы, но не могут активно бороться и бросить вызов родителю -обидчику.

«Заброшенный ребенок». Отсутствие заботы и внимания к ребенку также может быть стилем воспитания в семьях больных с зависимостью. Пьяный отец может валяться на полу, дети переступают через него как бы не замечая. Мать при этом ничего не говорит, тоже будто не замечает отца. Мать может сама страдать алкоголизмом либо быть поглощенной алкогольными проблемами своего мужа, тратить всю энергию на них, а в это время дети живут без ее внимания. Дети не моются, не чистят зубы. Недостаток заботы о теле, о физической гигиене - лишь начало общей заброшенности ребенка. Врачи часто находят у детей запущенные болезни, не замеченные либо игнорируемые родителями. Не менее важно, что «Царапины души могут оставаться невидимыми, но внутреннее разрушение может быть опустошительным».

Одна девушка рассказывала: «Моя мама не была подзаборной пьяницей. Но она не могла выслушивать мои исповеди. Я же в то время была в том подростковом возрасте, когда отчаянно нуждалась в ком-нибудь, кто бы меня выслушал. Бывало, я изолью ей душу ночью, а на следующее утро она ничего, ну, ни слова из того, что я ей рассказала, не помнит».

Эмоциональным потребностям детей в алкогольных семьях не уделяют должного внимания. И дети не научаются, как можно входить в состояние другого человека. Они не усваивают даже элементарных родительских обязанностей, что затрудняет их адаптацию в будущей своей собственной семье.

«Низкая самооценка, недостаток самоуважения». Отсутствие внимания со стороны родителей формирует пониженную самооценку. Дети, с которыми обращались так, как будто они ничто, и воспринимают себя как ничто - некомпетентными во многих областях жизни. Жизнь в неуютной квартире с ободранными стенами, вечно неподходящая одежда тоже есть невнимание к нуждам ребенка. Дети поэтому мало ценят себя, часто не считают себя стоящими людьми.

Ребенок определяет, кто он, по тому, что вкладывают в это понятие окружающие значимые для него люди. Он оценивает себя так, как они его оценивают. Лишь повзрослев, он может делать подобные умозаключения самостоятельно. Послания с двойным смыслом, постоянные оскорбления (вербальные, физические, сексуальные), укоренившееся в сознании чувство вины, стыд за семью, недостаток доброжелательной заинтересованности в делах ребенка, постоянное неудовлетворение его физических и эмоциональных потребностей - все это вместе взятое формирует у ребенка пониженную самооценку, недостаточное сознание чувства собственного достоинства.

«Жизнь в мире фантазий». Уход в мир фантазий, магическое мышление помогают ребенку выжить в трудных семейных условиях. Главная тема фантазирования: «Что, если бы мой отец (моя мама) был(а) всегда трезвый(ая)». Когда фантазии являются прибежищем настрадавшейся души ребенка, то содержание их обычно наполнено солнечным светом, фабула имеет счастливый конец, хотя в ней может фигурировать желание смерти родителя. Сновидения служат той же цели на подсознательном уровне - быть прибежищем от действительности либо объяснять непонятное.

Весьма показательно следующее сновидение. Мальчик был очень зол на отца, больного алкоголизмом. Он не мог обнаруживать свои чувства, он боялся отца. Мать заняла позицию сверхопеки ребенка и тщательно избегала разговоров на тему пьянства отца. Мальчику приснился сон: «Муравьи-людоеды напали на их дом. Мальчик, конечно же, в силу своей исключительной храбрости, успел бабушку и маму отвести в безопасное место. По какой-то причине отец остался дома. Когда все вернулись, то увидели, что от отца остался только небольшой кусочек кишок». Сон свидетельствует о том, что мальчик в беде.

Фантазии и сновидения, объясняющие непонятное в жизни ребенка, могут быть следующими: «У меня не было бы всех этих проблем, если бы я родился в другое время»; «Если бы у нас было больше денег, мы были бы счастливы».

«Мифы, помогающие выжить». У детей складываются ложные верования. Самые распространенные мифы - следующие: 1) «Я явился причиной алкоголизма. Я должен что-то с этим сделать». Это спасительная для ребенка мысль, ибо поверить в то, что он непричастен к алкоголизму, означало бы, что он и не в состоянии изменить что-либо в своей семье. Основанием для этого мифа может служить чувство вины.

«Если бы я лучше учился, они бы меньше ругались, и было бы меньше пьянства в нашем доме». Ребенок пытается тем самым все еще играть роль спасителя, воображая, что существует магическое, чудесное решение проблемы, и когда это решение отыщется, родители, наконец, оценят его. Иногда желание быть спасителем тесно связано с желанием быть замеченным, быть уважаемым.

2) «Я не такой, как все остальные». Дети, растущие с больными алкоголизмом родителями, смутно чувствуют, что отличаются от других детей, хотя и не знают, как именно. Это чувство вносит диском¬форт в их существование. Они как будто принадлежат к другому миру.

3) «Мне следует постоянно контролировать себя и все мои обстоятельства. В противном случае мир рухнет». Одна из целей фантазирования ребенка - достижение чувства, что ты, наконец, владеешь ситуацией, что ты - хозяин положения. Для детей больных алкоголизмом родителей это чувство не только приятно, но и дает ощущение безопасности. Когда же подобный миф порожден чувством вины, неопределенностью, страхами, то он может подкреплять переживание бессилия и безнадежности. И тогда этот миф не помогает разрешать дилемму, а сам становится бременем.

Попытка ребенка сдержать пьянство родителей всегда заканчивается неудачей. Фрустрация неизбежна, контроль над обстоятельствами не удался, и ребенок еще сильнее винит себя за неспособность изменить что-либо в своей жизни.

4) «Вот придет кто-то или случится что-то, и все это изменится». Этот миф вырастает из чувства собственного бессилия, он снимает вину с ребенка и возлагает ее на какую-то внешнюю силу. Миф пред¬лагает надежду. В действительности никакая внешняя сила не может изменить ситуацию в семье к лучшему, во всяком случае, до тех пор, пока родители не попросят помощи у специалистов. Если же ждать магической помощи со стороны, то надо признать, что семья сама ничего не может. Она дрейфует по волнам, полагаясь на приливы и отливы. Ожидание, отказ действовать, стагнация могут привести к депрессии. Взрослеть - значит расставаться с фантазиями, заблуждениями, ложными верованиями.

В целом нет ничего необычного или патологического в том, что ребенок фантазирует, создает свои мифы. Это свойственно детям. Плохо, когда фантазии, выдумки занимают место реальности, используются вместо действительности. Мифы могут иммобилизовать ребенка вместо того, чтобы сделать его свободнее, а это опасно для его развития: способность быть хозяином своей судьбы уменьшается, а не возрастает.

Таким образом, детский период развития отличается рядом особенностей у детей алкоголиков. Если они остаются без помощи, то эти особенности могут накладывать отпечаток и на их жизнь в зрелом возрасте.



Типология ролей, принимаемых детьми в дисфункциональных семьях

Как взрослые, так и дети в алкогольных и других дисфункциональных семьях принимают на себя определенные роли. Это реакция на хронический стресс, каким является алкоголизм родителей. Роль складывается неосознанно и очень рано, даже в 2-летнем возрасте. Поскольку роли помогают детям выжить, то они получили название: «роли выживания». Описаны четыре основные роли.

1. Герой семьи. Его суть выражается словом «сверхдостижения». Это ответственный ребенок с высокими достижениями в учебе либо в спорте, но уделяющий мало внимания своим любимым интересам. На первое место он ставит интересы других. Может быть лидером в классе или компании, активен в ситуациях, требующих действия. Часто это старший или единственный ребенок в семье.

2. Проблемный ребенок, «козел отпущения», бунтовщик. Главные его характеристики «трудности поведения» делинквентность, т.е. нарушения закона. Использует негативные формы поведения для привлечения к себе внимания. Чувствует себя эмоционально отвергнутым, своим поведением бросает вызов семье. Как он сам, так и его друзья постоянно попадают в трудные ситуации. Окружающие считают его возмутителем спокойствия. Легко вовлекается в группы сверстников, употребляющих алкоголь и наркотики.

3. Потерянный ребенок. Суть этой роли выражают два слова «застенчивость и незаметность». Кроткий ребенок, который держится изолированно от всей семьи, живет в мире фантазий. Проводит время в одиночестве, за тихими занятиями, сильно страдает от одиночества. Родители считают, что он не нуждается во внимании, так как сам может позаботиться о себе. Дисциплину не нарушает. Любит помогать оказавшимся в беде, свои трудности считает менее важными, чем трудности других, уступает во всем другим. По мере взросления может приобщиться к употреблению наркотиков с целью достижения психологического комфорта.

4. Талисман семьи. Суть его – «клоунада». Часто это младший ребенок в семье, всеми любимый; его поведение всерьез не принимают из-за возраста. Гиперактивен, использует шутки, дурачества, чтобы привлечь к себе внимание и смягчить тяжелую психологическую атмосферу семьи. С этой же целью играет роль клоуна.

Общими особенностями детей – «исполнителей» всех четырех ролей являются их внутренние чувства, среди которых доминируют душевная боль, страх, стыд, вина.

Если бы мне пришлось разговаривать с детьми алкоголиков школьного возраста, то я постаралась бы донести до них следующие сообщения.

1. Это не твоя вина.

2. Твои мама и папа в действительности любят тебя, несмотря на то, что они не всегда это показывают.

3. Ты не можешь, как заставить своих родителей принимать алкоголь, наркотики, так ты не можешь заставить их прекратить принимать.

4. Ты заслуживаешь помощи самому себе.

5. Алкоголик может выздороветь, но даже если он не выздоравливает, дети могут чувствовать себя лучше.

6. Ты – не одинок. Есть много детей, подобных тебе, есть такие места и такие люди, куда можно обратиться за помощью
.



Связаться с автором статьи: valentinajoy@mail.ru






Об авторе статьи

`
Москаленко Валентина Дмитриевна

Рейтинг психолога: 4 4

Москаленко Валентина Дмитриевна

Психиатр-нарколог, семейный психотерапевт
Город: Москва
  •   Психология личности
  •   Психология отношений
  •   Психология семьи


Алина |
Отличная статья, так всё и есть!
Спасибо!
Кристина |
Хорошая статья, написано правдиво.
Читала, и узнавала себя в некоторых моментах... правда и мысли раньше не было, что эти черты во мне от этого.
Юлия |
Мои родители никогда не были алкоголиками. Даже наоборот, с детства помню как порицался в семье алкоголизм и асоциальное поведение. Но эта статья в точности описывает то, что испытывала я. И даже то, что приходилось скрывать ото всех, что дома что-то не так. Хотя свиду (даже изнутри) все вроде ... не асоциально.
Дмитрий |
Согласен с Юлией в том, что алкоголь в семье почти не фигурировал, но подобные чувства были.
Mirror |
Все так, но трудно признать что тебе нужна помощь, как и трудно принять её.
Юлия. |
хотела бы я знать про такие места и людей, кто может помочь. особенно ребенку.
Aleksanov |
Все люди строят отношения, создают семьи, но не многие из них понимают, что алкоголь семье не нужен. Проблема заключается в том что люди не осознают того что именно алкоголь и отношение к нему может окончательно разрушить семью и сделать вас несчастными людьми
Читать далее: http://psyh-olog.ru/2013/08/alkogol-seme-ne-nuzhen/
Показать все комментарии

Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Минеева Екатерина Андреевна
Консультация по Skype

Минеева Екатерина

Дипломированный клинический психолог, работаю с людьми разных возрастов.
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Мальчушкина Екатерина Алексеевна

Мальчушкина Екатерина

Консультативный психолог, специализируюсь на семейной психологии
Психолог Абдулхаева Лейсан Талгатовна

Абдулхаева Лейсан

Когнитивно-поведенческий психотерапевт Психотерапевт в области психосоматики...
Психолог Панов Тимофей Дмитриевич

Панов Тимофей

Психолог
Психолог Клюкина Екатерина Сергеевна
Консультация по Skype

Клюкина Екатерина

Дипломированный психолог, работаю индивидуально со взрослыми людьми.
Психолог Полищук Юлия Евгеньевна

Полищук Юлия

Дипломированный специалист в области Практическая психология с дополнительной...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍