articles Как применять методику «Детско-родительский договор» при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Как применять методику «Детско-родительский договор» при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья



 

Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции, из них около 700 тысяч - дети с инвалидностью). Ежегодно численность данной категории детей увеличивается. В развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья семья играет не просто важную роль, а первостепенную и уникальную.

Процесс включения такого ребенка в социум начинается с семьи, где через общение с самыми близкими людьми закладываются основы самостоятельности, жизнестойкости, социально-психологической осведомленности, его представления о себе, своих возможностях в настоящем и будущем.

Многие родители, воспитывающие детей с ОВЗ, не осознают определяющей роли семейного воспитания в развитии ребенка, не связывают появление вторичных дефектов в его развитии с неблагоприятными отношениями в семье, считают, что «ребенок подрастет, и проблемы уйдут сами собой», а также надеются исключительно на помощь специалистов.  

Исходя из этого, перед педагогами-психологами стоит очень важная задача - целенаправленно подготовить родителей к воспитанию детей, имеющих отклонения в развитии, чтобы родители выстроили необходимую систему взаимоотношений в быту для успешного развития ребенка.

Без дополнительной работы с родителями коррекционные занятия с детьми не дают оптимального результата. Так как ребенок большую часть времени находится дома с родителями, успех коррекционной работы зависит от того, будет ли семья поддерживать процесс развития ребенка дома.  Специалисты часто дают родителям стандартные и общие рекомендации по созданию благоприятной развивающей среды. Трудности применения рекомендаций, которые дает специалист заключаются в том, что эти рекомендации не созданы в процессе жизнедеятельности самой семейной системы, и воспринимаются как “чужеродные”. Родители могут их внимательно выслушать, даже попробовать применять их дома, но после первой же неудачи - от них отказаться. Соответственно, требуется дополнительная работа специалиста по редактированию существующих в семейной системе правил, чтобы у родителей не возникало сопротивление при их использовании.  

Методика, которую мы предлагаем, отвечает на вопросы о том, как именно создавать правила, которые не будут вызывать сопротивление при их применении, а также выполнение, которых выгодно и родителям, и ребенку.

 

Методика «Детско-родительский договор»

Цель: создавать правила, которые не будут вызывать сопротивление при их применении, а также выполнение которых выгодно и родителям, и ребенку.  

 

Задачи:

• Создание и модернизация детско-родительских правил,

• Обучение навыкам создания функционирующих правил,

• Формирование детско-родительских границ.

 

Противопоказания к применению методики:

- Невыполнение домашних заданий;

- Если супруги находятся в длительном конфликте или в пред-разводном состоянии.

 

Этапы работы:

1) Составление списка правил. Правила должны отвечать определенным требованиям: лаконичность, привязка к времени и месту, реалистичность выполнения правил. Родители составляют список правил, а затем, в присутствии специалиста, обсуждают его с ребенком.

2) Составление списка санкций. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Санкции могут быть негативными (наказание за нежелательные действия) и позитивными (поощрение за желательные, одобряемые обществом действия). Санкции выступают важным элементом социального регулирования. В санкции должны быть включены действия родителей, которые он выполняет, но они не являются обязательными по отношению к ребенку. Например, чтение книги перед сном, совместная игра с ребенком, поход в кафе и т.п. В этот список не входят действия родителей, которые могут сказаться на здоровье ребенка. Например, физические наказания, лишение приема пищи, действия, нарушающие режим сна и бодрствования и т.п.  

3) Сопоставление пунктов правил с санкциями. Санкции и правила должны быть примерно равнозначными, и интервал между правилом и санкцией не должен превышать 14 часов.

4)  Апробация договора, корректировка. Осуществляется совместно с психологом.

Таким образом, достаточно несложная методика, может способствовать эффективной работе с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья.

 

Банников П. А.

Старший методист ТО «Очаково»  

ГППЦ ДОгМ, Москва, Россия;

BannikovPA@gppc.ru

https://gppc.ru/

 







Добавить новый Комментарий


Психолог Сизикова Виктория Викторовна

Сизикова Виктория

Интегративный психолог, сертифицированная ведущая психологических игр. Работаю с людьми...
Психолог Голубова Вера Михайловна
Консультация по Skype

Голубова Вера

сертифицированный клинический психолог, работаю в нелинейной когнитивной терапии,...
Психолог Бондакова Алена
Консультация по Skype

Бондакова Алена

Гештальт-терапевт, клинический психолог
Психолог Якусевич Кристина
Консультация по Skype

Якусевич Кристина

Психолог. В основном, я использую интегративный подход. Работаю со взрослыми и...
Психолог Миронова Анна Владимировна

Миронова Анна

Интегративный психолог-консультант
Психолог Чепурко Анна Евгеньевна

Чепурко Анна

Дипломированный психолог, интегративный психолог
Психолог Архипова Алина Андреевна

Архипова Алина

Когнитивная терапия, работаю индивидуально, так и с группой.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍