articles Расстановки по Хеллингеру и их критика
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Расстановки по Хеллингеру и их критика



Расстановки по Хеллингеру - популярный метод психотерапии, который позволяет работать с родом, родовой системой и родовым полем. "Поле" - понятие отчасти метафорическое, а отчасти метафизическое, и оно подразумевает общее пространство между людьми, которые связаны чем-то единым, например, единой историей рода/страны/нации. Согласно методу расстановок, в поле могут попадать не только родственники, но и люди, действия которых повлияли на семейную систему в рамках вопроса жизни и смерти. Например, убийцы или спасатели. Метод расстановок направлен на то, чтобы человек мог установить гармоничные связи со всеми участниками поля - со своими родителями, родственниками, и в том числе со всеми людьми и событиями, которые предшествовали его появлению на свет и стали частью его личной истории вместе с историей рода. Например, благодаря какому-то человеку в прошлом, который раскулачил прадедушку клиента, события сложились именно таким образом, что наш клиент появился на свет и живёт именно ту жизнь, которую живёт сейчас. Это событие в прошлом может быть не переработано предшествующими поколениями, передано последующим, а задача расстановщика в такой ситуации - прожить вместе с клиентом (и заместителями, если это групповая расстановка) непрожитые чувства, восстановить поток энергии и пойти дальше. Т.е. прийти к принятию, что случилось то, что случилось, и в этом есть что-то хорошее и что-то плохое. 

Расстановочный метод полезен, когда человек ощущает, что проживаемые им проблемы обусловлены не столько его личностью, сколько историей рода. Например, если девушка никак не может выйти замуж и отмечает, что уже в нескольких поколениях браки не складываются. Аналогично актуален метод расстановок, если человек ощущает, что его отношения с родителями дисгармоничны или глубоко деструктивны, в них перепутаны роли, он зачем-то встаёт на родительскую роль по отношению к своим родителям и не может эмоционально освободиться от них, начать жить свою жизнь. Во всех этих случаях расстановки по Хеллингеру дают возможность разобраться в ситуации, восстановить нарушенные связи и потоки энергии, в результате чего человек обретает свободу от семейных и родовых переплетений. 

Несмотря на преимущества метода расстановок (быстрота, экономичность, системный подход, возможность работать с полем и родом), метод также имеет ряд недостатков. За счёт быстроты для кого-то он может оказаться чрезмерно травматичным. Иногда клиент не готов разрубать родовые или семейные переплетения одним ударом, а нуждается в длительной подготовительной терапии для этого, либо в более рациональном подходе. Не все клиенты готовы к работе с эзотерической составляющей метода расстановок, которая часто бывает вплетена в процесс. И, наконец, далеко не все клиенты могут разделить базовые ценности метода расстановок, без которых метод вряд ли полноценно сработает. А базовые ценности метода расстановок являются по сути своей семейными, историчными и иерархичными. Это работа с семьёй, с родом и, чтобы такая работа прошла успешно, у человека должно быть понимание и внутреннее переживание семейно-родовых ценностей и кровных связей. Если у него такого понимания и переживания нет, он может и вовсе не понять, о чём ведётся речь. Например, человеку, который считает, что эмоциональные связи не обязательно привязаны к роду или к семье, что связи могут быть гораздо ближе за пределами семьи, что внутри семьи некоторые люди могут быть чужды друг другу по духу, будет трудно объяснить, в чём состоит ценность родного папы по крови, которого, возможно, он никогда в жизни не видел и не знает. Он будет думать, что важен другой папа - тот, который его воспитывал. Или, если у него нет соответствующих ценностей, фокус его внимания может быть и вовсе смещён - папа не важен, детско-родительские отношения остались в далёком прошлом, зато важно настоящее - то, что происходит здесь и сейчас с другом/начальником или подругой/женой. Если семейные ценности не ощущаются человеком как нечто сверхценное или священное, целесообразно будет применить другие методы работы - работу с установками и убеждениями, с переживаниями "здесь и сейчас" и т.д.

Метод расстановок подразумевает, что все участники системы должны быть приняты, признаны и включены в систему, не должно быть исключённых. Грубо говоря, мы не должны отрицать существование каких-то людей, вычёркивать их или лишать их ролей в системе. Например, говорить, что мать - это не мать, "у меня нет такой сестры", отрицать случившиеся события (жить, как будто чего-то не произошло). Подобные отрицания ведут к блокировке внутренней энергии и, вместо того, чтобы жить дальше, человек останавливается на этом месте. То, что он хочет вычеркнуть, влияет на него ещё больше, чем если бы он признал факт и отнёсся бы к нему с принятием. Но для некоторых людей спокойно принять существование насильников, убийц или воров не представляется возможным, это противоречит их ценностям. Всё-таки расстановки были созданы религиозным человеком, и некий хотя бы околорелигиозный или эзотерический взгляд на мир необходим для того, чтобы метод мог сочетаться с внутренней ценностью мудрости для человека. Далеко не все люди готовы к такому взгляду на мир. Поэтому, если для человека актуальнее борьба с чем-то, категоричный взгляд на мир, разделение мира на "чёрное" и "белое", метод расстановок также вряд ли подойдёт ему при отсутствии запроса на изменение картины мира. 

Кроме того, метод расстановок не является в полном смысле слова логичным и рациональным. Он апеллирует к эмоциям, ценностям и переживаниям. Например, постулирует, что жизнь - это безусловная ценность, а дети должны быть благодарны родителям за жизнь, иначе они отвергают переданный им дар жизни. Опять же, далеко не для всех людей эти ценности являются очевидными и актуальными. Некоторые люди могут задаться вполне рациональным вопросом - "а я же не просил давать мне жизнь, так почему я должен быть за неё благодарен?". Или, исходя из рациональных позиций, можно и вовсе поставить под сомнение, что жизнь пришла через каких-то людей и появилась благодаря им, ведь в появлении новой жизни задействовано очень много факторов, и в них сочетается и живое, и неживое. В появлении человека на свет могут быть задействованы случайные обстоятельства, помощь каких-то иных людей (кто-то уговорил маму не делать аборт, кто-то оказал ей помощь при родах и т.д.). В конце концов, если смотреть на вопрос философски, за нашу жизнь можно быть благодарным не только родителям, но и всему стечению обстоятельств, которое позволило нам выжить в течение всей жизни. Кто-то помог нам, кто-то спас, кто-то поддержал, благодаря каким-то обстоятельствам мы не попали в опасную ситуацию и т.д. Т.е. жизнь человека, по сути, вряд ли можно свести только к тем двум людям, от которых он появился. Тем более, что его уникальный набор генов включает и других людей, и в том числе какие-то новые мутации. Тогда понятие "благодарности" растекается, и нельзя сказать, что жизнь пришла только через маму и папу. Она просто пришла из мира, из Вселенной, из космоса, и благодарность за неё может простираться очень далеко и глубоко, вплоть до времён, когда жизнь только зародилась на планете, ведь именно благодаря этому событию мы сегодня здесь.

Подобных спорных философских вопросов к методу расстановок можно задать очень много. Например, почему именно отец является важной фигурой, если эмоционально ближе может быть друг. Почему именно дядя имеет значение, если он участвовал в жизни конкретного человека даже меньше, чем какой-то случайный прохожий на улице, который оказал помощь? Какие события считать равными жизни и смерти? Ведь вопросы жизни и смерти тоже могут складываться из невидимых и не всегда осознаваемых мелочей. В каких-то ситуациях кто-то явно спас кого-то другого, а в каких-то - менее явно, например, позвонил в нужное время, и этот звонок остановил от чего-то или побудил к чему-то важному. В таких вопросах не найти конца и края, и с расстановщиками о них часто бесполезно спорить. Гораздо важнее, есть ли у конкретного человека ценностно-эмоциональный отклик на метод или его нет. Если этот отклик есть, метод поможет ему вернуться к его собственным глубинным ценностям и обрести гармонию, а если нет - в этом случае метод будет навязывать чуждые человеку ценности, а через насилие получить помощь, по крайней мере, проблематично, ведь любая хорошая помощь склеивает, а не ломает, и вряд ли ради неё нужно ломать себя. Как и перед принятием лекарства с побочными действиями, перед применением метода расстановок важно задаться вопросами: готов ли я принять хотя бы часть этих ценностей, созвучны ли они мне и не нарушат ли они целостность моей картины мира, стоит ли игра свеч. В любом случае, метод системных семейных расстановок не является панацеей и волшебной таблеткой от всех проблем. Не является он и единственным доступным методом решения проблем. Поэтому, если данный метод не подходит человеку, целесообразно попробовать другие - те, которые лучше откликнутся ему по ценностям. 






Об авторе статьи

`
Иванова Татьяна Александровна

Рейтинг психолога: 10 10

Иванова Татьяна Александровна

клинический психолог, юнгианский аналитик
Город: Москва Стоимость приема: 6000 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Зависимости
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Семья


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Гасанова Нармина Эльхан

Гасанова Нармина

Психолог-консультант , работаю в интегральном подходе
Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Радченко Виталий Сергеевич
Консультация по Skype

Радченко Виталий

Практический психолог, психолог-психотерапевт, консультант. Являюсь адептом...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍