articles
Расстановки по Хеллингеру - популярный метод психотерапии, который позволяет работать с родом, родовой системой и родовым полем. "Поле" - понятие отчасти метафорическое, а отчасти метафизическое, и оно подразумевает общее пространство между людьми, которые связаны чем-то единым, например, единой историей рода/страны/нации. Согласно методу расстановок, в поле могут попадать не только родственники, но и люди, действия которых повлияли на семейную систему в рамках вопроса жизни и смерти. Например, убийцы или спасатели. Метод расстановок направлен на то, чтобы человек мог установить гармоничные связи со всеми участниками поля - со своими родителями, родственниками, и в том числе со всеми людьми и событиями, которые предшествовали его появлению на свет и стали частью его личной истории вместе с историей рода. Например, благодаря какому-то человеку в прошлом, который раскулачил прадедушку клиента, события сложились именно таким образом, что наш клиент появился на свет и живёт именно ту жизнь, которую живёт сейчас. Это событие в прошлом может быть не переработано предшествующими поколениями, передано последующим, а задача расстановщика в такой ситуации - прожить вместе с клиентом (и заместителями, если это групповая расстановка) непрожитые чувства, восстановить поток энергии и пойти дальше. Т.е. прийти к принятию, что случилось то, что случилось, и в этом есть что-то хорошее и что-то плохое.
Расстановочный метод полезен, когда человек ощущает, что проживаемые им проблемы обусловлены не столько его личностью, сколько историей рода. Например, если девушка никак не может выйти замуж и отмечает, что уже в нескольких поколениях браки не складываются. Аналогично актуален метод расстановок, если человек ощущает, что его отношения с родителями дисгармоничны или глубоко деструктивны, в них перепутаны роли, он зачем-то встаёт на родительскую роль по отношению к своим родителям и не может эмоционально освободиться от них, начать жить свою жизнь. Во всех этих случаях расстановки по Хеллингеру дают возможность разобраться в ситуации, восстановить нарушенные связи и потоки энергии, в результате чего человек обретает свободу от семейных и родовых переплетений.
Несмотря на преимущества метода расстановок (быстрота, экономичность, системный подход, возможность работать с полем и родом), метод также имеет ряд недостатков. За счёт быстроты для кого-то он может оказаться чрезмерно травматичным. Иногда клиент не готов разрубать родовые или семейные переплетения одним ударом, а нуждается в длительной подготовительной терапии для этого, либо в более рациональном подходе. Не все клиенты готовы к работе с эзотерической составляющей метода расстановок, которая часто бывает вплетена в процесс. И, наконец, далеко не все клиенты могут разделить базовые ценности метода расстановок, без которых метод вряд ли полноценно сработает. А базовые ценности метода расстановок являются по сути своей семейными, историчными и иерархичными. Это работа с семьёй, с родом и, чтобы такая работа прошла успешно, у человека должно быть понимание и внутреннее переживание семейно-родовых ценностей и кровных связей. Если у него такого понимания и переживания нет, он может и вовсе не понять, о чём ведётся речь. Например, человеку, который считает, что эмоциональные связи не обязательно привязаны к роду или к семье, что связи могут быть гораздо ближе за пределами семьи, что внутри семьи некоторые люди могут быть чужды друг другу по духу, будет трудно объяснить, в чём состоит ценность родного папы по крови, которого, возможно, он никогда в жизни не видел и не знает. Он будет думать, что важен другой папа - тот, который его воспитывал. Или, если у него нет соответствующих ценностей, фокус его внимания может быть и вовсе смещён - папа не важен, детско-родительские отношения остались в далёком прошлом, зато важно настоящее - то, что происходит здесь и сейчас с другом/начальником или подругой/женой. Если семейные ценности не ощущаются человеком как нечто сверхценное или священное, целесообразно будет применить другие методы работы - работу с установками и убеждениями, с переживаниями "здесь и сейчас" и т.д.
Метод расстановок подразумевает, что все участники системы должны быть приняты, признаны и включены в систему, не должно быть исключённых. Грубо говоря, мы не должны отрицать существование каких-то людей, вычёркивать их или лишать их ролей в системе. Например, говорить, что мать - это не мать, "у меня нет такой сестры", отрицать случившиеся события (жить, как будто чего-то не произошло). Подобные отрицания ведут к блокировке внутренней энергии и, вместо того, чтобы жить дальше, человек останавливается на этом месте. То, что он хочет вычеркнуть, влияет на него ещё больше, чем если бы он признал факт и отнёсся бы к нему с принятием. Но для некоторых людей спокойно принять существование насильников, убийц или воров не представляется возможным, это противоречит их ценностям. Всё-таки расстановки были созданы религиозным человеком, и некий хотя бы околорелигиозный или эзотерический взгляд на мир необходим для того, чтобы метод мог сочетаться с внутренней ценностью мудрости для человека. Далеко не все люди готовы к такому взгляду на мир. Поэтому, если для человека актуальнее борьба с чем-то, категоричный взгляд на мир, разделение мира на "чёрное" и "белое", метод расстановок также вряд ли подойдёт ему при отсутствии запроса на изменение картины мира.
Кроме того, метод расстановок не является в полном смысле слова логичным и рациональным. Он апеллирует к эмоциям, ценностям и переживаниям. Например, постулирует, что жизнь - это безусловная ценность, а дети должны быть благодарны родителям за жизнь, иначе они отвергают переданный им дар жизни. Опять же, далеко не для всех людей эти ценности являются очевидными и актуальными. Некоторые люди могут задаться вполне рациональным вопросом - "а я же не просил давать мне жизнь, так почему я должен быть за неё благодарен?". Или, исходя из рациональных позиций, можно и вовсе поставить под сомнение, что жизнь пришла через каких-то людей и появилась благодаря им, ведь в появлении новой жизни задействовано очень много факторов, и в них сочетается и живое, и неживое. В появлении человека на свет могут быть задействованы случайные обстоятельства, помощь каких-то иных людей (кто-то уговорил маму не делать аборт, кто-то оказал ей помощь при родах и т.д.). В конце концов, если смотреть на вопрос философски, за нашу жизнь можно быть благодарным не только родителям, но и всему стечению обстоятельств, которое позволило нам выжить в течение всей жизни. Кто-то помог нам, кто-то спас, кто-то поддержал, благодаря каким-то обстоятельствам мы не попали в опасную ситуацию и т.д. Т.е. жизнь человека, по сути, вряд ли можно свести только к тем двум людям, от которых он появился. Тем более, что его уникальный набор генов включает и других людей, и в том числе какие-то новые мутации. Тогда понятие "благодарности" растекается, и нельзя сказать, что жизнь пришла только через маму и папу. Она просто пришла из мира, из Вселенной, из космоса, и благодарность за неё может простираться очень далеко и глубоко, вплоть до времён, когда жизнь только зародилась на планете, ведь именно благодаря этому событию мы сегодня здесь.
Подобных спорных философских вопросов к методу расстановок можно задать очень много. Например, почему именно отец является важной фигурой, если эмоционально ближе может быть друг. Почему именно дядя имеет значение, если он участвовал в жизни конкретного человека даже меньше, чем какой-то случайный прохожий на улице, который оказал помощь? Какие события считать равными жизни и смерти? Ведь вопросы жизни и смерти тоже могут складываться из невидимых и не всегда осознаваемых мелочей. В каких-то ситуациях кто-то явно спас кого-то другого, а в каких-то - менее явно, например, позвонил в нужное время, и этот звонок остановил от чего-то или побудил к чему-то важному. В таких вопросах не найти конца и края, и с расстановщиками о них часто бесполезно спорить. Гораздо важнее, есть ли у конкретного человека ценностно-эмоциональный отклик на метод или его нет. Если этот отклик есть, метод поможет ему вернуться к его собственным глубинным ценностям и обрести гармонию, а если нет - в этом случае метод будет навязывать чуждые человеку ценности, а через насилие получить помощь, по крайней мере, проблематично, ведь любая хорошая помощь склеивает, а не ломает, и вряд ли ради неё нужно ломать себя. Как и перед принятием лекарства с побочными действиями, перед применением метода расстановок важно задаться вопросами: готов ли я принять хотя бы часть этих ценностей, созвучны ли они мне и не нарушат ли они целостность моей картины мира, стоит ли игра свеч. В любом случае, метод системных семейных расстановок не является панацеей и волшебной таблеткой от всех проблем. Не является он и единственным доступным методом решения проблем. Поэтому, если данный метод не подходит человеку, целесообразно попробовать другие - те, которые лучше откликнутся ему по ценностям.