articles Разбор фильма ««Умница Уилл Ханитнг» точки зрения психодинамического подхода.
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Разбор фильма ««Умница Уилл Ханитнг» точки зрения психодинамического подхода.



 

Многие специалисты уже анализировали историю Уилла Хантинга из фильма ««Умница Уилл Ханитнг».

Я тоже хотела бы внести свой вклад и рассмотреть этот персонаж с точки зрения психодинамического подхода.

Уилл демонстрирует высокие когнитивные показатели: прекрасная память, способности к математическому и психологическому анализу, склонность к уединению, терпеливость и дотошность в изучении и анализе огромного объема информации из книг. При этом он делает все для того, чтобы оставаться одиноким и бедным парнем, не успешным в жизни. Уилл встречает замечательную девушку, но отвергает ее любовь. Он часто ведет себя агрессивно. Все, что у него есть - несколько простоватых друзей и работа уборщика в колледже, где он тайком решает на доске сложнейшие уравнения. Лишь под угрозой тюрьмы Уилл начинает проходить психотерапию…

1. Оценка  уровня патологии пациента и его особенностей.  

В ходе терапии раскрывается, что мальчик вырос в атмосфере отсутствия безопасности, родительской любви  и стабильности.

Физическое и психологическое насилие со стороны отчима приводит ребенка в тревожное состояние, которое проявляется впоследствии в попытках постоянно контролировать все происходящее в жизни и стараться избегать всего нового, особенно ситуаций, где можно быть отвергнутым близкими людьми. Для жертв детского насилия характерно бессознательное убеждение, что это они виноваты в пережитой боли. Потребность ребенка в родительской любви очень велика. Ему необходимо сделать родителя невиноватым в насилии. Он переносит вину на себя: «раз со мной ведут себя так, значит я заслуживаю». Уилл не осознает причин происходящего с ним, и чувство вины проявляется в атаках Сверх-Я на Я. Так работает детская рационализация. Вырастая, такие дети становятся уязвимыми. У них занижена самооценка и развит комплекс неполноценности. Они ждут от близости чувства боли и вины.

Как результат, у Уилла формируется избегающее поведение, проявляющееся в личных отношениях, — он избегает глубоких отношений и близости.

Уилл сам озвучивает свою основную проблему -  «расстройство привязанности». 

Уилл склонен к самонаказанию: не использует талант, а идет на тяжелую физическую работу на стройку. Живет в бедном, запущенном районе, что еще больше усугубляет его страдание и низкую самооценку. Перспектива сесть в тюрьму тоже служит этой цели, ведь там его «накажут».

Мы видим, что Уилл находится в постоянном внутреннем конфликте между собственными принципами, чувствами и желаниями (конфликт Ид и Эго) (хочет любить, но бросает любящих его людей, хочет понимания, но обижает других (психотерапевт, девушка), хочет учиться, но идет работать уборщиком, хочет заниматься математикой, но отказывается работать на правительство.)

Он постоянно играет роль, так как есть уверенность, что он недостаточно хорош, и это не позволяет выстраивать глубокие и доверительные отношения. Уилл предпочитает избегать какой-либо новой деятельности, чтобы не допустить провала и критики со стороны — того, что очень ценно.

К своему будущему он проявляет инфантилизм: ему безразличен его моральный облик и репутация, он не боится тюрьмы и наказания. Это все вызов. Но направлен он не на борьбу и достижение чего-то полезного и перспективного для себя, а на самоуничтожение и разрушение.

Уилл демонстрирует импульсивное поведение:  уходит с работы, т.к.посчитал, что ему грозит опасность. Бросает девушку, после прекрасно проведенного вечера и ночи.

Уилл не забитый и скромный парень. Например, когда его знакомят с психотерапевтами, Уилл ощущает превосходство над ними и получает от этого удовольствие, обращаясь с ними саркастически: «Эти пиджачки из хороших районов думают, что они умнее меня? Смогут мне помочь? Помогите сначала себе». В баре, чтобы привлечь внимание девушки, он интеллектуально «забивает» и унижает ее потенциального воздыхателя. Но с девушкой познакомится ближе он боится. Главный герой любит быть один, читать интеллектуальную литературу, рассуждать о жизни на основании прочитанного.

В этих эпизодах явно видна нарцисическая составляющая главного героя. Но Уилл не самовлюбленный в себя нарцисс. Обычно у нарциссической личности Я-концепция целостная, но патологическая и несущая в себе черты грандиозности. А у нарциссической личности Уилла явные признаки недостаточной интеграции отношений со значимыми Другими, что свидетельствует о диффузной идентичности и преобладании примитивных защит, в частности всемогущества и обесценивания.

У пациентов с пограничной личностной организацией, особенно у пациентов с нарциссической структурой личности (даже в тех случаях, когда на внешнем уровне они функционируют не как пограничные пациенты) важно исследовать сферу антисоциального поведения. У Уилла мы наблюдаем как раз проблемы с законом и его поведение часто не вписывается в рамки социально принятых норм.

Таким образом, я бы отнесла   Уилла к деструктивной (злокачествен­ной) нарциссической личности, которая  вынуждена пере­живать «повторяющийся агрессивный триумф» над дру­гими, чтобы чувствовать себя уникальной, сильной, обладающей должными правами и защитным всемогуществом.

В психоаналитической теории невротическая личность отвечает на вопрос: «Я какой?». На мой взгляд, этот вопрос часто виден в глазах и на лице главного героя. Так же он задает себе вопрос, характерный для пограничной личности: «Кто я?» (Математик или уборщик, любимый или брошенный, чувствующий или отвергающий и т.п.) 

Уилл на сознательном уровне не понимает своих проблем. У него не было мотивации проходить терапию. Уилла  в терапию привел  насильно профессор математики, как к  альтернативе тюремного заключения. Самостоятельно в терапию приходят невротические пациенты. Они мотивированы лично на прохождение терапии и быстро устанавливают с терапевтом рабочий альянс, когда аналитик  и наблюдающая часть пациента объединяются в раскрытии прежде бессознательных защит, чувств, фантазий, надежд, конфликтов и стремлений.  Таким образом, у невротиков сохранена способность тестировать реальность.  У Уилла я вижу разрыв с реальностью. Он не понимает кто он такой.  Им руководят его защитные механизмы. Они, обычно, активизируются у пациентов с пограничной личностной организацией и скорее проявляются во взаимодействии с терапевтом. Поэтому, я бы отнесла Уилла, все-таки, к пограничному типу личности.

Так же я бы хотела отметить, что у Уилла не было до терапии  успешного прохождении первых двух стадий развития – базового доверия и базовой автономии. И путь  по направлению к третьей стадии: обретению чувства идентичности и инициативности ему только предстоит с помощью психотерапевта.

 

2. Особенности переносных процессов в терапии данного случая.

Перенос (трансфер) - процесс, посредством которого бессознательные желания переходят на те или иные объекты в рамках определенного типа отношений. В психоанализе для переноса характерна замена ранее знакомой личности личностью врача. 

Модель аналитического процесса у Фрейда выражена в триаде "воспоминание, повторение, проработка".          В этом смысле перенос рассматривается как повторение, или новое "издание" старых объектных отношений, т.е. имеет место перемещение: импульсы, чувства и защиты по отношению к личности в прошлом перемещаются на личность в настоящем, т.е. из "там и тогда" в "здесь и теперь".

Классификация переноса З. Фрейда:

·       Позитивный перенос - отношение, которое проявляется в реакциях симпатии, любви, уважения и сексуального желания к аналитику. Несексуальные, неромантические позитивные отношения способствуют рабочему альянсу

·       Негативный перенос - чувства, которые основаны на ненависти в любой из ее форм (гнев, враждебность, недоверие, презрение, зависть и др.).

Перенос с точки зрения структуры психики:

·        аналитик может представлять собой фигуру Супер-Эго (критический, отрицающий, негативный); Сцена терапевтической сессии  в парке: Шон критикует, выговаривает, обвиняет Уилла.

·        Ид (пациент проецирует на аналитика желания Ид, воспринимая его как совращающего, агрессивного и др.); Вся агрессия Уилла по отношению к Шону является переносом его чувств на отчима.

·        Эго (рассматривает его с точки зрения его с точки зрения реальности, задает вопросы "Что бы сейчас сделал мой аналитик?" "Что бы сказал в этой ситуации?"). Уилл очень интересуется взаимоотношениями Шона с женой и воспроизводит их модель на своих отношениях с девушкой Скайлар.

Перенос с точки зрения теории объектных отношений.

Реакции переноса детерминированы бессознательными чувствами по отношению к отчиму. Самое важное, что может произойти в переносе - разыгрывание родительского сюжета с благоприятным исходом. В процессе терапии Уилл периодически  регрессирует  и отыгрывает нездоровые отношения с родителями, в частности, в попытках саботировать терапию и разорвать связь с терапевтом, т. е. воспроизвести момент отделения (навязчивое повторение). С первой же встречи психотерапевт  дружелюбен.  Пациент же саркастичен и холоден. Он находит слабое место Шона- его тоску по умершей жене. Наносит болезненный удар. Оскорбительно отзывается о ней. И добивается своего. Выводит психолога из себя. Шон провоцирует терапевта к агрессии, как он это делал со своим отчимом. 

Шон продолжает работать. Выстраивает границы хоть и в грубой, но понятной для Уилла форме. Позже, психотерапевт переносит свои нежные отцовские чувства на Уилла. Он прибегает к тактильным взаимоотношениям, организовывает сессии вне рамок кабинета, пытаясь достучатся по подсознания пациента, самораскрывается и показывает, что у него такие же проблемы, отвоевывает у профессора право мальчика на самоопределение . Это родительская функция, опекающая, отцовская. (Терапевт же должен быть нейтрален.) У Уилла тоже есть позитивный перенос в середине фильма: «Я думал мы- друзья».  (Терапевт не может быть другом.) В конце фильма, Шон стал для Уилла значимым взрослым. Уилл находит много общего с терапевтом и использует его в качестве образца поведения, в частности, в отношениях со своей девушкой.

Перенос с точки зрения теории драйвов.

В соответствии с теорией драйвов: если ребенок чрезмерно фрустрирован или получает чрезмерное удовлетворение на какой-либо ранней стадии своего психосексуального развития (результат конституциональных особенностей ребенка и действий родителей), он будет “фиксирован” на проблемах данной фазы.  

·        оральный перенос - сопровождается "поглощением" слов, фраз аналитика, страхом сепарации;

·        анальный перенос - сопровождается реакцией на вопросы как необходимость что-то продуцировать (ответы), ассоциации свои оценивает как драгоценный материал, интерпретации аналитика как внедрение или облегчение. Переживания по поводу автономии, стыда, чистоплотности;

В нашем примере поведение Уилла соответствует анальной фазе .

3. Особенности проявления сопротивления описанного клинического случая.

  • с точки зрения структуры психики,
  • с точки зрения теории драйвов.

Защита в психоаналитическом сеансе – сопротивление. Это силы пациента, которые противодействуют процедурам и процессам психоанализа. Сопротивление может быть осознанным, предсознательным и бессознательным (в виде фантазий, представлений и т.п.)

Сопротивление начинает работать с самого начала анализа Уилла. Сначала с терапевтами, которых прислал профессор (сознательное), потом и с Шоном (сознательное, предсознательное и бессознательное). Сопротивление - это нормальный процесс. Мы все боимся изменений. Уилл не исключение. Он стремится, скорее, к повторению своего опыта.

Проявлениями сопротивления Уилла являются:

1.     Молчание ( порой рассматривается как повторением прошлого). (Например, сессия 3 проходит в полном молчании. Желание Уилла - взять терапевта измором. Шон идет за клиентом. Единственная фраза: «курить здесь нельзя», выстраивает границы: «здесь мои правила». Сессия в парке тоже прошла в молчании Шона. )

2.     Неосознанное поведение переносных явлений. (Скорее всего, Уилл повторял поведение значимых взрослых (молчанием наказывали)).

3.     Несоответствие вербальных проявлений словам. Неконгруентность.  

4.     Фиксация на внешних, маловажных, незначительных событиях.

5.     Избегание тем. (Однажды терапевт даже  выгнал Шона, т.к. тот не хотел отвечать ни на какие вопросы. )

6.     Использование технического языка. (В фильме Уилл сыплет цитатами из книг.)

7.     Обесценивание сеанса и терапевта. (Уилл плохо отзывается о жене терапевта).

8.     Частые веселые сеансы. Во время встречи у пациента может возникать чувство удовольствия. Тем не менее психотерапевтический процесс - это скорее тяжелая работа, нежели приятное, комфортное времяпрепровождение, поэтому постоянное веселье рассматривается как признак сопротивления. (У Уилла был один такой сеанс когда они веселились с Шоном по поводу его предпочтения пойти на свидание походу на матч, поэтому сопротивлением в чистом виде это считать нельзя (как и впрочем работу терапевта - примером психоаналитической терапии).

Сопротивление делят на чуждые Эго (Эго-дистонные. Желания, импульсы или мысли, которые рассматриваются субьектом как нежеланные, несовместимые или несоответствующие стандарту) и знакомые Эго (Эго-синтонные. Поведение совместимое с собственными стандартами). С Эго-дистонными сопротивлениями легко работать, они поддаются анализу и, как следствие, дают возможность установить рабочий альянс.  

Эго-синтонные сопротивления труднее опознать и аналитику, и пациенту, и поэтому труднее заключить рабочий альянс. В начале анализа работают с Эго-дистонными сопротивлениями, а после установления рабочего альянса - с Эго-синтонными.

Сопротивления у Уилла Эго-дистонные. Так же наблюдаем регресс и «бегство в болезнь». Когда взаимоотношения со Скайлар доходят до уровня близости, к которому Уилл еще не готов, он ее бросает. Позже на сессии он воспроизводит эту ситуацию. Он снова закрывается и предпочитает нести чушь, чем обсуждать свою жизнь, снова использует старый механизм взаимодействия. Тут видно сильное сопротивление.

У Уилла слабое ЭГО, поэтому он использует защиты из анальной стадии. Уилл проявляет агрессиию, аморально и развязно себя ведет, проявляет упрямство, непринятие, использует нападение.

 

4. Анализ  сновидений.

К сожалению, в данном примере отсутствуют сцены анализа сновидений. Но я рискну проявить фантазию, и рассмотрю в качестве сновидений сцены с поездом. Шон часто едет на поезде в одиночестве и молчании. Поезд увлекает его, уносит куда-то. Уилл подчиняется этому поезду…едет куда его везут. Один. Он не знает куда и зачем. И только в конце фильма он едет самостоятельно за рулем своего собственного автомобиля. Теперь не чужая сила управляем им, он сам управляет своей жизнью. Он едет строить доверительные отношения с девушкой.

5. Описание контртрансферных реакций.

Терапевт  частично идентифицируется с Уиллом. Он видит перед собой потерянного человека, каким и сам является. Пару раз он дает ему советы, которые идеально подходят и к его собственной ситуации. И постепенно он и сам начал им следовать. Постепенно Шон начал принимать смерть своей жены, позволил себе двигаться дальше, а не прозябать в унынии. Он впервые за последние годы собрался и отправился в путешествие, так же как и Уилл отправился в путешествие к своей новой жизни. Так же, терапевт сознательно или вовсе не отдавая себе в этом отчет, стал для Хантинга родительской фигурой. Он обращается к нему: «сынок», обнимает его. Думаю, Шон восполняет и свой  дефицит значимого взрослого, понимающего, принимающего, воспитывающего и где-то даже любящего Уилла как сына.

9.     Оценка динамики психотерапии.

В фильме очень четко показана положительная динамика терапии.

Метод работы психотерапевта Шона однозначно не классический психоанализ.. Да и вообще, отношения терапевта и пациента выходят за рамки терапевтических. Шон Магуайр сумел подобрать точные слова, несмотря на скептический и враждебный настрой пациента, сумел достучаться до его сознания (а затем и до подсознания). Важно, что для клиента все это было полезно. Уилл получил опыт положительной отцовской фигуры: поддерживающего отца, который он сможет встроить в свой опыт и опираться на него в будущем.

Уилл избавился от груза вины и боли (ослабились функции Супер-Эго), стабилизирован его эмоциональный фон.  Он понял причины своего бессознательного поведения и увидел наиболее продуктивный способ выражения эмоций. Уилл Хантинг сумел внутренне отгородиться от своей ярости, и в конце концов освободился от влияния своих бурных подсознательных эмоциональных порывов. Он принял себя и идентифицировал свое Я. Познал свои истинные интересы и устремления, задав самостоятельно нужные и важные координаты для персонального развития. Он стал думать и чувствовать самостоятельно, а не выражать мысли героев книг. Он выбрал на данном этапе личные отношения, а не карьеру, но думаю, что в будущем, он сможет реализоваться и профессионально.

 

10.  Мои предложения по продолжению лечения.

Я бы не рекомендовала Уиллу прерывать терапию совсем, а перевести ее в режим поддерживающей. Очень важно не только преодолеть и осознать свое прошлое, внутренние конфликты и проблемы, важно это принять. Но не менее важно так же и отработать новые модели отношений как к самому себе, так и по отношению к миру. И в этом плане терапевтическая помощь  может быть очень важна.

Конечно, в действительности терапия пациента, зацикливающего на одних и тех же ошибках и не позволяющего вырваться из замкнутого круга, требует гораздо больших усилий. И одними лишь разговорами здесь не обойтись – нужна диагностика, упражнения, комплексная программа по снятию внутренних барьеров. Однако фильм – это же искусство показать жизнь концентрировано. И с этой задачей фильм справился.

 

 






Об авторе статьи

`
Дюжинова Светлана Викторовна

Рейтинг психолога: 7 7

Дюжинова Светлана Викторовна

Добрый день всем. Меня зовут Светлана. Я психолог-консультант, Мастер делового администрирования в области управления персоналом. За 15 лет работы в корпоративном бизнесе я тысячи раз видела, как люди не только горят любимой работой, но и выгорают...
Город: Москва Стоимость приема: 3500 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Стресс
  •   Успех
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Психолог Гасанова Нармина Эльхан

Гасанова Нармина

Психолог-консультант , работаю в интегральном подходе
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.
Психолог Радченко Виталий Сергеевич
Консультация по Skype

Радченко Виталий

Практический психолог, психолог-психотерапевт, консультант. Являюсь адептом...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍