articles
Мне нравится разбирать фильмы. Историю можно развернуть как пленочную ленту фотоаппарата и рассмотреть детально причинно-следственную цепочку событий жизни главных героев, промотав до самого начала - до событий детства.
На этот раз выбор пал на фильм «Вижу лишь тебя» 2016г. Триллер/ Драма (18+).
В фильме нет разделения на чёрное и белое - это и делает его максимально искренним. Все мы живые люди, все имеем свои психологические особенности, у каждого свои скрытые желания, свои страхи и слабости и все мы совершали поступки, которыми не гордимся.
Надеюсь, Вам тоже понравится такой формат статьи. Всегда приятны отклики здесь и то, что Вы делитесь впечатлениями в социальных сетях.
Вместе мы можем учиться на чужих ошибках и решить, какой именно жизненный опыт хотим пережить. Примерив на себя опыт героев, пытаясь вникнуть в их чувства и переживания, спросив себя: "Как бы я поступил в подобной ситуации?" "Какое решение было бы для меня самым лучшим?".
Это поможет развить навык рефлексии (внимание к своим способам мышления и поведения, к своим ценностям, интересам).
При разборе неизбежны спойлеры, поэтому рекомендую сначала посмотреть фильм, а затем возвращаться к прочтению статьи.
Начнем.
Главные герои - семейная пара.
Джеймс работает в страховании. Осмелюсь предположить, что в его детстве был жёсткий воспитатель. Темы чувственности, сексуальности были под запретом. Такое наблюдаю во многих семьях. На самом деле изучать и узнавать себя, пробовать и ощущать - это естественно и некоторые даже, уверена, со мной согласятся, кроме иначе убежденных. Джеймс не уверен в себе, комплексует по поводу внешности (она у актёра действительно неоднозначная, но), о красоте, как и о вкусах, не спорят. Он ведёт себя довольно зажато, ревнив, насторожен к переменам. Ему принципиально быть нужным для своей жены, даже хочется, чтобы она зависела от него.
Джина слепа с детства, но это не врожденное, а последствия несчастного случая - аварии. Нам не показали как познакомилась пара. Чем, как Вам кажется, руководствовался Джеймс идя на такой шаг?
Один из эпизодов: придя домой после встречи с другом, Джеймс, изрядно напившись, напугал Джину и нет даже тени раскаяния в этом. Смотрится, будто это даже доставило ему удовольствие. В то же время, Джина, как бы в шутку, называет мужа чудовищем. Такие действия героев можно приравнять к эмоциональному насилию.
Джеймс выбирал себе в жёны скромную, кроткую девушку, о которой нужно было заботиться, как о ребёнке. Но, мы видим, что Джине становится все менее комфортно оставаться в таком положении. Ей хочется самостоятельности.
На запрос приходят и возможности. Джине предлагают обследоваться, чтобы понять, будет ли уместно и эффективно оперативное вмешательство с целью коррекции зрения.
Трогательно, когда в стрессовой ситуации, (во время проверки), Джеймс дотронулся до жены, таким образом переключив ее внимание и начал петь. Тревога снизилась, она хоть и находилась в почти изолированном пространстве, но ощутила, что не одна, что все в порядке - прекрасный пример успокоения (психологическая поддержка).
Ещё один широкий жест он совершил уже после удачной операции, спланировав совместный отпуск, объединил семью Джины в радостном событии, когда к ней возвращается возможность видеть, пусть и одним глазом. Он даже пытался повторить для жены медовый месяц.
Еще один пример искреннего поступка со стороны Джеймса (до обретения Джиной зрения) - он поняв, что у супруги очередная менструация, в то время, как она мечтает забеременеть, видит, что она расстроена, предлагает пойти развеяться. Они идут на дискотеку и Джина отдаётся танцу целиком. Это момент наслаждения.
Но одно принятое решение не делает человека плохим или хорошим. И за один вечер в нас могут проявиться и лучшие и худшие наши качества и привычки. Так случилось и с парой.
Джеймс не танцует, а на призывы жены присоединится к веселью, говорит слова, которые обидели бы многих. Возможно, в глубине души, его восхищает такое умение Джины быть свободной, похоже, ему такой уровень пока не доступен, в нём ест закостенелые убеждения: «люди некрасивы во время танца» и от невозможности выразить все эмоции, из-за противоречия, что хочется также отрываться (не думать, что о тебе подумают другие люди) и убеждения, например, что надо быть "серьёзным взрослым", что так вести себя неподобающе и что-нибудь там ещё. Танец ведь не точная наука, он про свободу и раскрепощённость.
Да, иногда мы некрасивы во время танца, поцелуя, секса, когда плачем, смеёмся, злимся, кричим...
Мы делаем это не на показ, а для ощущений. Мир не только про красоту и эстетику, он про чувства и индивидуальность в выражении эмоций. Он про то, что нам не всё равно.
К личности и поступкам Джеймса еще вернемся.
А пока, давайте о Джине. Она поступает инфантильно, принеся домой собаку, не посоветовавшись с мужем. Человек, который не в полной мере может удовлетворить свои потребности, не должен (хотя я не люблю это слово) обременять партнёра ещё и заботой о питомце. Понятно, что она руководствовалась жалостью (это самая добрая из негативных эмоций), но она - плохой советчик для совершения действий на долгосрочную перспективу.
Мы все делим с кем-то пространство, каждый в нём себя хочет ощущать спокойно, комфортно и расслабленно, потому, как во внешнем мире: в суете, стрессе, пробках, дедлайнах - не расслабишься.
В фильме не акцентируют внимание на денежной составляющей. Может родители Джине оставили какое-то наследство, может ей помогает сестра и/ или государство платит пособие по инвалидности, но
Их с мужем ежедневные дела, обязанности отличаются. Она уделяет время себе, приятным занятиям: игра на гитаре, плавание, изучение языка. Хотя, последнее можно отнести к необходимости. Муж привёз её в совершенно незнакомую страну (снова предположу, отчасти из желания контролировать).
Операция Джины проходит успешно, она видит. Это как чудо! До этого, много лет, находясь в темноте, она как-то представляла себе себя, других людей и мир, но не в полной мере могла это сделать. Мир такой красочный, разнообразный и если видящий человек воспринимает всё и узнаёт постепенно, то на неё всё новшество просто обрушилось. Эмоции её переполняют и сложно совладать. Поймёт только тот, кто испытал подобное и то, не во всём объёме, потому, что мы уникальные существа.
Джина, которая может увидеть себя в зеркале, сравнить с другими людьми и оценить себя по достоинству, теперь и для мужа открывается с других, ранее неизвестных, сторон. Он явно не готов к такому.
Но это правда жизни. Так и бывает в браке - это движение и развитие. Столкнувшись с новыми обстоятельствами мы учимся, открываем новые грани себя, в том числе и своей сексуальности у нас появляются новые желания, потребности. Это нормально.
Если бы перемены так сильно не пугали Джеймса, он мог бы сосредоточиться на более приятных моментах: что жена теперь будет часто готовить еду, а не только он или заказывать ужины на вынос, возможно она попробует себя в новых хобби или устроится на работу, у них появится возможность осуществить, совершить, попробовать вместе то, что ранее было недоступно, и у него появится время на самого себя.
Ему пришлось бы полностью перестроится из модели зависимых отношений, в модель равноценного партнёрства.
В какой-то момент жена ставит Джеймса перед фактом: «нам надо переехать» желание естественное, ей хочется украшать не только себя, но и пространство вокруг, но это решение, которое стоит принимать вместе. Она никак не аргументирует, скорее продавливает партнёра. Лучше, конечно, садиться и разговаривать, приводя доводы в пользу. Видя, слыша друг друга.
Джина меняет прическу и цвет волос, убирает из гардероба всю мешковатую и бесформенную одежду. Она изучает себя.
В день, когда они обсуждают предстоящую вечеринку с его коллегами, Джеймс говорит Джине одеться скромно. Если бы Джина могла понять все ощущения мужа в тот момент, если бы Джеймс умел их правильно выразить, если бы не примешались эмоции. Джина могла бы сказать что-то вроде этого: «Мне неприятно, что ты предлагаешь прятать мою красоту. Я понимаю, что ты так говоришь не со зла, а из неуверенности. Ты выбрал в жёны красивую девушку и не проси меня не быть собой. Я хочу чувствовать свою привлекательность, я только обрела это и хочу наслаждаться!».
Умение говорить - это искусство и навык.
Джеймс, узнав, что причина по которой у пары не может быть детей, является его физиологическая несостоятельность, понял, что не скажет об этом супруге. Им движет страх. Страх потерять её. Может ему даже стыдно. Страх хороший советчик, если тебе угрожает реальная опасность, как в случае, когда наши далекие предки сталкивались с хищником.
Но когда страха нет и человек движим безусловной любовью (без жажды обладания), он подумает: «я скажу как есть, пусть любимая будет счастлива, мы можем обсудить возможность взять ребенка на усыновление или прибегнуть к ЭКО, в общем найдем решение вместе». Так поступить способны не многие. Мужское эго с трудом принимает, что может чего-то не мочь.
Его скрытность снова причинила ему боль, когда он узнал, что супруга беременна. Если до этого для он понимал, что жену влечёт к другому мужчине, то теперь он точно знал об измене.
Ложь не приносит радости. Уместно спросить себя почему я лгу? Почему я живу с человеком, которому не могу сказать правду?
Джеймс не умеет признавать ошибки. Нет внутреннего разрешения на ошибку. Это видно, когда Джина поняла, что номер в отеле им дали не тот. Каждому хотелось доказать свою правоту или неправоту другого.
Измена скорее похожа на подростковый бунт. На способ сбросить накопившуюся энергию.
Почему Джина не сказала, о том, что обнаружила подмену капель и что ей удалось восстановить зрение, почему притворяется слепой так долго? Возможно, из страха, она понимала, если Джеймс способен причинить вред её здоровью, заменив капли для глаз, то может совершить и более серьёзные действия во вред её здоровью или будущему ребенку.
Но когда она получает анонимное письмо от нового хозяина собаки, похоже, перестаёт боятся. В письме говориться, что мужчина привязал собаку и Джина понимает, что это сделал Джеймс, он устроил погром в квартире, и собака не убежала, он ее увел. Снова ложь, чтобы избавиться от питомца.
В конце фильма Джина уверенно смотрит мужу в глаза со сцены и его будто пронзает стрелой понимание, что всё изменилось и как раньше уже никогда не будет.
Нам показывают, как главная героиня, уже умеющая о себе позаботиться, снимает кольцо, как рожает ребёнка.
Вам понравился фильм? Какие выводы можно сделать?
На личную консультацию можно записаться по номеру телефона +7 701 770 40 87, с уважение, Анна Красавская.