articles
Есть разные уровни работы психологов/психотерапевтов с людьми, обращающимися к ним за помощью. Имеется ввиду то, что большинство специалистов сталкивается в своей деятельности чаще всего с людьми, которые считаются в психологии невротиками (хотя лично мне не особо нравится данный термин), т.е. личность (эго-образ себя) таких индивидов, как правило разорвана на части, нецелостна и плохо оформлена. Как сказал кандидат философских наук: "Сознание переходного человека болезненно противоречиво, разорвано, напряжено и неустойчиво. Его установки изобилуют комплексами и стереотипами. Ему свойственно иждивенчество у государства, непочтение к закону и порядку, идеализация прошлого, недоверие к настоящему. Его социальное поведение отличается повышенной возбудимостью и анархичностью, перемежаемой равнодушием и пассивностью, он мечется между крайностями, имитируя деятельность. Его душа и тело хронически больны, и он глушит свои боли алкоголем, игрищами, зрелищами, сексом, насилием над слабыми, показной набожностью. Стратегический смысл жизни им утрачен или не найден, поэтому он не живёт полнокровной свободной жизнью, а «переживает» и «выживает»." (Гарпушкин В. Е.)
А вот, что говорил Роберто Ассаджиоли в своей книге "Психосинтез. Принципы и техники" по этой теме:
"Психологические симптомы обычных пациентов имеют,
как правило, регрессивный характер. Эти пациенты оказа
лись неспособными «применить» для себя некоторые необ
ходимые внутренние и внешние «приспособления», кото
рые обеспечивают нормальное развитие личности. Во многих
случаях им не удалось освободиться от чувства эмоцио
нальной «неотделимости» от родителей, которое не исчеза
ет и в их взрослой жизни и проявляется в форме детской
зависимости от них или зависимости от других индивидов,
их замещающих. Иногда причина лежит в нежелании соблю
дать семейные и социальные требования или В неспособ
ности справиться с трудностями, что побуждает их бессо
знательно искать убежища в болезни или инвалидности.
В других случаях причиной может стать эмоциональный
шок или потрясение, которые они не хотят или не в состо
янии «принять», что может привести к депрессии или дру
гим невротическим симптомам. Во всех этих случаях мы
видим конфликт или конфликты между различными созна
тельными и бессознательными сторонами личности или
между личностью и ее окружением.
Напротив, трудности, возникающие на разных стадиях
Самореализации, имеют неизменно прогрессивный харак
тер. Они возникают из-за возбуждения сверхсознательных
способностей, из-за «зова свыше», из-за движения «Я» и
специфическим образом определяются рассогласованием и
конфликтами со «средними» и «низшими» сторонами лич
ности. Этот кризис ярко описан Юнгом: «Быть «нормальным» есть идеал, влекущий непреуспев-
ших, всех тех, кто еще не научился адаптироваться к жизни.
Но для людей, обладающих гораздо большими возможнос
тями, чем обладает средний человек, для кого никогда не
составляло трудностей добиться успеха и выполнить свою
долю работы в этом мире, — для них нормальность означает
прокрустово ложе, непереносимую скуку, безжизненность
и безнадежность. В итоге, существует множество людей,
становящихся невротиками из-за того, что они всего лишь
нормальны, и столько же тех, кто заболевает неврозом, по
тому что не может стать нормальным» (Юнг, 13, с. 55).
Очевидно, что психотерапевтические подходы в этих
случаях должны существенно различаться..."
Рамакришна: "Бог — во всех людях, но не все люди в Боге. Вот почему они страдают."
В. - Если Бог - всё, то почему люди страдают в результате своих действий? Разве не Бог побуждает их к этим действиям?
Р.М. - Тот, кто действует, тот и страдает.
В. - Но действия внушаются Богом, а человек лишь Его марионетка.
Р.М. - К сожалению, человек вспоминает об этом лишь тогда, когда страдает. Если бы он помнил об этом постоянно, страдания бы не было.
В. - Когда прекратятся страдания?
Р.М. - Не ранее, чем прекратится ложное самоотождествление. Если это Его действия, то почему ты считаешь, что это твои страдания? Страдает, равно как и наслаждается, тот, кто действует. Оставь всё это и не переноси на себя страданий.
- Рамана Махарши