articles Ребенок отказывается идти в школу. Феномен школьного насилия
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Ребенок отказывается идти в школу. Феномен школьного насилия



Довольно часто на консультацию к психологу приходят с проблемой отказа ребенка посещать школу.

Причинами такого поведения могут служить различные факторы, к наиболее распространенным относятся:
- отсутствие понимания с одноклассниками в целом;
- конфликт с одним из одноклассников;
- неуспеваемость по школьным предметам, одному или нескольким;
- проблемы с учителем/учителями;
- в последнее время особенно остро стоит вопрос этнических конфликтов, возникающих как между детьми, так и между учеником и учителем.

Насилие в учебных заведениях является острой проблемой не только в нашей стране, ее исследованием и поисками способов устранения занимаются во всем мире.

К сожалению, школьный вид насилия является чаще всего скрытой проблемой. И от этого он является еще более травматичным. Выявлению насилия над школьником в большинстве случаев мешают следующие факторы:

  • беззащитность ученика перед властью учителя, возможность последнего влиять на успеваемость и оценки, отношение других учеников (причем действует в случаях и с любимчиками преподавателя, и с «изгоями»);
  • страх попасть в еще более сложное положение, привлекая взрослых к решению ситуации;
  • потребность терпеть издевательства над собой, чтобы «стать своим».
Школьное насилие — это вид насилия, при котором имеет место и/или физическое, и/или психическое давление, которое могут оказывать дети или учителя, а также учителя руками одноклассников.

Выделяют две формы проявления насилия в школе: явные и латентные.

  1. Явные проявления насилия выражаются открытой формой агрессии и физического контакта.
  2. Латентные проявления насилия в школе бывают часто замаскированы под «случайности», «несчастные случаи» и поэтому ускользают из поля зрения.

К физическому проявлению насилия относят:

  • избиение, пинки, шлепки, подзатыльники.

К психологическому проявлению насилия относят:

  • прозвища, ругательства, бойкоты, «забывание» детей на мероприятиях или вообще отсутствие приглашения на них, самые неприглядные роли в школьных постановках, утренниках или полное отсутствие участия в них;
  • крики, оскорбления, несправедливые обвинения, издевки, запугивания, беспричинная критика, явное отсутствие поддержки, похвалы, поощрения. Подобное поведение всегда демонстрируется в присутствии других детей, тем самым нанося еще большую психологическую травму.

Жертвой может стать любой ребенок, но в большинстве случаев это те дети, которые слабее или каким-то образом отличающиеся от других. Вот тут и стоит задуматься о том, готово ли наше общество принять в общеобразовательные школы детей с некоторыми физическими ограничениями.

В группу детей, терпящих школьное физическое и/или психическое насилие, чаще входят:

  • дети с внешностью, выходящей за рамки красоты, принятой сегодня в социуме;
  • дети с физическими недостатками (носящие очки, со сниженным слухом, с нарушением опорно-двигательного аппарата);
  • слишком замкнутые или слишком импульсивные дети;
  • домашние («тепличные») дети;
  • дети с низким уровнем интеллекта;
  • дети с заболеваниями, не имеющие противопоказаний к обучению в среднеобразовательной школе (эпилепсия, тики и гиперкинезы, заикание, нарушение речи — дислария (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.

Школьное насилие в рамках школы проявляется как авторитарный способ взаимодействия учитель-ученик. Дома школьное насилие продолжается в непомерных требованиях к успеваемости и постоянном сравнивании с более успевающими одноклассниками.

Опросы школьников старших классов на предмет мотивации учебной деятельности показали, что ведущим мотивом у 58% опрошенных является страх перед плохой оценкой и связанные с нею последствиями, познавательные мотивы занимали в ответах от 4 до 12%. Таким образом, основной рычаг, который используют взрослые в воспитании и обучении, — это чувство страха.

Обратим внимание на то, что чувство страха — это основное чувство, которое использует преступник, преследуя жертву.

Под давлением страха у ребенка не только сильно понижается самооценка, но и велика вероятность развития невроза, а также психосоматических проявлений. В дальнейшем такой ребенок может испытывать трудности социализации, начинает избегать любого контакта с другими людьми. Что заметно ухудшает качество его жизни. Другие дети, боясь оказаться на месте жертвы, не только отказываются помочь ему выбраться из сложившейся ситуации, но и удерживают жертву на его месте.

Так как же помочь Вашему ребенку не стать жертвой школьного насилия?

Первое, что стоит делать в любых обстоятельствах – это слушать и слышать своего ребенка.

Если у него возникают трудности в школе с учениками или учителями, ни в коем случае не стоит обвинять, даже если он виноват в том, что происходит. Постарайтесь безоценочно, не критикуя разобраться в происходящем.

Сходите в школу и наедине с учителем обсудите сложившуюся ситуацию, понаблюдайте за реакцией учителя во время разговора.

Говорите с ребенком о том, что происходит в его жизни после Вашего разговора с учителем.

Возможно, Вам стоит обратиться к психологу, а возможно, перевести ребенка в другую школу.

Вам также стоит разобраться в себе, не слишком ли много Вы предъявляете претензий своему ребенку. И, может, стоит поумерить амбиции.  

Не заставляйте его дружить с другими детьми, но будьте бдительны: жертвы школьного насилия часто ищут способ решения проблем в криминальной среде, и там их с удовольствием принимают и всячески поддерживают.

Но самое главное в любой ситуации -
поддерживать ребенка и помогать ему в решении его проблем.






Об авторе статьи

`
Федоренко Галина Александровна

Рейтинг психолога: 7 7

Федоренко Галина Александровна

Психоналитик. Групповой аналитик. Арт-терапевт.
Город: Москва Стоимость приема: 4000 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Дети
  •   Зависимости
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс


Добавить новый Комментарий


Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...
Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог
Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...
Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍