articles
Ежегодно родители детей, заканчивающих 9 и 11 классы, сталкиваются с проблемой: Как вести себя с детьми в течение года и период подготовки. Как сделать так, чтобы итоговый экзамен получил положительную оценку.
Школа добавляет переживаний. С 1 сентября определяется фокус года – подготовка к итоговой аттестации. На родителей сыпется огромное количество советов, требований, негативный опыт прошлых выпускников и мифов о сдаче экзамена.
Естественно, возникает тревога, периодами переходящая в панику и, к сожалению, в этой входящей информации сложно найти опору и понять, как вести себя с ребенком и что делать с тревогами и страхами.
Первое, что важно сделать родителям – это снизить уровень собственной тревоги, которая в этот период может серьезно возрастать. Для ее появления и развития есть несколько причин:
1. В период подросткового возраста ребенка, каждая семья проходит кризис развития. В одних семьях кризис проявляется сильнее, в других - слабее, но в любом случае признаки кризиса есть в каждой семье. Да и сам подросток часто становится причиной возникновения сильных эмоций.
2. Происходит столкновение родительских ожиданий и реальности, или серьезная угроза их не соответствия. Если до этого надежда на чудо позволяла верить, что ребенок станет гениальным программистом или великим писателем, то здесь уже реальность становится очевидной.
3. Влияние социума. Особенно активными в этот период, становятся школа, друзья и близкие, и даже те, которые в прошлом не интересовались учебными успехами ребенка. Как раз здесь и всплывают страшные истории и непоколебимая учительская мотивация «Он не сдаст».
Сочетание этих источников тревоги превращает родителей в носителей некого «боекомплекта», который легко взрывается при столкновении с подростком.
Только после того как родители осознали свои тревоги, причины появления и совладали с ними, можно посмотреть объективно на реальность.
В реальности важно отметить и проанализировать три момента:
- эмоциональное состояние ребенка (как сам учащийся относится к экзамену, как справляется с тревогой, есть ли у него признаки стресса или депрессии);
- сильные и слабые стороны в знаниях. Здесь важно помнить, что школьный учитель – друг и с удовольствием все расскажет. Главное не поддаваться панике в случае «ничего не знает и не хочет знать»;
- сильные и слабые стороны в мыслительных процессах и учебных навыках. Возможно у ребенка отличная память, или он умет концентрироваться на задаче, или способен выдерживать сильные умственные нагрузки.
Исходя из этих данных, и планируем дальнейшую деятельность по подготовке к экзаменам, учитывая индивидуальные особенности. Можно смело консультироваться с школьным психологом или классным руководителем.
В период активной подготовки можно использовать простые рекомендации, которые точно помогут:
1. Знакомство с правилами проведения процедуры ОГЭ/ЕГЭ и оформления бланков. Бывает, дети теряются и допускают ошибки в оформлении, которые в дальнейшем снижают баллы, или боятся сходить в туалет (а экзамен идет до 4 часов), терпят и, естественно, думают не о том.
2. В период экзамена важно фокусировать на том, что знакомо, чем переживать из-за незнакомого. До ребенка важно донести – это нормально! И можно сначала сделать всё, что знаешь, а уже потом вернуться и додумать остальное.
3. Период подготовки выпадает на весну-лето, когда большинству людей уже ничего не хочется (скорее бы отпуск). Плюс нехватка витаминов и солнца. Учителя также устали и из последних сил повышают мотивационное давление на родителей и ребенка. Здесь родителям хорошо вспомнить себя, в период, когда проблемы на работе и дома – вряд ли есть позитивный настрой на получение знаний и тем более, проверку этих знаний. Поэтому – в этот период так важна родительская выдержка и умение контролировать личный уровень тревоги.
В этот период для подростка важно:
- витамины, полноценное питание, свежий воздух, качественный отдых
- моральная поддержка и уверенность в том, что родители его любят вне зависимости от результата экзамена.
4. По правилам проведения итоговой аттестации, на экзамен можно взять с собой шоколадку! А шоколад, как известно, полезен для умственной активности!
И главное! Каким бы не был результат Итоговой аттестации помните: Жизнь не заканчивается и не начинается в момент сдачи итоговой аттестации – она продолжается!