articles
В рамках очередного тренинга для медицинского персонала я проводила занятие, предназначенное для ознакомления с типажами больных, в зависимости от их отношения к своей болезни. Решила, что данная публикация будет интересна и полезна в равной мере и докторам, и родственникам людей, которые в данный момент страдают от той или иной болезни. В ней я расскажу не только о том какие же типажи пациентов существуют, но и как с ними грамотно взаимодействовать. Итак, всего в психологии выделяется 12 типов пациентов. Кто-то из них представляет из себя благоприятный типаж, кто-то более сложный, а порой и довольно тяжелый, но, в первую очередь нужно помнить о том, что какой бы он ни был, больной ждет, как от родных, так и от врача – понимания, поддержки и готовности выслушать! Гармоничный тип (реалистичный или взвешенный) Эти пациенты оценивают свое состояние без склонности преувеличить его тяжесть, но в то же время у них не происходит и его недооценки. Такой человек всегда стремится активно сотрудничать с лечащим врачом, содействуя таким образом успеху лечения и стремится не отягощать родных излишней заботой о себе. Если такой больной понимает, что прогноз болезни не очень благоприятный, то, как правило, переключается на другие сферы жизни (которые ему еще доступны): хобби, дети, внуки и т.д. Это самый благоприятный типаж личности! Такой человек – мечта всех докторов. Как взаимодействовать с такими пациентами родственникам и врачу, и что для них важно? Для таких пациентов очень важно владеть полной и подробной информацией о протекании заболевания. Желательно предоставлять научные факты. Также такие пациенты нуждаются в том, чтобы быть постоянно занятыми, а значит им нужно давать подробные инструкции о том, как бороться с болезнью и поощрять их активность. Если такой человек будет чувствовать свое активное участие в лечении заболевания, то и дальнейшая работа с ним будет гораздо проще, а результат лечения ближе.
Эргопатический тип (или стенический) Люди такого типа обычно «уходят» от болезни в работу. Для них очень характерно сверхответственное, часто одержимое, стеничное отношение к работе, которое в ряде случаев выражено еще в большей степени, чем до болезни. Такой пациент избирательно относится к обследованию и лечению. Правда это обусловлено тем, что он хочет продолжать трудовую деятельность, несмотря на тяжесть заболевания, сохранить профессиональный статус. Как взаимодействовать с такими пациентами родственникам и врачу, и что для них важно? Для лучшего результата лечения важно дать понять такому человеку, что в его случае очень важно снизить нагрузки. При этом включить его в активное сотрудничество, чтобы он переключил всю свою энергию на избавление от недуга. Хорошо работает фраза: «Сейчас ваша работа - это борьба с болезнью». Анозогнозический тип (эйфорический) У людей такого типажа происходит активная борьба с мыслями о болезни и ее возможных последствиях. Часто вплоть до отрицания очевидного факта тяжести заболевания! Для таких людей характерна тенденция рассматривать симптомы своей болезни как проявление «несерьезных» расстройств. Нередко такте пациенты отказываются от лечения или обследования, желают разобраться во всем самостоятельно и обойтись своими силами. У таких больных обычно бывает повышенное настроение и легкомысленное отношение к заболеванию. Эти пациенты хотят продолжать получать от жизни все то же, что и раньше, несмотря на болезнь. Часто они грубо нарушают режим и врачебные предписания, что плохо сказывается на эффективности лечения. Как взаимодействовать с такими пациентами родственникам и врачу, и что для них важно? Важно вовремя понять, что этот пациент относится именно к эйфорическому типу и склонен безалаберно относиться к лечению. Часто за его легким, позитивным настроем кроется полное нежелание лечиться. В первую очередь, стоит обратить внимание такого человека на возможные серьезные последствия заболевания и подробно рассказать, и проиллюстрировать на примерах всевозможные осложнения. Но не стоит брать всю ответственность за лечение на себя. Постараюсь как можно скорее написать продолжение цикла статей о пациентах. |