articles
Что мы знаем про самооценку? Какая бывает самооценка?
Многие люди считают, что самооценка бывает заниженная, завышенная и адекватная. С одной стороны это так, но я хочу поговорить с вами о САМОоценке себя, как вы оцениваете сами себя!
Нужно отметить, что в данном случае, важно как ты оцениваешь себя сам, а не как оценивают тебя окружающие люди, это ключевой момент!
Самооценка это одно из важнейших, основных свойств человека и является одним из главных “механизмов” в развитии личности.
Самооценка меняется в течении жизни, повышается, когда человек добивается успеха, и тогда он становится уверенным, с надеждой смотрит в будущее.
Самооценка понижается, когда мы сталкиваемся со сложной проблемой, с неудачей, критикой и осуждением, в этот момент теряется уверенность, может одолеть уныние, может наступить депрессия или невроз.
Если обозначить кратко, самооценка - это определенная значимость, которой человек наделяет себя в целом, и отдельные стороны своей личности, а также деятельности, поведения.
Существует общая самооценка, которая отражает уровень самоуважения, принятие и неприятие себя в целом .
И частная самооценка, которая характеризует отношение человека к различным сторонам своей личности: поступкам и успешности в отдельных видах деятельности.
К примеру, человек считает себя психически здоровым - это общая самооценка, но при этом считает что ему тяжело даются физические упражнения, это уже частная самооценка.
В 1890 году американский психолог Джеймс Уильям первым представил теорию самооценки. Он утверждал, что самооценка равна успеху, разделенному на наши ценности, цели и то, что мы думаем о своем потенциале.
К примеру, если наш предполагаемый потенциал и цели высоки, а фактические достижения невелики, мы часто считаем себя неудачниками.
И наоборот, когда успех превосходит наши ожидания, наша самооценка сразу повышается.
В психологии самооценку разделяют на высокую, среднюю, и низкую . Адекватную и неадекватную, стабильную и нестабильную.
Научно доказано, что основы самооценки закладываются с раннего детства, отношение к себе - принятие себя, таким, какой я есть, или непринятие - формируется в процессе общения с родителями.
Конечно, очень важную роль в формировании самооценки играет школа. В отличие от родителей, учителя ставят нам самую первую социальную оценку. Эта оценка относится к определенным видам деятельности и предметам. Например ребенок получил отлично по литературе, учитель оценил это положительно, тем самым поднял ребенку самооценку.
В период взросления и далее на нас влияют такие факторы, как социально - экономический (образование, доход, безработица), наличие проблем со здоровьем (инвалидность), социальные отношения ( коллеги, однопартийцы, и так далее), образ мышления ( позитивный, негативный…).
Именно наш опыт формирует основу для общей самооценки. Люди, постоянно получающие критические оценки в семье и от окружающих, будут иметь скорее низкую самооценку.
Те, кто получает в процессе общения позитивное отношение, будут иметь здоровую, адекватную самооценку. Такая самооценка, понимается, как соответствие восприятия самого себя реальному положению дел. То есть человек полностью воспринимает себя таким, какой он есть, это очень важный момент.
Множество факторов влияет на самооценку, некоторые из них перечислены выше, но необходимо отметить и влияние самооценки на развитие личности.
Самооценка влияет на эмоциональное здоровье, на отношения с окружающими людьми, на принятие тех или иных решений и так далее.
Рассмотрим влияние самооценки на процесс обучения и построения карьеры.
Самооценка выполняет защитную и регуляторную функции.
Защитная функция проявляется в относительной независимости личности, она формирует собственное мнение при общении с окружающими людьми.
Регуляторная функция выражается в степени удовлетворенности или неудовлетворенности собой, регулирует уровень самоуважения. Благодаря регуляторной функции человек может воспринимать собственный успех или неуспех, а также ставить дальнейшие цели.
В психологии, человек имея здоровую самооценку, адекватно оценивает свои возможности и ставит перед собой реальные цели. Конечно, такой человек может поставить перед собой сложные цели, и как правило, достигает их, но действует он на пределе своих возможностей, это достаточно трудно, наградой этому служит опыт и профессионализм.
С другой стороны, при неадекватно завышенной самооценке человек будет сталкиваться с проблемами, поскольку он ставит заведомо нерешаемую цель, и вряд ли ее достигнет, часто при таких условиях достижения цели может нести угрозу здоровью и жизни.
Так же неадекватно заниженная самооценка отрицательно влияет на человека, человек избегает трудностей, какого то ни было риска, боится раскрыться, старается идти по пути наименьшего сопротивления, что конечно, тормозит его развитие.
Основы нашей самооценки закладываются в детстве, в момент, когда ребенок начинает сравнивать себя с другими детьми и взрослыми, когда он уже осознает свое “я”. В дошкольном и в младшем школьном возрасте дети еще не могут правильно анализировать свое поведение и свои качества. Их самооценка полностью формируется под влиянием взрослых - это родители, воспитателя, учителя.
Очень важно правильно относиться к подрастающему человеку. Психологи полагают, что поощрения и похвала со стороны взрослых приносит больше пользы, конечно если это заслуженно, перехваливать ребенка не стоит.
А вот, что касается частых выговоров и постоянных наказаний, это большой вред для растущего ребенка, у него начинает формироваться низкая самооценка.
Поскольку, люди воспринимают отрицательные эмоции более ярко, чем положительные, то и сохраняются эти эмоции дольше. Я приведу несколько примеров того, что нужно исключить по отношению к ребенку, который находится в процессе развития:
В подростковом возрасте самооценка оказывает влияние на поведение и обучающий процесс в школе, и те ребята, у которых она заниженная, могут хуже учиться и реализовываться.
Бывает обратная ситуация, имея завышенную самооценку, ребенок или подросток может встать на позицию “ я все знаю”, чего на самом деле не обнаруживается.
Тот же принцип работает и в профессиональной сфере. Вырастая, становясь молодыми людьми, наши дети, закончив обучение в школе и в институте, идут работать. Это еще один период становления личности, как профессионала, где им приходится взаимодействовать с разными людьми, набираться опыта в определенной сфере. И конечно, профессия напрямую влияет на самооценку человека.
Вот как раз в этот момент и проявляется самооценка, если она адекватная, то все решаемо и есть стремление к реализации своей карьеры, в хорошем смысле этого слова.
Заниженная самооценка мешает человеку развиваться и как следствие иметь более высокий доход, почему некоторые люди “сидят” годами на одной должности и на одной зарплате? Вот именно, из за страха идти вперед, к определенным целям. Ведь для этого надо быть умнее, терпеливее, увереннее и так далее, что без сомнения требует не только сил, но и смелости для дальнейшего совершенствования.
Многих людей интересует коррекция самооценки в более адекватную сторону, и это возможно! Как правило, такая коррекция необходима людям, осознавшим, что неправильная оценка своих сил и возможностей мешает достичь успеха и хороших взаимоотношений с окружающими людьми.
Для коррекции самооценки лучше всего обратиться к специалисту, к психотерапевту или психологу - консультанту. Бывают случаи, когда человек самостоятельно работает над собой.
По статистике - повысить самооценку проще, чем снизить сильно завышенную. Условия для снижения самооценки достаточно неприятны и нередко травмирующие. Человеку приходится принимать тот факт, что смотреть на себя критически, иногда просто необходимо.
Самое первое в коррекции самооценки, это выявление проблем, которые мешают человеку реализовываться, их может быть несколько, и в разных областях, как правило это:
Возможно вы добавите в этот список, что то свое. Оцените каждый показатель по 10-бальной шкале, если оценки будут несколько выше 5 баллов, то ваша самооценка в пределах нормы, можно ее повысить. Если оценки существенно ниже 5 баллов, то на эту проблему следует обратить особое внимание.
Задумайтесь, почему вы не успешны именно в данном показателе? И что вы могли бы предпринять, что бы решить данную проблему? Можете выписать на листе бумаги то, чего вам не хватает, чтобы чувствовать себя увереннее. И начинайте работать над собой, постепенно устраняя эти проблемы.
Ясно, что все люди разные, и соответственно проблемы тоже разные, но есть общие понятия, которые надо отметить:
Когда нас одобряют и хвалят, у нас повышается самооценка. У каждого человека есть хобби, увлечение, в котором он добился определенного успеха. Можно поделиться этим успехом с другими людьми. В современном мире существует множество сообществ, всегда можно найти единомышленников (соцсети).
В своей заметке, я попыталась кратко дать описание понятию “самооценка” и рассмотреть ее влияние на развитие личности. Если вам была полезна и интересна моя статья, буду рада вашим комментариям!