articles
В основе базового представления о себе, лежит глубинное интериоризированное отношение родителей (или фигур их замещающих). Именно в самом начале жизненного пути, в период формирования собственного Я, в виде ощущения ПРИНЯТИЯ или НЕПРИНЯТИЯ формируется представление о мире и собственной «ценности». Речь о представлении, которое условно имеет знак плюс (т.е. "Я+" или назовем его «Я в порядке»). Это означает, что фокус внимания и воли, при их формировании, будет нацелен на решение конкретных задач в ситуации, на коррекцию поведения в контексте и развитие навыков, при их недостаточности, с внутренним ощущением возможности и веры в собственные силы (ведь Я в порядке, а значит могу). Однако, зачастую, именно в детском периоде, оценки даются не конкретному поведению или качествам в ситуации, а обобщаются до личности (представлении о ребенке в ЦЕЛОМ, такие, как «Ты слабый», «Ты неуклюжий», «Ты злой» и т.д. и т.п.), что влияет на представление о себе и формирует в позиции Я минус. Тогда, в качестве защитного механизма, ребенок, ищет способ завоевать то самое ПРИНЯТИЕ, которое безусловно, через формирование списков, значимых для родителей (под воздействием их требований и установок). Т.е. возникает сцепка, Я+ (достоин быть) ТОЛЬКО ЕСЛИ… А далее весь ворох идей, которые транслируют родители, считая что именно это должно быть у их детей непременно (отталкиваясь от своих представлений о жизни, своих переживаний, зачастую ситуативных и не пригодных универсально). Например «Будь богаче окружающих», «Всегда будь…{добавьте любое}, «Радуй других», «Будь лучшим», «Будь сильным» и прочее). Как это влияет на последующую жизнь? А тут самое интересное! Даже если в самом списке есть достойные качества, которые стремится демонстрировать ребенок (уже став взрослым в т.ч.), у него нет выбора. Т.е. не зависимо от ситуации, он действует только определенным образом, и даже если в конкретной ситуации необходимо повести себя иначе (адекватнее) – он этого сделать не может, потому, что всегда находится между одним фиксированным поведением (стратегией) и переживанием своей «неполноценности» (Я-) Поэтому, в идеале, лучше, когда самооценки – нет вообще. Это значит, что я не сверяю себя с чем-либо (оценка ведь всегда по параметрам или эталонам, верно?) Я есть я. Это так же естественно, как и то, что я – живу. Это константа, которая есть, и к ней нет особого отношения, как такового. Но чаще всего, так или иначе, в нас есть это ощущение «неполноценности», которое мы стремимся компенсировать в достижениях и стремлениях всю жизнь. Быть может, именно эти внутренние переживания толкают нас на свершения и победы, на то, чтобы забираться все выше и быть лучшими (как вариант) в сравнении с другими? И это правда, как и то, что они же могут быть причиной наших страданий, и мы стремимся, как запрограммированные, к достижениям по спискам, пропуская многое в жизни мимо… Работа над стабилизацией самооценки – во многом в руках каждого из нас. Но ее реориентация – одна из центральных тем в жизни каждого на пути к гармонии с миром, собой и другими. А осознание списков и корректировка пунктов, мешающих в повседневности – задача, вполне реализуемая в консультативном процессе! Тут важны планомерность и ДЕЙСТВИЯ, чтобы появились альтернативные паттерны поведения, и результаты, от которых на душе станет спокойнее и радостнее) |