Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Самооценка, которой лучше бы не было…



Представим, образно, что каждый из нас - актер, который играет разные роли. Он может сыграть их недостаточно хорошо, или наоборот. Но в идеале, он знает, что он – хороший актер. И даже если есть у кого-то претензии к его конкретной роли, и даже у него самого – он думает, что мог бы исправить, что дополнительно изучить или какие навыки освоить, где потренироваться, чтобы сыграть лучше РОЛЬ (не эту, так следующую). Если он не проходит кастинг – он рассматривает ситуацию, а не то, какой он актер, понимаете? То, что он актер – это база, а как играть роль – вот тут есть, что менять и корректировать. А вот если он воспринимает признание публикой сыгранного (или провал на кастинге), как подтверждение того, какой он актер – то вот они «качели» и зависимость: от мнения и отношения других. От конкретных событий в жизни. Он находится в страдании и ожидании ПРИНЯТИЯ (там, в детстве) через выполнение условий, в то время, как принятие - безусловно, да и детство давно в прошлом.

 

В основе базового представления о себе, лежит глубинное интериоризированное отношение родителей (или фигур их замещающих). Именно в самом начале жизненного пути, в период формирования собственного Я, в виде ощущения ПРИНЯТИЯ или НЕПРИНЯТИЯ формируется представление о мире и собственной «ценности». Речь о представлении, которое условно имеет знак плюс (т.е. "Я+" или назовем его «Я в порядке»).

Это означает, что фокус внимания и воли, при их формировании, будет нацелен на решение конкретных задач в ситуации, на коррекцию поведения в контексте и развитие навыков, при их недостаточности, с внутренним ощущением возможности и веры в собственные силы (ведь Я в порядке, а значит могу).

Однако, зачастую, именно в детском периоде, оценки даются не конкретному поведению или качествам в ситуации, а обобщаются до личности (представлении о ребенке в ЦЕЛОМ, такие, как «Ты слабый», «Ты неуклюжий», «Ты злой» и т.д. и т.п.), что влияет на представление о себе и формирует в позиции Я минус. Тогда, в качестве защитного механизма, ребенок, ищет способ завоевать то самое ПРИНЯТИЕ, которое безусловно, через формирование списков, значимых для родителей (под воздействием их требований и установок). Т.е. возникает сцепка, Я+ (достоин быть) ТОЛЬКО ЕСЛИ… А далее весь ворох идей, которые транслируют родители, считая что именно это должно быть у их детей непременно (отталкиваясь от своих представлений о жизни, своих переживаний, зачастую ситуативных и не пригодных универсально). Например «Будь богаче окружающих», «Всегда будь…{добавьте любое}, «Радуй других», «Будь лучшим», «Будь сильным» и прочее).

Как это влияет на последующую жизнь? А тут самое интересное! Даже если в самом списке есть достойные качества, которые стремится демонстрировать ребенок (уже став взрослым в т.ч.), у него нет выбора. Т.е. не зависимо от ситуации, он действует только определенным образом, и даже если в конкретной ситуации необходимо повести себя иначе (адекватнее) – он этого сделать не может, потому, что всегда находится между одним фиксированным поведением (стратегией) и переживанием своей «неполноценности» (Я-)

Самооценка которой лучше бы не было

Поэтому, в идеале, лучше, когда самооценки – нет вообще. Это значит, что я не сверяю себя с чем-либо (оценка ведь всегда по параметрам или эталонам, верно?) Я есть я. Это так же естественно, как и то, что я – живу. Это константа, которая есть, и к ней нет особого отношения, как такового.

Но чаще всего, так или иначе, в нас есть это ощущение «неполноценности», которое мы стремимся компенсировать в достижениях и стремлениях всю жизнь. Быть может, именно эти внутренние переживания толкают нас на свершения и победы, на то, чтобы забираться все выше и быть лучшими (как вариант) в сравнении с другими? И это правда, как и то, что они же могут быть причиной наших страданий, и мы стремимся, как запрограммированные, к достижениям по спискам, пропуская многое в жизни мимо…

Работа над стабилизацией самооценки – во многом в руках каждого из нас. Но ее реориентация – одна из центральных тем в жизни каждого на пути к гармонии с миром, собой и другими.

А осознание списков и корректировка пунктов, мешающих в повседневности – задача, вполне реализуемая в консультативном процессе!

Тут важны планомерность и ДЕЙСТВИЯ, чтобы появились альтернативные паттерны поведения, и результаты, от которых на душе станет спокойнее и радостнее)






Об авторе статьи

`
Меркун Максим Григорьевич

Рейтинг психолога: 7 7

Меркун Максим Григорьевич

Семейный психолог, психоаналитик-консультант. Член Федерации психологов-консультантов России (ФПКР и ФПК Онлайн)
Город: Подольск Стоимость приема: 2000 рублей
  •   Дети
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Стресс
  •   Успех
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий


Психолог Мустафин Руслан

Мустафин Руслан

Психолог гуманистической направленности. Индивидуальное консультирование взрослых.
Психолог Гурова Елена Владимировна
Консультация по Skype

Гурова Елена

Психолог, коуч, тренер - использую гештальт, когнитивно-поведенческую психологию,...
Психолог Репина Кристина Алексеевна

Репина Кристина

Детский психолог
Психолог Евстратова Полина Ивановна
Консультация по Skype

Евстратова Полина

Практикующий психолог, сертифицированный консультант в методе Позитивная психотерапия
Психолог Артюхова Мария Андреевна

Артюхова Мария

Клинический психолог, психолог-консультант. Применяю в работе методы транзактного...
Психолог Войтишина Марина Валерьевна

Войтишина Марина

Психолог терапевтических групп онлайн и в г. Санкт-Петербург. Системно-семейный психолог,...
Психолог Коновалов Андрей Евгеньевич
Консультация по Skype

Коновалов Андрей

Психолог, клинический психолог, психотерапевт, провожу индивидуальные консультации и...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍