Психологический навигатор
Коронавирус. Горячая линия психологов.
Вход для психологов | Регистрация


Выбрать психолога

Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Секреты успешных бывших детей-сирот



Данная статья посвящена описанию психических механизмов адаптации у детей-сирот. К психическим механизмам адаптации (система самосохранения, иммунная система психики), на мой взгляд, можно отнести следующие процессы: локализация и погашение психической боли, возникающей в результате воздействия стресса, формирование задачи выживания и развития личности, выработка механизмов адаптации в социуме. Понятия «система самосохранения психики», «иммунная система психики» позаимствованы мною из книги Дональда Кальшеда «Внутренний мир травмы». Далее по тексту я буду применять, в том числе, и эти удачные словосочетания, которые идентичны сочетанию «психические механизмы адаптации».



Я не ставлю перед собой задачи написать полноценную научную статью. Не хочу разрабатывать громоздких определений и классификаций. Некоторые свои мысли я буду подкреплять сведениями, почерпнутыми из специальной литературы, а также из других открытых источников информации.



В данной статье речь пойдет о процессах, инициированных в возрасте от трех до семи лет.



Работа психических механизмов адаптации человека стартует в ситуациях, которые, так или иначе, вызывают психологический стресс, причиняя душе травмы, приводя к диспропорциям развития личности. Диспропорции наблюдаются в развитии интеллектуальной, эмоциональной, волевой, чувственной составляющей личности. Диспропорция - не есть признак пожизненной поврежденности, она в значительной мере компенсируется и нивелируется. Психические механизмы адаптации – это то, что помогает компенсировать и нивелировать, а также пережить травматические обстоятельства жизни индивида.



Условно работу травмированной психики можно разделить по времени на два отдельных этапа:



На первом этапе возникает необходимость защититься от психической боли, вызванной травмой – это анестезический процесс. Психическая боль причиняет серьезные страдания, опасные для психики и жизни в целом.



В рамках первого этапа, вслед за обезболиванием, в душе начинает складываться задача выживания и дальнейшего развития человека. Эти два подпроцесса (обезболивание, задача выживания) обретают яркий, запоминающийся символический образ, проявляющийся в сновидениях. Ниже я приведу описание таких сновидений, относящиеся к этим подпроцессам. Сны, демонстрирующие работу психологии травмы, хорошо сохраняются в сознании, поскольку они повторяются с определенным произвольным, кратковременным интервалом и всегда одинаковы по своему содержанию. Защитные, адаптационные, самосохраняющие механизмы человеческой души будут работать на всё время переживания психической боли и далее всю жизнь индивида.



Командный центр ответственный за работу психики и её защитных механизмов - не осознаваем. Адаптация в раннем детстве автоматизирована, также как и работа иммунной системы организма. Конечно это неестественный ход развития ребёнка. Он никогда бы не актуализировался так массивно, если бы ребёнок оказался бы в благополучной эмоционально-чувственной среде, там, где были бы созданы возможности вынести свою боль, для совместного переживания значимому взрослому. В такой ситуации задача погашения боли и дальнейшего развития являлась бы совместной, по крайней мере до тех пор, пока ребёнок не вырастет.



В первый период самозащиты личности активно начинают действовать созидательные и саморазрушительные силы, врожденные в любом человеке. Обретение несоразмерной возрасту мудрости и силы жизнелюбия в душе ребёнка-сироты – это признак его одиночества и показатель потенциала внутренних, психических, сил.



На втором этапе работы психических механизмов адаптации происходит мобилизация ресурсов личности для успешной социализации.



Социализация необходима для удовлетворения потребностей, которые были прерваны в раннем детстве в момент расставания с родителями. Успешность и интенсивность социализации прямо пропорциональны сроку, в течение которого ребёнок-сирота не имел возможности удовлетворить простейшие свои потребности (безопасность, любовь, признание, вера). Ребенок-сирота, имеющий позитивный и преобладающий потенциал жизнелюбия, обречен на успех. Благодаря «дарам несчастья», выросший сирота становится успешным. Успех обусловлен необходимостью создать безопасные условия жизни, обрести семью, в которой он мог бы получить любовь, добиться признания в сообществе профессионалов и общества в целом, поверить в себя. Выпускник детского дома решает задачу возвращения в социум, в то время как дети «домашние», через пребывание в составе семи всегда были включены в социальную жизнь.



Трудовая карьера родителей, отношения между папой и мамой, развлечения и досуг, повседневный быт семьи, дружеские отношения – все эти позитивные примеры активной социальной жизни остаются за гранью сознания и жизненного опыта ребёнка-сироты. В тоже же время интуиция направляет человека в социум, к людям. Прерванные элементарные базовые потребности могут быть удовлетворены при условии активной успешной социализации. Возврат в общество людей – это действительно очень заряженная цель для бывших детей-сирот. Негативный пример родителей будет порождать элемент аутизма и блокировать активную социализацию. Это та часть жизненного опыта, которая ответственна за работу саморазрушительных тенденций в душе психически травмированных людей. Борьба с этим негативным багажом будет идти лейтмотивом социализации выпускника детского дома. Осознанный выбор развивать или погубить собственную жизнь - решает всё. Можно долго бегать от принятия такого решения, но рано или поздно оно должно быть принято. Отсутствие решения неизбежно приводит к деградации и гибели.



Главная задача работы первого этапа психической системы самосохранения заключается в анестезии и формировании стратегии выживания. Главная задача второго этапа заключается в подготовке личности к принятию осознанного решения. Оба этапа взаимосвязаны, и имеют особенности, присущие конкретному индивиду.



Итоговый успех процесса самосохранения и развития во многом зависит от людей, которые работают с ребёнком-сиротой. Чем больше позитива в отношениях с окружающими взрослыми, тем больше будет шансов на конечный успех социализации у сироты. Помимо этого, огромное значение для сохранения жизни сироты будет иметь хотя бы минимальный опыт позитивных отношений с родителями или одним из тех людей, которые, может быть, кратковременно заменяли ему кровных родителей в младенческом возрасте. Если такого опыта не было, его надо внушить.



Человек не может долго и успешно жить, если в его памяти, пусть даже в подсознательной её части, не хранится опыт хотя бы минимального позитивного контакта с родной матерью. Если же такого опыта нет, и внушить его некому, психические механизмы адаптации человека способны самостоятельно создать миф о таких отношениях. В этом случае – миф о любви мамы, будет включен в подсознание и превратится там в энергетическое сердце всей личности. Иногда мифологизация отношений с родителями, лучше, чем объективное знание о реальной роли родителей в жизни субъекта. Миф будет изжит тогда, когда индивид будет к этому готов.



На втором этапе работы механизмов адаптации тоже снятся знаковые сны. Они, как правило, до принятия сознательного решения социализироваться, имеют темное и угрожающее содержание. Сняться мрачные темные духи, черти и драконы, сны серого и чёрного цветов, от которых просыпаешься в ужасе. После того как процесс социализации достигает определенного успеха, снятся сны с позитивными персонажами, например заботливый милиционер на дороге, который рекомендует подкачать колеса и следить за давлением в шинах, капитан подводной лодки, который спасает от ядерного взрыва. Сны одноразовые, не повторяющиеся. Сны сняться скорее охранительные, предупреждающие и заботливые, с богатой цветовой палитрой.



Пожалуй, здесь можно остановиться. Считаю, что общее описание работы психических механизмов адаптации детей-сирот я дал. Не забывайте, дамы и господа, что каждый человек уникален, в каждом конкретном сиротском опыте могут быть отличия от той картины, которую я вам изложил. Дальше я буду описывать детали, в той степени в какой мне удалось их осознать, прочувствовать и наблюдать.

Читать полностью статью на сайте: www.gestalt-praktik.ru






Об авторе статьи

`
Кондратьев Артем Игоревич

Рейтинг психолога: 3 3

Кондратьев Артем Игоревич

Гештальт-терапевт, олигофренопедагог, работаю индивидуально как со взрослыми людьми, так и с детьми
Город: Москва
  •   Бизнес и карьера
  •   Депрессия
  •   Дети
  •   Зависимости
  •   Кризисы и травмы
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Семья
  •   Страхи и фобии
  •   Успех


sannas |
по этому я и поддерживаю, реформу путина по ликвидации детских домов и возникновению домов семьи, в таких условиях психика ребенка не травмируется.
Светлана |
Бывшая социальная сирота.. Сейчас в жизни все ХОРОШО! Занимаюсь самолечением детских душевных травм... Спасибо за статью.. Помогает лучше разобраться в себе...

Добавить новый Комментарий


Психолог Захарова Римма Анатольевна

Захарова Римма

Педагог -психолог. Практический психолог....
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна
Консультация по Skype

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, Преподаватель...
Психолог Коновалов Андрей Евгеньевич
Консультация по Skype

Коновалов Андрей

Психолог, клинический психолог, психотерапевт,...
Психолог Исаева Светлана Анатольевна
Консультация по Skype

Исаева Светлана

Психолог, психотерапевт. Сертифицированный...




Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍