Данная статья посвящена описанию
психических механизмов адаптации у детей-сирот. К психическим механизмам адаптации (система самосохранения, иммунная система психики), на мой взгляд, можно отнести следующие процессы: локализация и погашение психической боли, возникающей в результате воздействия стресса, формирование задачи выживания и развития личности, выработка механизмов адаптации в социуме. Понятия «система самосохранения психики», «иммунная система психики» позаимствованы мною из книги Дональда Кальшеда «Внутренний мир травмы». Далее по тексту я буду применять, в том числе, и эти удачные словосочетания, которые идентичны сочетанию «психические механизмы адаптации».
Я не ставлю перед собой задачи написать полноценную научную статью. Не хочу разрабатывать громоздких определений и классификаций. Некоторые свои мысли я буду подкреплять сведениями, почерпнутыми из специальной литературы, а также из других открытых источников информации.
В данной статье речь пойдет о процессах, инициированных в возрасте от трех до семи лет.
Работа психических механизмов адаптации человека стартует в ситуациях, которые, так или иначе, вызывают психологический стресс, причиняя душе травмы, приводя к диспропорциям развития личности. Диспропорции наблюдаются в развитии интеллектуальной, эмоциональной, волевой, чувственной составляющей личности.
Диспропорция - не есть признак пожизненной поврежденности, она в значительной мере компенсируется и нивелируется.
Психические механизмы адаптации – это то, что помогает компенсировать и нивелировать, а также пережить травматические обстоятельства жизни индивида.
Условно работу травмированной психики можно разделить по времени на два отдельных этапа:
На первом этапе возникает необходимость защититься от психической боли, вызванной травмой – это анестезический процесс. Психическая боль причиняет серьезные страдания, опасные для психики и жизни в целом.
В рамках первого этапа, вслед за обезболиванием, в душе начинает складываться задача выживания и дальнейшего развития человека. Эти два подпроцесса (обезболивание, задача выживания) обретают яркий, запоминающийся символический образ, проявляющийся в сновидениях. Ниже я приведу описание таких сновидений, относящиеся к этим подпроцессам. Сны, демонстрирующие работу психологии травмы, хорошо сохраняются в сознании, поскольку они повторяются с определенным произвольным, кратковременным интервалом и всегда одинаковы по своему содержанию. Защитные, адаптационные, самосохраняющие механизмы человеческой души будут работать на всё время переживания психической боли и далее всю жизнь индивида.
Командный центр ответственный за работу психики и её защитных механизмов - не осознаваем. Адаптация в раннем детстве автоматизирована, также как и работа иммунной системы организма. Конечно это неестественный ход развития ребёнка. Он никогда бы не актуализировался так массивно, если бы ребёнок оказался бы в благополучной эмоционально-чувственной среде, там, где были бы созданы возможности вынести свою боль, для совместного переживания значимому взрослому. В такой ситуации задача погашения боли и дальнейшего развития являлась бы совместной, по крайней мере до тех пор, пока ребёнок не вырастет.
В первый период самозащиты личности активно начинают действовать созидательные и саморазрушительные силы, врожденные в любом человеке. Обретение несоразмерной возрасту мудрости и силы жизнелюбия в душе ребёнка-сироты – это признак его одиночества и показатель потенциала внутренних, психических, сил.
На втором этапе работы психических механизмов адаптации происходит мобилизация ресурсов личности для успешной социализации.
Социализация необходима для удовлетворения потребностей, которые были прерваны в раннем детстве в момент расставания с родителями. Успешность и интенсивность социализации прямо пропорциональны сроку, в течение которого ребёнок-сирота не имел возможности удовлетворить простейшие свои потребности (безопасность, любовь, признание, вера). Ребенок-сирота, имеющий позитивный и преобладающий потенциал жизнелюбия, обречен на успех. Благодаря «дарам несчастья», выросший сирота становится успешным. Успех обусловлен необходимостью создать безопасные условия жизни, обрести семью, в которой он мог бы получить любовь, добиться признания в сообществе профессионалов и общества в целом, поверить в себя. Выпускник детского дома решает задачу возвращения в социум, в то время как дети «домашние», через пребывание в составе семи всегда были включены в социальную жизнь.
Трудовая карьера родителей, отношения между папой и мамой, развлечения и досуг, повседневный быт семьи, дружеские отношения – все эти позитивные примеры активной социальной жизни остаются за гранью сознания и жизненного опыта ребёнка-сироты. В тоже же время интуиция направляет человека в социум, к людям. Прерванные элементарные базовые потребности могут быть удовлетворены при условии активной успешной социализации. Возврат в общество людей – это действительно очень заряженная цель для бывших детей-сирот. Негативный пример родителей будет порождать элемент аутизма и блокировать активную социализацию. Это та часть жизненного опыта, которая ответственна за работу саморазрушительных тенденций в душе психически травмированных людей. Борьба с этим негативным багажом будет идти лейтмотивом социализации выпускника детского дома. Осознанный выбор развивать или погубить собственную жизнь - решает всё. Можно долго бегать от принятия такого решения, но рано или поздно оно должно быть принято. Отсутствие решения неизбежно приводит к деградации и гибели.
Главная задача работы первого этапа психической системы самосохранения заключается в анестезии и формировании стратегии выживания. Главная задача второго этапа заключается в подготовке личности к принятию осознанного решения. Оба этапа взаимосвязаны, и имеют особенности, присущие конкретному индивиду.
Итоговый успех процесса самосохранения и развития во многом зависит от людей, которые работают с ребёнком-сиротой. Чем больше позитива в отношениях с окружающими взрослыми, тем больше будет шансов на конечный успех социализации у сироты. Помимо этого, огромное значение для сохранения жизни сироты будет иметь хотя бы минимальный опыт позитивных отношений с родителями или одним из тех людей, которые, может быть, кратковременно заменяли ему кровных родителей в младенческом возрасте. Если такого опыта не было, его надо внушить.
Человек не может долго и успешно жить, если в его памяти, пусть даже в подсознательной её части, не хранится опыт хотя бы минимального позитивного контакта с родной матерью. Если же такого опыта нет, и внушить его некому, психические механизмы адаптации человека способны самостоятельно создать миф о таких отношениях. В этом случае – миф о любви мамы, будет включен в подсознание и превратится там в энергетическое сердце всей личности. Иногда мифологизация отношений с родителями, лучше, чем объективное знание о реальной роли родителей в жизни субъекта. Миф будет изжит тогда, когда индивид будет к этому готов.
На втором этапе работы механизмов адаптации тоже снятся знаковые сны. Они, как правило, до принятия сознательного решения социализироваться, имеют темное и угрожающее содержание. Сняться мрачные темные духи, черти и драконы, сны серого и чёрного цветов, от которых просыпаешься в ужасе. После того как процесс социализации достигает определенного успеха, снятся сны с позитивными персонажами, например заботливый милиционер на дороге, который рекомендует подкачать колеса и следить за давлением в шинах, капитан подводной лодки, который спасает от ядерного взрыва. Сны одноразовые, не повторяющиеся. Сны сняться скорее охранительные, предупреждающие и заботливые, с богатой цветовой палитрой.
Пожалуй, здесь можно остановиться. Считаю, что общее описание работы психических механизмов адаптации детей-сирот я дал. Не забывайте, дамы и господа, что каждый человек уникален, в каждом конкретном сиротском опыте могут быть отличия от той картины, которую я вам изложил. Дальше я буду описывать детали, в той степени в какой мне удалось их осознать, прочувствовать и наблюдать.
Читать полностью статью на сайте:
www.gestalt-praktik.ru