articles
Осень – пора всех начал. Первый раз в первый класс мы идем 1 сентября. И в детский садик малыши тоже впервые входят 1 сентября.
1 сентября – очень ответственный праздничный день. Мамы и папы начинают готовиться к нему заранее – закупают канцтовары, портфели, учебные материалы, форму, а также ищут хорошую школу, детский сад, педагога.
Не забыть бы в этой суете про малыша!
Именно ему предстоит впервые переступить порог садика, где он встретит незнакомых ему маленьких и больших людей. В сравнении – это равносильно походу взрослого человека в неизведанные места. Волнительно, тревожно и местами страшно… Что ожидает там? Какие люди встретятся? Как примут чужестранца?
Многие родители начинают готовить своих детишек к вступлению в коллектив с очень раннего возраста. Клубы раннего развития, например, Монтессори подхода, организуют группы для малышей и их мам с 8 месяцев.
Отмечу, что это прекрасная идея для реализации постепенного приспособления ребенка к коллективу сверстников и наставникам, кроме мамы и папы.
Необязательно бежать в подобные группы, как только ребенку исполнилось 8 месяцев. Пусть окрепнет его опорно-двигательный аппарат, чтобы малыш имел больший диапазон действий в пространстве. Пусть установится и укрепится привычный для малыша режим дня.
Структурированное время и пространство очень важно для ребенка. После внесения изменений в распорядок дня должно пройти некоторое время, чтобы исчезла тревожность малыша в связи с новым порядком. Новый режим должен закрепиться в реализации, за чем следят родители, и стать привычным для ребенка.Только так можно вводить новые занятия, в том числе групповые. Постепенно и по одному.
Критерием готовности к изменениям можно считать согласие ребенка выполнять установленный распорядок без лишних слез и истерик. Когда малыш с удовольствием совершает ежедневные обряды (подъем, умывание, завтрак, прогулки, общение…), значит, его нервная система справляется с этой нагрузкой, и можно добавить что-то еще.
Таким образом готовить ребенка к садику можно и нужно с раннего возраста. Законодательно маме разрешено находиться в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3 лет.
Но жизненные ситуации у всех разные. Некоторым родителям приходится расставаться с малышами и по достижении ими 1,5 лет – детишек отдают в ясельные группы.
Психологически это очень важное время в жизни маленького человечка. Приблизительно к полутора годам он начинает выходить из симбиотической связи с мамой. В этом возрасте только начинается отделение его от мамы и осознавание себя отдельной личностью, в связи с чем очень болезненно для малыша расставание с мамой на длительное время, например, в яслях.
Ему бы отделиться сначала, а его уже в коллектив отдают! Не сепарированного и плохо ощущающего самого себя без мамы. Трагедия!
Если вербализовать ощущения полуторагодовалого малыша при расставании с мамой в яслях, то звучать это будет приблизительно так: «Кто я? Где я?» Потому что для малыша Я – это я и мама, как единое целое. Нет мамы, значит, нет и меня – ребенка охватывает панический ужас, справиться с которым он иногда не в силах, что может приводить к агрессии, истерикам, компульсиям, тотальному замыканию в своем мире и другим реакциям.
Процесс отделения (сепарации) от мамы занимает период от 1-1.5 до 2,5-3 лет в том случае, если мама или лицо, исполняющее ее функции, ведет себя по отношению к ребенку наилучшим образом для успешной сепарации.
Главная мысль, с которой я начинала писать статью, заключается в следующем – отдавать ребенка на длительное время в детские коллективы возможно тогда, когда ребенок находится на стадии завершения сепарации и научен правильному расставанию, еще лучше – если он уже сепарировался. Этот момент наступает не ранее 2,5-3 лет.
Успешная сепарация – что это и как стоит вести себя маме?
Сепарация – это процесс. Значит, это последовательное поступательное движение от простого к сложному.
Первое и непременное условия для сепарации возникает уже на стадии переворотов и ползания, когда малыш может сам добраться до интересующего его предмета. Здесь важно – не помогать ему сделать то, что он может сделать сам! Роль родителя - наблюдающая. Прерывать действия, вмешиваться и помогать можно в том случае, если ребенку угрожает опасность (например, он на краю дивана), и даже здесь сначала уместно вслух предупредить малыша об опасности.
Предупреждение не должно содержать страшных фраз типа «а то упадешь, разобьешься!», сказанных с испугом в голосе. Испуг, тревога и прочие эмоции моментально передаются малышу, что делает его неуверенным и всего страшащимся, что приведет к отказу от совершения новых действий, а значит, ограничит его исследовательский потенциал.
Исследовательская деятельность - это изучение мира предметов малышом всеми органами чувств – языком, руками, носом, ушками, глазками. Только через эту деятельность малыши приобщаются к миру вещей и людей! Ее нельзя ограничивать, ей нельзя мешать и вмешиваться без реального повода, это чревато ограничением (замедлением) в развитии ребенка.
На этом этапе важно предоставить ребенку безопасное пространство для исследований, о чем должны позаботиться взрослые. Взрослые – наблюдатели. Дети очень сообразительны и вполне могут обойтись без подсказок при манипулировании двумя и более предметами – за этим очень интересно просто наблюдать, ко многим привычным нам действиям с предметами малыши приходят сами путем экспериментов. Но на это нужно время и терпение, и сдержанность в желании помочь или сделать за малыша.
Следующим условием для сепарации становится ходьба. Хождение позволяет ребенку расширить границы исследуемого мира не только вширь, но и вверх. Он начинает прыгать, лазить и убегать. Убегать и возвращаться. Возвращаться – потому что в первый раз страшно и хочется к маме на ручки.
Здесь важно – отпустить и принять обратно! Без трагедии в голосе, лучше вообще без голоса. Просто отпустить (естественно прежде проверив пространство на безопасность) и наблюдать, находясь в непосредственной близости. Предупредить об опасности, если таковая имеется – это не значит напугать сломанной головой, это значит указать малышу на нечто новое и ему пока неизвестное.
Просто принять – когда ребенок решил вернуться. Дети очень тактильны – простого объятия достаточно в этом случае, если малыш не требует большего.
Все очень просто – отпустить и принять! Но как много связано с этими процессами эмоций и чувств у мамы. Здесь и легкая тревога, и испуг, и даже страх потерять ребенка. Легкое беспокойство – это признак осторожности и ответственности за судьбу ребенка. Как и положено родителю. С более тяжелыми интенсивными эмоциями, вероятно, стоит разбираться отдельно.
Нельзя ругать – ребенок не понимает, что мама ругает, потому что боится за него; ему кажется, что ругают за его желание изучить новое и попробовать свои силы. Ругая ребенка за «побег», мама взращивает в малыше чувство вины за свой собственный (мамин) страх. Ребенок не в ответе за мамины чувства. И мама не должна возлагать вину или ответственность («Ты хочешь, что у меня был инфаркт?!!») за свои чувства на малыша.
Именно с материнскими эмоциями связаны эмоциональные реакции ребенка на любые его действия. Если мать испугана тем, что малыш полез на горку, и вербализует свой страх, то испуг передается малышу – он еще не знает, чего ему бояться, но уже боится.
Для выполнения любого действия достаточно того моторного возбуждения, связанного с исследовательским интересом, которое имеется у самого ребенка. И только от мамы зависит, во что превратится это возбуждение – в радость от изучения нового или в страх перед новым. Эта реакция всенепременно закрепится в подсознании малыша. И он будет ее выдавать каждый раз при столкновении с новым.
Несложно представить, сколько всего нового для маленького человечка в огромном мире, и что он будет чувствовать каждый раз, с ним соприкасаясь. И самое важное - останется ли у малыша интерес к изучению нового, если он заведомо «знает» (его так мама научила), что это опасно. В этом месте стоит вспомнить всех детей школьного возраста, которым ничего не интересно…
Речь – одно из условий отделения от мамы. Речь позволяет ребенку расширить границы общения – общаться не только с мамой и родственниками, понимающими мимику и жесты малыша, но и с другими людьми за пределами дома. Ребенок очень быстро узнает выгоды вербального общения – его лучше понимают, он может общаться на равных со старшими детьми, играть с ними, что укрепляет уверенность в собственных силах и самостоятельность.
Речь развивается параллельно с моторной сферой. Многие родители уже знают, что развитие мелкой моторики (действия пальчиками с небольшими предметами) способствует в том числе развитию центров головного мозга, ответственных за распознавание речи и ее воспроизведение. Таким образом, исследовательская деятельность является ведущей для малышей 1-3 лет, в том числе как условие для развития речи наряду с вербальным представлением (описанием) мира родителями.
Возраст 1-3 лет – это также возраст «приучения к горшку» или становления гигиенических навыков. Это очень важная тема! И опять – это все про сепарацию. Категорически нельзя стыдить за мокрые штанишки! Поскольку это испражнения собственного тела, когда ребенка стыдят, ему кажется, что его стыдят за то, что он в принципе писает и какает. Каково это?
Когда ребенок самостоятельно ходит на горшок (есть такие, кто его еще и выливает сам!) и умеет иногда перетерпеть (его не стыдили, его научили, что надо добежать до горшка), он чувствует, что может контролировать свое тело. САМ.
Это архиважная веха в истории маленького человека, поскольку изучение собственного тела – тоже исследовательская деятельность, а если малыш еще и научился контролировать его и управлять им – это супердостижение, придающее уверенности в собственных силах. Теперь ему не нужна мама, чтобы сменить подгузник и вымыть попу! Он может ходить и в чужой туалет, в том числе в детском садике. Это дарит ребенку свободу, снимает детское ограничение и, конечно, способствует большей независимости от мамы.
С точки зрения эмоций результатом сепарации можно считать отсутствие у ребенка страха перед новым (предметом, ситуацией, местом, человеком), желание и готовность соприкоснуться с новым без помощи мамы (папы), способность выдерживать и оставаться в новых ситуациях длительное время без помощи мамы, способность самому себе оказать помощь (например, обратившись за ней к другому взрослому).
Сепарируя от себя ребенка, мать взращивает самостоятельную независимую личность, имеющую опору в самом себе. Даже 3-летние детки могут вполне самостоятельно вести беседу с незнакомым воспитателем детского сада, могут объяснить, что им хочется. Важно – чтобы не было страха это делать!
Имеющий гигиенические навыки, любознательный малыш с успешным опытом «побегов и возвращений» не испытывает при вступлении в детсадовскую жизнь особых страхов. И с интересом будет изучать мир и там.
Но даже такому малышу иногда не хватает ресурсов, чтобы принять сразу все порядки садика. И психологически он может регрессировать в более ранний возраст, то есть вернуться к старым реакциям (к маме на ручки, сосать палец и пр.).
Здесь стоит ребенка принять и утешить, понаблюдать - через какое-то время, у каждого свое, малыш восстановится, примет новые порядки и привыкнет, и далее, уже в известном безопасном для него пространстве начнет воспринимать и программу обучения.
Мамам иногда очень не хочется отпускать от себя детей, они делают все возможное, чтобы сделать ребенка беспомощным и зависимым от себя, и очень удивляются впоследствии, наблюдая, как несамостоятельны и требовательны их дети во взрослой жизни.
Приучение к самостоятельности в мыслях и поступках начинается с очень раннего возраста, с 1-1,5 лет, и очень важно не пропустить это время.