Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Сепарация, малыш и детский сад



Осень – пора всех начал. Первый раз в первый класс мы идем 1 сентября. И в детский садик малыши тоже впервые входят 1 сентября.

1 сентября – очень ответственный праздничный день. Мамы и папы начинают готовиться к нему заранее – закупают канцтовары, портфели, учебные материалы, форму, а также ищут хорошую школу, детский сад, педагога.

Не забыть бы в этой суете про малыша!

Именно ему предстоит впервые переступить порог садика, где он встретит незнакомых ему маленьких и больших людей.  В сравнении – это равносильно походу взрослого человека в неизведанные места. Волнительно, тревожно и местами страшно… Что ожидает там? Какие люди встретятся? Как примут чужестранца?

Многие родители начинают готовить своих детишек к вступлению в коллектив с очень раннего возраста. Клубы раннего развития, например, Монтессори подхода, организуют группы для малышей и их мам с 8 месяцев.

Отмечу, что это прекрасная идея для реализации постепенного приспособления ребенка к коллективу сверстников и наставникам, кроме мамы и папы.

Необязательно бежать в подобные группы, как только ребенку исполнилось 8 месяцев. Пусть окрепнет его опорно-двигательный аппарат, чтобы малыш  имел больший диапазон действий в пространстве. Пусть установится и укрепится привычный для малыша режим дня.

Структурированное время и пространство очень важно для ребенка. После внесения изменений в распорядок дня должно пройти некоторое время, чтобы исчезла тревожность малыша в связи с новым порядком.  Новый режим должен закрепиться в реализации, за чем следят родители, и стать привычным для ребенка.Только так можно вводить новые занятия, в том числе групповые. Постепенно и по одному.

Критерием готовности к изменениям можно считать согласие ребенка выполнять установленный  распорядок без лишних слез и истерик. Когда малыш с удовольствием совершает ежедневные обряды (подъем, умывание, завтрак, прогулки, общение…), значит, его нервная система справляется с этой нагрузкой, и можно добавить что-то еще.

Таким образом готовить ребенка к садику можно и нужно с раннего возраста. Законодательно маме разрешено находиться в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3 лет.

Но жизненные ситуации у всех разные. Некоторым родителям приходится расставаться с малышами и по достижении ими 1,5 лет – детишек отдают в ясельные группы.

Психологически это очень важное время в жизни маленького человечка. Приблизительно к полутора годам он начинает выходить из симбиотической связи с мамой. В этом возрасте только начинается отделение его от мамы и осознавание себя отдельной личностью, в связи с чем очень болезненно для малыша расставание с мамой на длительное время, например, в яслях.

Ему бы отделиться сначала, а его уже в коллектив отдают! Не сепарированного и плохо ощущающего самого себя без мамы. Трагедия!

Если вербализовать ощущения полуторагодовалого малыша при расставании с мамой в яслях, то звучать это будет приблизительно так: «Кто я? Где я?» Потому что для малыша Я – это я и мама, как единое целое. Нет мамы, значит, нет и меня – ребенка охватывает панический ужас, справиться с которым он иногда не в силах, что может приводить к агрессии, истерикам, компульсиям, тотальному замыканию в своем мире и другим реакциям.

Процесс отделения (сепарации) от мамы занимает период от 1-1.5 до 2,5-3 лет в том случае, если мама или лицо, исполняющее ее функции, ведет себя по отношению к ребенку наилучшим образом для успешной сепарации.

Главная мысль, с которой я начинала писать статью, заключается в следующем – отдавать ребенка на длительное время в детские коллективы возможно тогда, когда ребенок находится на стадии завершения сепарации и научен правильному расставанию, еще лучше – если он уже сепарировался. Этот момент наступает не ранее 2,5-3 лет.

Успешная сепарация – что это и как стоит вести себя маме?

Сепарация – это процесс.  Значит, это последовательное поступательное движение от простого к сложному.

Первое и непременное условия для сепарации возникает уже на стадии переворотов и ползания, когда малыш может сам добраться до интересующего его предмета. Здесь важно – не помогать ему сделать то, что он может сделать сам! Роль родителя  - наблюдающая. Прерывать действия, вмешиваться и помогать можно в том случае, если ребенку угрожает опасность (например, он на краю дивана), и даже здесь сначала уместно вслух предупредить малыша об опасности.

Предупреждение не должно содержать страшных фраз типа «а то упадешь, разобьешься!», сказанных с испугом в голосе. Испуг, тревога и прочие эмоции моментально передаются малышу, что делает его неуверенным и всего страшащимся, что приведет к отказу от совершения новых действий, а значит, ограничит его исследовательский потенциал.

Исследовательская деятельность  - это изучение мира предметов малышом всеми органами чувств – языком, руками, носом, ушками, глазками. Только через эту деятельность малыши приобщаются к миру вещей и людей! Ее нельзя ограничивать, ей нельзя мешать и вмешиваться без реального повода, это чревато ограничением (замедлением) в развитии ребенка.

На этом этапе важно предоставить ребенку безопасное пространство для исследований, о чем должны позаботиться взрослые. Взрослые – наблюдатели. Дети очень сообразительны и вполне могут обойтись без подсказок при манипулировании двумя и более предметами – за этим очень интересно просто наблюдать, ко многим привычным нам действиям с предметами малыши приходят сами путем экспериментов. Но на это нужно время и терпение, и сдержанность в желании помочь или сделать за малыша.

Следующим условием для сепарации становится ходьба. Хождение позволяет ребенку расширить границы исследуемого мира не только вширь, но и вверх. Он начинает прыгать, лазить и убегать. Убегать и возвращаться. Возвращаться – потому что в первый раз страшно и хочется к маме на ручки.

Здесь важно – отпустить и принять обратно! Без трагедии в голосе, лучше вообще без голоса. Просто отпустить (естественно прежде проверив пространство на безопасность) и наблюдать, находясь в непосредственной близости. Предупредить об опасности, если таковая имеется – это не значит напугать сломанной головой, это значит указать малышу на нечто новое и ему пока неизвестное.

Просто принять – когда ребенок решил вернуться. Дети очень тактильны – простого объятия достаточно в этом случае, если малыш не требует большего.

Все очень просто – отпустить и принять!  Но как много связано с этими процессами эмоций и чувств у мамы. Здесь и легкая тревога, и испуг, и даже страх потерять ребенка. Легкое беспокойство – это признак осторожности и ответственности за судьбу ребенка. Как и положено родителю. С более тяжелыми интенсивными эмоциями, вероятно, стоит разбираться отдельно.

Нельзя ругать – ребенок не понимает, что мама ругает, потому что боится за него; ему кажется, что ругают за его желание изучить новое и попробовать свои силы. Ругая ребенка за «побег», мама взращивает в малыше чувство вины за свой собственный (мамин) страх. Ребенок не в ответе за мамины чувства. И мама не должна возлагать вину или ответственность («Ты хочешь, что у меня был инфаркт?!!») за свои чувства на малыша.

Именно с материнскими эмоциями связаны эмоциональные реакции  ребенка на любые его действия. Если мать испугана тем, что малыш полез на горку,  и вербализует свой страх, то испуг передается малышу – он еще не знает, чего ему бояться, но уже боится.

Для выполнения  любого действия достаточно того моторного возбуждения, связанного с исследовательским интересом, которое имеется у самого ребенка. И только от мамы зависит, во что превратится это возбуждение – в радость от изучения нового или в страх перед новым.  Эта реакция всенепременно закрепится в подсознании малыша. И он будет ее выдавать каждый раз при столкновении с новым.

Несложно представить, сколько всего нового для маленького человечка в огромном мире, и что он будет чувствовать каждый раз, с ним соприкасаясь. И самое важное - останется ли у малыша интерес к изучению нового, если он заведомо «знает» (его так мама научила), что это опасно. В этом месте стоит вспомнить всех детей школьного возраста, которым ничего не интересно…

Речь – одно из условий отделения от мамы. Речь позволяет ребенку расширить границы общения – общаться  не только с мамой и родственниками, понимающими мимику и жесты малыша, но и с другими людьми за пределами дома. Ребенок очень быстро узнает выгоды вербального общения – его лучше понимают, он может общаться на равных со старшими детьми, играть с ними, что укрепляет уверенность в собственных силах и самостоятельность.

Речь развивается параллельно с моторной сферой. Многие родители уже знают, что развитие мелкой моторики (действия пальчиками с небольшими предметами) способствует в том числе развитию центров головного мозга, ответственных за распознавание речи и ее воспроизведение. Таким образом, исследовательская деятельность является ведущей для малышей 1-3 лет, в том числе как условие для развития речи наряду с вербальным представлением (описанием) мира родителями.

Возраст 1-3 лет – это также возраст «приучения к горшку» или становления гигиенических навыков. Это очень важная тема! И опять – это все про сепарацию. Категорически нельзя стыдить за мокрые штанишки! Поскольку это испражнения собственного тела, когда ребенка стыдят, ему кажется, что его стыдят за то, что он в принципе писает и какает. Каково это?

Когда ребенок самостоятельно ходит на горшок (есть такие, кто его еще и выливает сам!) и умеет иногда перетерпеть (его не стыдили, его научили, что надо добежать до горшка), он чувствует, что может контролировать свое тело. САМ.

Это архиважная веха в истории маленького человека, поскольку изучение собственного тела – тоже исследовательская деятельность, а если малыш еще и научился контролировать его  и управлять им – это супердостижение, придающее уверенности в собственных силах. Теперь ему не нужна мама, чтобы сменить подгузник и вымыть попу! Он может ходить и в чужой туалет, в том числе в детском садике. Это дарит ребенку свободу, снимает детское ограничение и, конечно, способствует большей независимости от мамы.

С точки зрения эмоций результатом сепарации можно считать отсутствие у ребенка страха перед новым (предметом, ситуацией, местом, человеком), желание и готовность соприкоснуться с новым без помощи мамы (папы), способность выдерживать и оставаться в новых ситуациях длительное время без помощи мамы, способность самому себе оказать помощь  (например, обратившись за ней к другому взрослому).

Сепарируя от себя ребенка, мать взращивает самостоятельную независимую личность, имеющую опору в самом себе. Даже 3-летние детки могут вполне самостоятельно вести беседу с незнакомым воспитателем детского сада, могут объяснить, что им хочется. Важно – чтобы не было страха это делать!

Имеющий гигиенические навыки, любознательный малыш с успешным опытом «побегов и возвращений» не испытывает при вступлении в детсадовскую жизнь особых страхов. И с интересом будет изучать мир и там.

Но даже такому малышу иногда не хватает ресурсов, чтобы принять сразу все порядки садика. И психологически он может регрессировать в более ранний возраст, то есть вернуться к старым реакциям (к маме на ручки, сосать палец и пр.). 

Здесь стоит ребенка принять и утешить, понаблюдать  - через какое-то время, у каждого свое, малыш восстановится, примет новые порядки и привыкнет, и далее, уже в известном безопасном для него пространстве начнет воспринимать и программу обучения.

Мамам иногда очень не хочется отпускать от себя детей, они делают все возможное, чтобы сделать ребенка беспомощным и зависимым от себя, и очень удивляются впоследствии, наблюдая, как несамостоятельны и требовательны их дети во взрослой жизни.

Приучение к самостоятельности в мыслях и поступках начинается с очень раннего возраста, с 1-1,5 лет, и очень важно не пропустить это время.






Об авторе статьи

`
Демидова Анжела Александровна

Рейтинг психолога: 7 7

Демидова Анжела Александровна

Психолог. Когнитивно-аналитический психотерапевт. Семейный и индивидуальный прием. Группы.
Город: Москва Стоимость приема: 1800 рублей
  •   Страхи и фобии
  •   Семья
  •   Отношения
  •   Личность
  •   Дети
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий


Психолог Клячин Кирилл Александрович
Консультация по Skype

Клячин Кирилл

Психология - это прежде всего внутренний мир человека, его чувства, эмоции. Когда мы...
Психолог Амосова Екатерина Павловна
Консультация по Skype

Амосова Екатерина

Телесно-ориентированный психотерапевт, практический психолог, трансперсональный психолог,...
Психолог Мустафин Руслан

Мустафин Руслан

Психолог гуманистической направленности. Индивидуальное консультирование взрослых.
Психолог Коновалов Андрей Евгеньевич
Консультация по Skype

Коновалов Андрей

Психолог, клинический психолог, психотерапевт, провожу индивидуальные консультации и...
Психолог Сибирева Ирина Яковлевна

Сибирева Ирина

Психолог-консультант, работаю онлайн, только со взрослыми
Психолог Журавель Сергей Иванович
Консультация по Skype

Журавель Сергей

Дипломированный психолог-консультант
Психолог Каракаптан Юрий Витальевич
Консультация по Skype

Каракаптан Юрий

Психотерапевт, работаю в направлении когнитивно - поведенческой терапии.(КПТ)




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍