Шабат – это седьмой день недели, в который Израильскому народу велено отдыхать. Отдыхать по образу и подобию Всевышнего, который работал над созданием Вселенной шесть дней, а в седьмой отошел от дел Своих, которые Он делал, благословил седьмой день, и освятил его.
Для еврея шабат, или заповедь «отдыхать» – равносильна заповедям «не убий», «не лги» или «не укради». Подумайте об этом.
Это не просто выходной (или красный день календаря), когда не нужно идти на работу, а это священный закон, который вы обязаны соблюдать.
Обязаны отдыхать.
Обязаны «не делать никакой работы». Сделана работа, не сделана, сдан баланс, или не сдан баланс, всё равно.
В субботу еврей даже тарелку мыть не станет (Бог не велел работать в субботу), а доделывать какую-то недоделанную и неотложную работу он не будет тем более.
Она была нужна «еще вчера»? Да хоть «послезавтра»! В субботу – никакой работы. Так велел Бог.
Велел или не велел, я доподлинно не знаю. Это вопрос веры. Но даже если никакого Бога нет, и его «законы» были придуманы людьми, они были придуманы во благо человека.
«Не убий». «Не лжесвидетельствуй». «Не укради». «Отдыхай». Вы можете соблюдать законы независимо от того, верите вы в Бога или нет.
Когда разрешено выдавливать сок?
Я не верю в Бога, но «соблюдаю субботу». Признаюсь, это значительно легче, чем если бы я верил в Бога и «соблюдал субботу».
Почему легче? А потому, что когда вы «соблюдаете субботу» ради Всевышнего, вам довольно сложно определить, как правильно нужно ничего не делать, чтобы Бог на вас не прогневался.
Понятное дело, что бухгалтерией или подготовкой к экзаменам в субботу (шабат) заниматься вы не станете, но позволительно ли в шабат поднять с пола осколки разбившейся чашки? Это ведь тоже работа. Или если губка попала в раковину? Что делать?
Оказывается, это целая наука. Например, в случае, если губка попала в раковину, вам нельзя включать воду, потому что тогда получается, что вы моете, а это нельзя.
Если вы берете губку в руку, вы можете невольно ее выжать, а этого нельзя никак делать. Вы должны взять вилку в руку, и достать губку с помощью вилки. Вилку при этом нужно держать особенным образом (зажав её между пальцами). Только так. А иначе это работа, а работать в субботу нельзя.
В общем, вам нужно очень-очень постараться, чтобы не работать угодным для Бога образом. В некоторых случаях потребуется вмешательство религиозного суда (бейт дин), где вы сможете получить компетентный совет о том, как правильно соблюдать субботу.
Но если вы человек неверующий, соблюдать субботу можно любым удобным для вас способом.
Губка упала в раковину? Достаньте её. Хотите выжать апельсин? Выжимайте и наслаждайтесь свежевыжатым соком. Это верующим так делать нельзя (выжимать сок им можно только в том случае, если его нужно удалить, например, в огурце слишком много рассола), а неверующим это можно сколько угодно.
Разбили чашку? Соберите осколки. Все это не суть важно. А главное, чтобы у вас был особый день, когда вы будете «шаботировать» любую работу, на которую вам нужно ходить, или за которую вам платят деньги.
Работать в субботу? Исключено! Никакой работы. А только сладкий сон, отдых, вкусная еда и развлечения.
Сон в субботу – наслаждение
«И благословил Бог день седьмой и освятил его, ибо в этот день отдыхал Бог от всей работы Своей, которую совершил Он, созидая».
Тора, Берешит, 2:3
Даже в армии (автор имел несчастье служить в стройбате) у нас было нечто такое, что можно назвать «шабатом».
Правда, было это не в субботу, а в воскресенье, но было. У нас был «шейна бешабат таануг» (переводится как «сон в субботу – наслаждение»), а если точнее, то в этот праздничный день нам разрешали просыпаться на час позже. Не в шесть утра (как обычно), а в семь. И никакой работы. А только телевизор, кинотеатр и свободное время, которым мы могли распоряжаться на свой вкус.
Шабат – прекрасный день для того, чтобы сладко выспаться. Не нужно никуда спешить, а все нетложные дела, какими бы неотложными они не были – отложены на завтра.
В шабат вы сможете замечательно отдохнуть и набраться сил для следующей рабочей недели.
Поесть в субботу – удовольствие
Шабат не обязывает вас есть в субботу слаще, чем обычно, но он благоволит к этому. К еде в субботу евреи готовятся заранее. Во многом потому, чтобы не нарушать традиции субботы, но и потому, что шабат для них – праздник. Лучшую еду (например, мясо) принято откладывать для субботы.
У евреев есть даже выражение «есть ради субботы», или, иначе говоря, откладывать лучшие продукты ради субботнего торжества.
Психологический смысл субботы
Представьте себе на мгновение, что вам больше не нужно работать. Не нужно. Не нужно куда-то бежать, жить по часам. Все время пытаться что-то успеть сделать.
Короче говоря, представьте, что у вас – все есть, и больше вам не надо горбатиться, а можно жить в свое удовольствие.
Миллионы людей думают как?! Сделаю карьеру, думают они, а потом расслаблюсь, и не буду напрягаться. Или заработаю много денег, думают они, а потом брошу все к черту, и буду жить так, как мне хочется.
Иначе говоря, все делается ради чего? Ради того, чтобы в конечном итоге расслабиться и жить в свое удовольствие.
Так вот. «Закон субботы» – предлагает вам жить в свое удовольствие уже сейчас.
И пусть не всегда, а только один раз в неделю, но это уже сейчас, а не через 20-30 лет, когда у вас (теоретически) все будет, и вы сможете позволить себе жить по своему хотению.
И не нужно пахать тридцать лет, чтобы потом как следует отдохнуть. Достаточно шести дней в неделю, по завершению которых наступает благословенная суббота.