articles
Улыбка не только эффективна в деловых коммуникациях, но и полезна для здоровья. Ее нужно использовать ежедневно как в общении с людьми, так и для себя лично
“От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется!”
Михаил Пляцковский
Недавно была приглашена на одно из крупных московских предприятий для участия в деловой встрече. Планировалось обсудить детали будущего сотрудничества.
Охранник на входе тщательно проверяет документы и записывает данные в журнал. Затем меня проводят в комнату для переговоров. Проходим через солидный офис - красивая дорогая мебель, современный дизайн... Как говорится, все на уровне. “В таком офисе”, - подумалось мне, - “должны работать настоящие профессионалы!”
Через несколько минут дверь открывается, и входят две молодые симпатичные женщины - руководитель PR-отдела и менеджер, проводившая предварительные переговоры. Естественно, искренне улыбаюсь вошедшим, настроенная на доброжелательный, конструктивный разговор.
А в ответ, как в песне поется, - тишина. Два мрачных напряженных лица готовых к жестокому бою. Агрессивное невербальное начало нашего общения продолжилось перекрестным допросом. Лишь после этого пошло обсуждение, для которого я, собственно, и приехала...
И эти люди хотят продвигать на рынке свою продукцию? Наверное, излишне говорить, что от сотрудничества с такими “профессионалами” пришлось отказаться.
Ну почему в России именно так принято вести дела? Почему считается, что переговоры обязательно надо проводить в стиле “наезд” и с лицом воина? Кстати, никогда не встречала подобного на Западе, где на любом уровне и при любых обстоятельствах - улыбка, позитив, открытость, желание понять и разобраться. Может быть, поэтому там люди живут лучше, чем у нас?
Ведь улыбка не только эффективна в деловых коммуникациях, но и полезна для здоровья. Ее нужно использовать ежедневно как в общении с людьми, так и для себя лично. Всегда и везде она наш помощник и друг.
И в качестве доказательств тому позвольте привести высказывания классиков психологии, менеджмента, драматургии
ОБ УЛЫБКЕ.
Виктор Павлович Шейнов, доктор социологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики БГУ, в своей книге “Скрытое управление человеком (психология манипулирования)” пишет:
“Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении, открытость общению...
Когда люди улыбаются, их лицо делается несравненно лучше. В улыбке, по словам Л. Толстого, содержится в лице то, что называется его красотою.
Существует непосредственная связь между душевным и физическим состоянием человека и его улыбкой. Если на душе скверно - улыбка будет страдальческой. Если вам хорошо - улыбка радостная. Душевное спокойствие всегда отражается в улыбке. Люди благодарно воспринимают улыбки, выражающие приветливость или дружелюбие. Улыбающееся лицо чаще вызывает к себе расположение. В жизни всегда имеется много проблем. С меньшими душевными и физическими потерями их преодолевают те люди, которые улыбаются.
Лечебное свойство улыбки
Улыбайтесь не только тогда, когда на душе хорошо.
Установлено, что, если при плохом настроении заставить себя несколько раз улыбнуться, то, несмотря на вымученность улыбки, неожиданно почувствуешь облегчение.
Ну а уж если настроение хорошее, то тут обладатель его должен дарить улыбки направо и налево - и свое настроение поддерживать, и окружающим его дарить”.
Признанный не только в США, но и далеко за их пределами мастер психологии общения Дейл Карнеги в своем бестселлере “Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей” посвятил множество страниц обсуждаемой нами теме. Предлагаю вашему вниманию наиболее красноречивые строки:
“Не так давно я присутствовал на одном обеде в Нью-Йорке. Среди гостей была женщина, которая получила значительное наследство и страстно хотела произвести впечатление. Она израсходовала немалое состояние на соболя, бриллианты и жемчуг, но ничего не предприняла в отношении выражения своего лица. На нем так и было написано, что она вечно всем недовольна и эгоистична. Она не отдавала себе отчета в том, что известно каждому, а именно: выражение лица женщины гораздо важнее ее одежды...
Чарльз Шваб* сказал мне, что его улыбка стоила миллиона долларов. И вероятно, он даже не покривил против истины, ибо его индивидуальность, обаяние и способность нравиться лежали в основе почти всех его поразительных успехов. А одной из его чудесных особенностей была пленительная улыбка...
Дела звучат громче всяких слов, а улыбка говорит: “Вы мне нравитесь. Вы делаете меня счастливым. Я рад вас видеть”...
А как насчет неискренней улыбки? Нет, она никого не обманет. Мы знаем, что она искусственна, и возмущаемся ею. Я же имею в виду настоящую, согревающую сердце улыбку, которая исходит изнутри, улыбку, которая ценится так высоко.
По словам менеджера по персоналу большого нью-йоркского супермаркета, он скорее принял бы на работу девушку-продавщицу, не закончившую начальную школу, но обладающую чарующей улыбкой, чем доктора философии с постным лицом...
Древние китайцы были людьми, умудренными жизненным опытом. У них была пословица, текст которой и вы, и я должны наклеить внутри своих шляп. Она гласит: “Человек без улыбки на лице не должен открывать магазин”.
Поскольку мы упомянули о магазинах, то отмечу, что в одном из рекламных объявлений... содержится следующий образец безыскусственной житейской философии.
Цена улыбки на рождество:
Она ничего не стоит, но много дает.
Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.
Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.
Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.
Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности на работе и служит паролем для друзей.
Она - отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.
И, тем не менее, ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не отдали!
А если в суматохе, вызванной наплывом посетителей, делающих в последний момент покупки к рождеству, кто-нибудь из наших продавцов настолько устанет, что будет не в состоянии одарить вас улыбкой, не разрешите ли вы нам попросить оставить одну из ваших?
Ведь никто не нуждается так в улыбке, как те, у кого уже ничего не осталось, что можно было бы отдать!
Итак, если вы хотите нравиться людям...
Улыбайтесь!
Олег Игоревич Жданов, врач-психофизиолог высшей категории, доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ. На основе собственного профессионального опыта, достижений современной науки и древних индийских учений разработал авторскую систему сохранения здоровья, которой и посвящена книга “10000 дней: менеджмент жизни”. Значительное место в этой системе занимает улыбка:
“Приятное выражение лица весьма благоприятно для общения. Оказавшись в чужом окружении на неведомой земле, вы мгновенно испытываете величайшее облегчение, увидев на лицах окружающих искренние, теплые улыбки. И доселе незнакомые люди тут же превращаются в ваших друзей. Улыбка - легко читаемое любым послание, которое гласит: не волнуйся, все в порядке, ты принят здесь, и ничего тебе не грозит. И вы расслабляетесь, снимаете доспехи настороженности.
Японская пословица гласит: “Сильнейший тот, кто улыбается”.
Улыбка - это эффективный инструмент позитивного воздействия на себя и окружающих. Если мышцы лица “работают на улыбку”, то происходит гораздо большее, чем вы можете себе представить: мышцы активизируют нервы, расположенные в них, и тем самым в мозг “посылается” позитивный сигнал”.
Владимир Игоревич Кнорринг, академик Международной академии наук (Мюнхен, Германия), профессор ИБДА Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, известнейший российский специалист в области управления. В своем учебнике по менеджменту “Теория, практика и искусство управления” он объясняет необходимость для руководителя быть приветливым, уметь правильно пользоваться таким универсальным механизмом, как улыбка:
“В своей повседневной жизни, дома и на работе, душевный комфорт человека обеспечивается его реакцией на окружающий мир, умением поставить блокировки на пути негативных раздражителей. И если человек привыкнет быть постоянно приветливым, улыбчивым, “желать ближнему своему того, что и сам себе пожелал”, то жизнь его будет, несомненно, счастливее...
Приветливость и человеческое обаяние делают счастливее и самого человека, и окружающих его людей. Приветливость и личное обаяние - один из методов искусства управления, один из эффективных способов воздействия на личность и коллектив... непременная особенность талантливых и опытных руководителей.
Доброе заинтересованное отношение начальника к своим подчиненным должно закрепляться не только улыбкой или теплым рукопожатием, но и искренним желанием способствовать их служебному продвижению...
Улыбка свойственна спокойным, уверенным в себе и в своей жизни людям, она красит и молодых, и старых, она - обязательный атрибут современного менеджера... Нужно учиться всему, в том числе и улыбке... И вообще, оглянитесь вокруг - как мало приветливых, улыбающихся лиц и как много хмурых и озабоченных... Улыбайтесь!
Кшиштоф Занусси, режиссер с мировым именем, в своем выступлении перед телезрителями, подчеркнул, говоря об искусстве руководителя:
“Плохой начальник не улыбается”.
И я с ним полностью согласна! Потому что, как было сказано в пьесе Григория Горина “Тот самый Мюнхгаузен”:
“Серьезное лицо - это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица.
Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!”
Напоследок разрешите поделиться с вами одним своим наблюдением.
Есть очень эффективное средство омоложения лица, известное с древнейших времен, универсальное, мгновенное и бесплатное - это улыбка.
Улыбайтесь, и вы будете выглядеть лучше и моложе в любом возрасте!
______________________________________________________________
*Чарльз Шваб - один из богатейших людей Америки, основатель и исполнительный директор Charles Schwab & Co. Компания обслуживает около 6 млн активных клиентских счетов как в США, так и в ряде других стран. О Чарльзе Швабе говорят, что он принес фондовую биржу в массы.