articles Символический брак со своим ребенком
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Символический брак со своим ребенком



 

Выходя из машины и направляясь в бар, молодая женщина была встревожена и даже немного рассеяна. «Ксюша, это просто свидание, никто не заставляет тебя выходить замуж за первого встречного!» -  слова мамы крутись в голове и только добавляли беспокойства.  И зачем только она согласилась на уговоры мамы? Ах, да, эти бесконечные разговоры о том, что тебе скоро сорок, а время уходит, женский век короток и родители уже устали ждать внуков. Родители уже устали….



Сразу после окончания пединститута Ксения и Андрей устроились учителями в школу, она - учителем физики, а он - учителем истории. Им всегда было хорошо вместе: за институтской партой, за зубрежкой лекций, на прогулках в парках и даже когда оба заболели ангиной – им тоже было хорошо, ведь они были вместе.

Вот и тогда, чтобы надолго не расставаться, Андрей предложил работать вместе в одной школе, а еще, он сделал Ксюше предложение. Свадьбу решили сыграть летом, когда у обоих появятся свои накопления, а съехаться уже сейчас. Родители Ксюши тепло приняли будущего зятя, молодым отвели самую большую комнату в квартире и помогли с решением бытовых вопросов.



Шло время, ребята продолжали работать в школе, однако накопить хоть немного денег на свадьбу не получалось, всегда находились какие-то первоочередные траты.

Как-то постепенно, само собой, отец Ксюши взял на себя обязательства по обеспечению большой семьи продуктами, по оплате всех счетов, по принятию важных решений – что покупать, куда и когда ехать отдыхать, как и где отмечать праздники и решению многих других вопросов. Через какое-то время он даже стал настаивать, чтобы Ксюша сократила свои занятия, а Андрей напротив, сменил работу на более высокооплачиваемую. На почве взаимных претензий и обвинений в молодой семье все чаще возникали ссоры. Чтобы сохранить отношения, Андрей уволился из школы и устроился в компанию, где прилично доплачивали за вредное производство.

Когда ребята собрали нужную сумму на свадьбу, выяснилось, что Андрею требуются дорогостоящая операция и длительная реабилитация, которые не давали гарантий на полное выздоровление и возможность в будущем иметь здоровых детей. Тогда папа Ксюши решил за обоих: свадьбы не будет, нам такой немощный в семье не нужен.

В жизни Ксюши будут и другие мужчины, но почему-то никто из них не задержится рядом надолго, на столько, чтобы по-настоящему стать для нее мужчиной, защитником и опорой.

Зато рядом всегда будет папа, заботливый, внимательный, решающий все вопросы своей девочки, а главное, всегда знающий, как правильно поступить в любой жизненной ситуации. 

В баре было темно и Ксюша не сразу рассмотрела лицо ожидавшего её мужчины, а когда узнала знакомые черты лица, сердце чуть не выпрыгнуло из груди - её ждал Андрей.  

- Привет, это ты? Тебя не узнать! Как ты, как ты живёшь?

- Нормально, Ксюша, я нормально.  Работаю в школе, директором, был женат, сейчас я в разводе, есть две дочки. Вот маму твою случайно встретил в метро, она меня первая узнала и подошла, обменялись контактами, рассказала про тебя и попросила встретиться. Я, знаешь, после того случая совсем не злюсь на тебя, я все понимаю, да и не изменить уже ничего.

- Андрей, я так виновата перед тобой! Я ведь даже не узнала, как прошла твоя операция, да и жив ли ты вообще… отец запретил мне общаться с тобой, запретил даже звонить. Какая же глупая я была!

 

 

Встреча со своей первой любовью подтолкнула Ксюшу к активным действиям. Она приняла решение обратиться за психологической помощью, чтобы, как она выразилась: понять причины «личной неустроенности».  

Перед началом терапевтической работы, для проявления существующих взаимосвязей между членами Ксюшиной семьи, использовался диагностический метод – «Семейная социограмма», где внутри большого круга (тестового поля) необходимо разместить в виде кругов себя и членов своей семьи.

На изображении ниже приведена семейная социограмма Ксюши, попробуем с её помощью увидеть, как в её семье распределяются семейные роли и соблюдаются ли принципы иерархии.

 

Интерпретация социограммы и гипотезы:

Число членов семьи, попавших в тестовое поле

- родительская семья для Ксюши и есть ее реальная семья

- в тестовом поле отсутствуют фигуры близких родственников, таких как бабушки и дедушки, что может говорить о жестких внешних границах и как следствие, размытых внутренних границах семьи (гиперопека ребенка, когда взрослые слишком сильно включены в его жизнь, что является одним из факторов формирования у ребенка инфантильности, неуверенности, неспособности принимать решения и нести за них ответственность)

Величина фигур

- самый большой размер фигуры у отца - это демонстрирует масштаб его значимости в жизни Ксюши

- самый маленький размер фигуры у матери – это указывает на её низкую значимость для дочери

- небольшая величина и дополнительный контур фигуры автора позволяют предположить наличие внутриличностного конфликта и возможно, повышенную невротизацию

Расположение фигур относительно друг друга

- выше всех в пространстве поля распложена фигура отца и согласно принципу вертикальной иерархии, именно этот член семьи обладает наибольшей властью в семье

- ниже всех в пространстве поля расположена фигура матери, что указывает на то, что её власть в семье минимальна

- фигура отца расположена ближе, чем фигура матери, соответственно, именно с отцом у Ксюши более близкие психологические отношения

- слияние фигур отца и дочери интерпретируется как дисфункциональная коалиция, указывающая на наличие проблем в семье и нарушение иерархии

- фигура матери расположена на периферии тестового поля, это может говорить о конфликтных отношениях и эмоциональном отвержении

- расположение Ксюшиной фигуры в центре говорит о эгоцентрической направленности личности (сосредоточение исключительно на своих чувствах, желаниях, интересах и целях)

- с точки зрения автора рисунка опору в реальности имеет только её отец (рассматривается относительно пунктирной линии)

- фигура Ксюши расположена «в воздухе», что может говорить о нежелании принимать ответственность и проявлять самостоятельность (подтверждает гипотезу о размытых внутренних границах семьи)

- по принципу иерархии, фигуры супругов (родителей) должны находиться рядом друг с другом и располагаться выше детских, т.к. они обладают большей властью -  но на своем рисунке Ксюша разместила свою фигуру рядом с папиной, тем самым заняв место мамы, а на своём месте, на месте ребенка разместила фигуру мамы

Пространство тестового поля

- фигуры отца и дочери дистанцированы от фигуры матери, что указывает на низкий эмоциональный контакт между ними

- фигура отца и фигура дочери расположены вместе, они как бы слипаются, что является признаком недифференцированного «Я», наличия симбиотических связей (взаимовлияние и взаимозависимость одной личности на другую)

- фигура матери расположена на значительной дистанции от остальных фигур, что может означать принижение её семейной роли и низкий уровень притязаний

 

Интерпретация результатов социограммы позволила нам увидеть особенности взаимосвязей членов семьи и построить ряд гипотез. Однако, что здесь буквально в каждой интерпретации бросается в глаза, какая гипотеза будет центральной? Что больше всего обращает на себя внимание?

Это особенные, симбиотические отношения между отцом и дочерью. По каким-то причинам, дочь была вовлечена в родительские отношения, в дисфункциональную коалицию с отцом, и как следствие этого, у каждого произошло смещение семейных ролей: дочь оказалась в символическом браке с отцом, а мать заняла место ребенка.

Причинами возникновения символического брака ребенка с родителем могут быть разного рода обстоятельства.

Например, отстраненная супруга, и тогда у партнера возникает тенденция искать другую женщину для отношений, и чтобы брак не развалился - дочь вовлекается в эти отношения и создает такой необходимый для отца эмоциональный комфорт, который предотвращает его уход из семьи. У них с отцом прекрасные отношения, дочь активно заботится об отце, они проводят много времени вместе, то есть она восполняет ему необходимые/ недостающие эмоции, заменяя тем самым жену.

Либо какие-то другие ситуации, когда ребенок невольно оказывается под опекой отца: это может быть «холодная мать», не готовая к материнству, рождение еще одного ребенка или болезнь матери.

Жизненные ситуации здесь могут быть разные, а исход практически один – семейные роли смещаются, и ребенок невольно вовлекается в психологическую и эмоциональную созависимость.

Последствия такого символического брака оказываются весьма печальными для девушки: созависимые отношения с отцом не позволяют ей построить партнерские отношения, создать свою семью и завести детей, ведь на психологическом уровне у неё уже есть партнер – это её отец и есть ребенок – это её мать.

К счастью, в современной психологии существуют проверенные техники, позволяющие выйти из созависимости.

Приобретенное дисфункциональное поведение и незавершенность определенных критических стадий корректируются в процессе терапии, осуществляется психологическая реконструкция и завершение всех стадий развития.

Восстанавливается «Я» структура, происходит процесс индивидуации – достижение целостности, сепарация и восстановление психологических границ:  личность человека становится более интегрированной и способной строить здоровые и зрелые отношения.    

Берегите себя и своих близких!

Опубликовано с согласия клиента.

 






Об авторе статьи

`
Фищук Наталия Алексеевна

Рейтинг психолога: 9 9

Фищук Наталия Алексеевна

Практикующий психолог. Парадигма, в которой я живу и работаю — целостность духовно-материальной природы человека.
Город: Москва Стоимость приема: 5000 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Дети
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Семья


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Радченко Виталий Сергеевич
Консультация по Skype

Радченко Виталий

Практический психолог, психолог-психотерапевт, консультант. Являюсь адептом...
Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.
Психолог Гасанова Нармина Эльхан

Гасанова Нармина

Психолог-консультант , работаю в интегральном подходе




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍