articles
Люди, не знакомые с юнгианской традицией порою затрудняются с ориентацией во всех этих «персонах» и «тенях». Что уж говорить о принципе синхронистичности, озвученным К.Г. Юнгом.
Я говорю «озвученным», а не «открытым», поскольку полагаю, что с этим принципом люди были знакомы задолго до прихода в этот мир Мэтра. Википедия определяет этот принцип, как акаузальный связующий принцип явлений, происходящих в мире или в психике. Впрочем, что наверху, то и внизу. Внутренняя Вселенная так же огромна. (Это метафора).
Хотя этим принципом в свое время очень интересовался обладатель Нобелевской премии Вольфганг Паули, физик-теоретик в области квантовых частиц и квантовой механики, который водил дружбу со швейцарским психиатром К.Г. Юнгом.
Исходя из переписки Юнга с Паули, выясняется, что идею с понятием «синхронистичности» и идею самого принципа подал психиатру именитый физик, относившийся к идее весьма серьезно.
Так что же это за принцип? Его, по-видимому, использовали маги всех времен, когда сыпали золу куда-нибудь и ожидали дождик с неба. Не связанные ведь явления, не правда ли? Мы точно ЗНАЕМ, что никак не связанные. И все же…. как быть с результатами ритуалов контролируемой глупости, так популярными сейчас?
Сам Юнг пытался объяснить действие этого принципа следующим образом. Поставив кончики пальцев на столешницу, он задал такой вопрос своему собеседнику : «Если бы наблюдатель находился в двухмерном пространстве столешницы, на этой плоскости, какую он картину бы увидел? Соединены ли мои пальцы в пространстве столешницы?».
Ответ очевиден, конечно, они разъединены. Кисть, связывающая пальцы человека, находится в воздухе, и на столешнице мы видим пять овальных точек, расположенных довольно хаотично. Чтоб увидеть «связующий принцип», надо подняться над плоскостью, абстрагироваться, если применять философскую категорию познания. В пространстве столешницы кисть – явно Акаузальный принцип. Никакой причинности! Нет никакой причины, объяснительно причины, связующего звена, для объединения пальцев руки в одно целое.
Что же на деле может произойти? Допустим, один из пальцев руки испытал некое воздействие. (Люди, «живущие» в плоскости стола принесли гигантскую иголку и укололи один палец). И все ПЯТЬ овальных независимых ( казалось бы) площадей пришли в движение.
Чтобы увидеть кисть руки, следует подняться из двухмерного пространства в трехмерное. В йоге (хоть восточной, хоть западной), это называется «выйти за пределы собственных возможностей». связующий принцип находится выше стола.
Религиозные люди могут говорить о провидении, люди вне конкретной религии – о некоем водительстве свыше, о космическом принципе и вселенском порядке вещей, недоступному нашему пониманию. Хотя, порой, эти принципы пытаются озвучивать, примерно так: «добро всегда побеждает зло», забывая что Природа не справедлива в человеческом понимании этого слова, она Точна.
Отвлекусь на пару абзацев, чтобы посплетничать на тему справедливости. Пару дней назад, в Коломенском, я поддалась общественному порыву и пошла посидеть на Девьем Камне. Его уже облюбовали девушки различных возрастов. Как интересно переплетается язычество и православие на лоне природы!
По пути к камню у Источника обливались водой из тазика мужчины, выкрикивая «так делают русские!» . И тут я слышу вопль «а так вот делают узбеки» и вижу мужчину азиатской наружности, лихо обливающегося водой из языческого ручья. Русские парни подняли большие пальцы вверх и пригрозили тут же окрестить иноверца. Прямо в овраге Велеса, языческого божества.
На Камне же я наблюдала вот такую сценку. Бабуля преклонных лет в панамке палочкой двигала червячка по травке. Да…. почти песочница. Бабуля была увлечена, потом оставила это дело и, подняв на меня взгляд, сказала: «Вот, тут плохой жучок хотел съесть червячка. Я отнесла его в безопасное место, пускай живет!». Мой встречный вопрос поверг даму в ступор. Я спросила ее по какому принципу она обрекла на голодную смерть «плохого жука» или подвергла опасности другого червячка? Чем с ее точки зрения червяк лучше жука?
Теперь я возвращусь к принципу синхронистичности, выявленному К.Г. Юнгом совместно с В.Паули. Кому интересны подробности их взаимодействия, я отсылаю к книге «Юнг и Паули», выпущенной в прошлом году на русском языке.
Мне интересно проследить этот принцип в колоде Таро, а также в Красной Книге Юнга.. Я уже говорила, что Таро – это сокровищница мудрости веков, как и труд мастера, довольно своеобразно написанный.
В самом начале Красной Книги Юнг «встречается» с Духом Времени (его можно соотнести с каузальным принципом, принципом причинности, с такими явлениями, как притяжение земли, восходи и заход солнца и так далее), и с Духом Глубин, с единением «по существу».
Это сложные концепты, понять их каждый должен сам в меру своих сил и возможностей. Я бы объяснила эти принципы как Императора и Императрицу колоды Таро. Император осуществляет Власть в пределах объяснимого. Миропорядок, принципы физики, химии и так далее. В его «епархии» - естественные науки и принцип детерминизма.
Императрица же на Древе Жизни связывает точку , из которой возникла реальность с миром ниже Бездны, которым и управляет Император. Она олицетворяет Дух Глубин. Ее принцип – Космического свойства. Объяснить его или понять, наверное, невозможно. Как и ритуалы контролируемой глупости, как связь между не связанными в причинном мире явлениями.
Наше время - время Духа Времени, по Юнгу. Для тех, кто отваживается выйти в модус Духа Глубин, я предлагаю попрактиковаться на Таро. Это будет попыткой приблизиться к пониманию Духа Глубин.
Ваша Ирина Панина
Вместе мы откроем путь к нашим скрытым возможностям.