articles Социальный труп
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Социальный труп



Введение.

Состояние личности, при котором тело сохраняет свои жизненные функции, но при этом какая-либо эффективная социальная деятельность не блокируется (как в случае с психическим заболеванием), а прекращаются попытки достичь качественно иного существования в общественной жизни, такое состояние человека я называю – социальный труп.

Я не буду пытаться объяснить, такие формы выражения социальной омертвелости, как прогрессирующие психические заболевания (шизофрения), а также бродяжничество, профессиональное нищенствование, профессиональную целенаправленную преступную деятельность.

Меня интересует законопослушный, в той или иной мере вписанный в социальную жизнь индивид, который страдает от чувства собственной неудачности и неуспешности. На мой взгляд, возникновение подобных переживаний может свидетельствовать о том, что человек вошел в такую стадию конфликта собственных высших и низших потребностей, выход из которого ему неизвестен. В этой ситуации он может выбрать для себя смерть физическую или смерть духовную, выражающуюся в отказе от качественной коммуникации с обществом людей в целом.

Актуальность данной темы вызвана событиями, которые показывают, что желание расстаться с активной, продуктивной, созидательной социальной жизнью в некоторых случаях предваряется террористическими актами (Андерс Брейвик, Дмитрий Виноградов). Таким образом, социальная смерть личности говорит нам о том, что психика человека переполнена агрессией. Кроме того, думаю, что косвенным признаком социальной омертвелости души является равнодушие. То и другое (агрессию и равнодушие) человек направляет как на себя, так и на общество.

Агрессия, так или иначе, достаточно активна в своем выражении, в то время как равнодушие порождает пассивность. Исследуя фундамент психики человека, мы можем встретиться с самыми странными сочетаниями чувств и переживаний, в том числе с такими, которые кажутся взаимоисключающими. Мне кажется, что изучение этой темы может дать представления о поведенческих привычках, а также мотивах, которые приводят личность к осознанному или не очень решению отказаться от активной социальной жизни.

Кое-что об инстинктах жизни и смерти.

Опираясь на знания о структуре человеческой души, которые психология, как наука, имеет в своем распоряжении, можно предполагать, что установки жизнелюбия и саморазрушения формируют главные противоборствующие тенденции в жизни человека.

Зигмунд Фрейд в конце жизни занимался разработкой теории инстинктов жизни и смерти. Разрабатывая эту теорию, основатель психоанализа прошел через разные этапы, которые в своей работе «Величие и ограниченность теории Фрейда» критически рассмотрел другой великий апостол от психологии Эрих Фромм. Он оставил нам интересные комментарии к этой теории:

«После первой мировой войны у Фрейда появились два новых воззрения. Первое: могущество и интенсивность агрессивно-деструктивных устремлений человека не зависят от сексуальности. Правда, не вполне корректно утверждать, что это — новое воззрение. Как я уже показал, Фрейд не был окончательно убежден в существовании агрессивных импульсов, не зависящих от сексуальности. Однако такое понимание выражалось в явной форме лишь спорадически; оно никак не изменило главную гипотезу о фундаментальной противоположности сексуальных и Эго-инстинктов — даже, впоследствии, когда теория была дополнена концепцией нарциссизма. Уверенность в деструктивных устремлениях человека проявилась в теории инстинкта смерти с полной силой, деструктивность стала полюсом бытия; в сражении со вторым полюсом, Эросом, она формирует самою сущность жизни. Деструктивность стала важнейшим явлением жизни.

Второе воззрение Фрейда, отличающее новую теорию, не имеет предшественников в старой; мало того, оно полностью ей противоречит. По этому воззрению Эрос, присутствующий в каждой клетке живой субстанции, имеет своей целью унификацию и интеграцию всех клеток, а затем и служение цивилизации, объединение малых групп в единое человечество. Фрейд открывает внесексуальную любовь. Он называет инстинкт жизни также и «инстинктом любви»; любовь идентифицируется с жизнью и возрастанием; она — в сражении с инстинктом смерти — определяет человеческое бытие. В прежней теории Фрейда человек выглядел изолированной системой, ведомой двумя побуждениями: стремлением выжить (Эго-инстинкт) и стремлением получить удовольствие, сняв напряжения, порожденные химическими процессами в организме" и локализованные в эрогенных зонах, одной из которых являются гениталии. Человек представляется, прежде всего, изолированным; в отношения с представителями противоположного пола он вступает, чтобы удовлетворить свое стремление к удовольствию. Взаимоотношения между полами представляются чем-то вроде людских контактов на рыночной площади. Каждый заинтересован только в удовлетворении собственных нужд и исключительно ради этого вступает в отношения с теми, кто предлагает желаемое и желает того, что он может предложить сам.

В теории Эроса все это выглядит совершенно по-иному. Человек теперь не рассматривается как нечто изначально изолированное и эгоистическое, как Fhomme machine; он прежде всего связан с другими людьми — к единению с которыми его побуждают жизненные инстинкты. Жизнь, любовь и возрастание едины и неделимы, они коренятся глубже и более фундаментальны, чем сексуальность и «удовольствие».

Перемена в воззрениях Фрейда ясно видна в его новой оценке библейской заповеди «Возлюби ближнего своего как самого себя». В письме А. Эйнштейну «Почему война?» говорится:

«Все, что устанавливает эмоциональные связи между людьми, должно противостоять войне. Такие связи могут быть двоякого рода. Прежде всего это отношения, подобные отношению к объекту любви — даже при отсутствии сексуальной цели. Психоанализ не нуждается в том, чтобы стыдиться, говоря о любви, — ведь религия говорит то же самое: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Только это легко предписать, но трудно исполнить. Другого рода эмоциональная связь возникает через идентификацию. Все, что представляет собой для людей общезначимый интерес, возбуждает подобную общность чувств, идентификацию. На этом в значительной мере покоится здание человеческого общества
»».

Если опираться на теорию Фрейда, то мы можем утверждать, что основатель психоанализа признавал не только значение любви для развития жизни, но и считал её основанием человеческого общества в целом.

Можно предположить, что в тех случаях когда, какой-либо человек не находит возможности удовлетворить свою высшую потребность любить и быть любимым, инстинкт смерти не находит преград для своего разрушительного действия.

Конфликт потребностей.

Неудовлетворенные потребности ребенка образовывают в психике человека автономное образование (расщепление). Такое обиженное на всех детское Я. Как выражается данный феномен в реальной жизни? Он обнаруживает себя в том, что взрослый человек имеет актуальные детские потребности в принятии, любви, телесном контакте с мамой и папой и т.д.

Каждый возрастной отрезок жизни человека имеет свои выраженные потребности. Здравомыслие позволяет зрелой личности своевременно и качественно удовлетворять эти потребности. Ребенок до трех лет не умеет отказывать себе в удовлетворении потребностей. В случае, если по каким-то обстоятельствам он не может своевременно поесть, отправить естественные надобности, получить признание, поддержку, похвалу и телесный контакт с родителями (мамой или папой), он будет настойчиво требовать удовлетворения при помощи крика и слез. То есть, ребенок будет вести себя достаточно агрессивно, настойчиво и шумно до тех пор, пока не получит необходимое. Если же все-таки родители не смогут удовлетворить хотя бы часть вышеперечисленных потребностей, например в телесном контакте, то эта потребность фрустрируется.

Короче говоря, возникает ситуация, которая воспринимается субъектом как угроза удовлетворению той или иной его потребности. Она проявляется в ряде эмоциональных процессов, таких как разочарование, тревога, раздражение и даже отчаяние. Однако в состоянии фрустрации люди всё ещё продолжают борьбу за получение желаемого, даже если не знают точно, что нужно сделать для достижения успеха.

Согласно теории Абрахама Маслоу человек не может удовлетворять свои высшие потребности, предварительно не удовлетворив низшие.

Взрослый человек, который носит в себе обиженного ребенка, будет стремиться удовлетворить свои высшие потребности, актуальные для его возраста и жизненных задач, но неудовлетворенные детские потребности будут заставлять его искать компенсацию. Так, например, потребность в близости, которую ребенок удовлетворяет в телесном контакте, может взрослым человеком довольно прилично сексуализироваться.

В человеке, как в целостной, нераздельной системе, формируется особенный механизм защиты, сопротивления, прерывания цикла контакта, который в гешталь-терапии называют ретрофлексия.

РЕТРОФЛЕКСИЯ

(англ. retroflection) — один из основных защитных механизмов, выделяемых в гештальт-терапии наряду с интроекцией, проекцией и слиянием. Буквально слово «Р.» означает «обращение назад на себя». Смысл этого механизма состоит в том, что человек вместо активного изменения среды и обстоятельств направляет энергию на изменение самого себя. При Р. человек делает для себя то, что он хотел бы сделать другому или то, что он хотел бы получить от другого. При этом происходит разделение себя на объект, который подвергается изменению, и субъект, который, собственно, изменяет. По выражению некоторых авторов, при Р. человек «сжимает свою психологическую вселенную до самого себя, не ожидая ничего от др.» (И. Польстер, М. Польстер, «Интегрированная гештальт-терапия»). Возникновение Р. связывается, в частности, с недостаточным вниманием окружающих к ребенку, в результате чего у него формируется интроективное убеждение: «Никто не способен позаботиться обо мне. Следовательно, я должен сделать это сам». Точно так же происходит «разворот» на себя негативных эмоций, испытываемых по отношению к окружающим. В лучшем случае Р. может выполнять функцию жесткой самокоррекции, однако при частом повторении этот механизм превращается в тиски, сковывающие человека в статичном состоянии, когда он оказывается не способен повлиять на внешний мир, сосредоточивая всю свою энергию на самом себе. (А. А. Корнеев.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003
.

В реальной жизни не все так однозначно и категорично, как об этом пишут в психологических словарях. Чаще всего, на практике, психотерапевт сталкивается с тем, что есть часть энергии, который пациент действительно сосредотачивает на себе, пытаясь таким образом уменьшить тревогу, агрессию и страх. В тоже же самое время мы можем увидеть мощную энергию, имеющую противоположный знак, направленную на удовлетворение текущих потребностей. Разнонаправленность вожделений человека, порождает внутриличностный конфликт потребностей. Значение для дальнейшей судьбы человека имеет только то, чем завершится этот конфликт. Это и будет конечной задачей человеческой судьбы.

Притча о детских потребностях взрослого человека.

Притча является плодом моей фантазии, впервые я изложил её в своей книге «Мужество жить. Записки сироты». Она является яркой иллюстрацией неудовлетворенных детских потребностей в отношениях с папой и мамой. Чтобы многоуважаемому читателю легче было понять, о каких конкретно потребностях идет речь в притче, я предварительно дам некоторые пояснения.

Начальник на работе – это фигура, которая, так или иначе символизирует собой отца- кормильца. Агрессия в отношении начальника прячет обиду на моего реального отца, который оказался не в состоянии заботиться, воспитывать и учить меня. Он не дал мне то, что как мне кажется, обязан был дать - воспитать во мне крепкий мужской характер. Эта идея, безусловно, есть интроект. Есть и другая идея про то, что «крепкий мужской характер» позволяет достигать большего успеха по жизни. «Крепкий мужской характер» непогрешим и не совершает ошибок – идея из той же серии. Обида, боль и недолюбленность компенсируются агрессией, которая направляется на себя и на реального начальника.

Потребность иметь любовницу у женатого мужчины – это символическая фигура матери, которая способна к безусловному принятию. По жизни, иногда получается так: любовница, если она действительно любит своего любовника, способна к большей безусловности и принятию чем официальная, законная супруга. Это объясняется тем, что в отношениях любовников отсутствует огромная ноша ответственности и обязанностей, которые всегда присутствуют в отношениях супругов.

Итак, теперь сама притча, которую я назвал «Откровенный разговор двух мужчин»:

«Как-то встретились два старых приятеля. Один был менеджером среднего звена в организации, занимающейся продажей какого-то оборудования, другой — инженером в частной проектной конторе. Они решили зайти в пивной бар и распить по кружке пива, по старой дружбе.

Когда они выпили уже вполне достаточно для того, чтобы быть честными, неожиданно затеялся разговор на самые «высокие» темы.

— Каждый мой день начинается с желания пристрелить своего начальника на крыльце нашей конторы, — сказал инженер. — Страшно не то, что я хочу его убить, пугает факт смакования этой фантазии, — добавил он.

— А что в этом страшного? — спросил менеджер. — Это же фантазия — что тебя так пугает?

— Колоссальный заряд агрессии, рожденный чувством собственной незащищенности и слабости, а также неспособность создать работу самому себе. Я вдруг начинаю наслаждаться этой фантазией, в то же время, когда ненависть наполняет всю мою душу без остатка, становится страшно, что не справлюсь с этим чувством и виртуальная фантазия превратится в реальное убийство.

— Ну и что, подумаешь, прикончишь одного эгоистичного и жадного ублюдка, ничего страшного, — высказал свое мнение менеджер.

— Так-то оно так, да только что же тогда осталось от меня как человека, способного менять себя и свою жизнь? Получается, что в своей неспособности созидать я виню своего начальника. И другого выхода, кроме убийства, я не способен найти. Это духовное рабство, при полной творческой импотенции.

— Да ну, брат, это не проблема, гораздо хуже, что женщины вокруг превратились в куклы. Порядочному человеку уже и любовницу завести невозможно, — разоткровенничался менеджер.

— Возможно, ты не Дон Жуан, чтобы тебя любили просто так, — с улыбкой сказал инженер.

— Да, брат, возможно, так. Только я тебе точно говорю, что в них мало что осталось от настоящих женщин.

— Кажется, что в недалеком будущем мы будем отличать человека от биологического робота по способности совершать ошибки. Многие наши с тобою современники не позволяют себе ошибаться и отказываться от однажды принятого к исполнению плана.

— Когда я смотрю на таких женщин, неспособных даже просто игриво улыбнуться, во мне пробуждается огромное количество агрессии.

— Хорошо, что пока еще они не все такие, встречаются вполне живые женщины.

Возникла пауза, наполненная тишиной, напряженными думами и мрачными эмоциями.

Каждый из мужчин, сделав по глотку пива, неожиданно обнаружил, что кружка пуста, говорить было больше не о чем. Друзья вспомнили, что завтра надо идти на работу и заводить по-новому шарманку повседневной рутины, агрессии, злобы и желания взорваться духовной революцией. Один пошел домой к жене, другой отправился спать в свою пустую и холодную квартиру.

Сегодня в очередной раз каждый из них ничего не смог изменить в себе и вокруг себя. У каждого в душе теплилась надежда прожить еще один день и, возможно, что-то изменить завтра
».



В притче много личностного материала проецируется на символические фигуры начальника и любовницы. Это проективный материал удалось изложить, глубоко его зашифровав, при помощи символического рассказа о встрече двух друзей, хотя на самом деле речь идет о встрече детских неудовлетворенных, а потому актуальных, потребностей в отношениях с папой и мамой.

Я изложил свои проекции… И возмутился безысходности и собственной беспомощности что-либо изменить в своей судьбе. Я оказался в положении социального покойника, способного лишь производить злобу и равнодушие. Хорошо, что я не умер для социума окончательно. Я решил попробовать изменить свою жизнь. Так родилась идея написать и издать книгу. Параллельно изданию книги я решил создать себе работу самостоятельно, путем начала частной практики в качестве психотерапевта.

Даже зашифрованное изложение проекций, в письменном виде, без понимания, о чем идет речь, позволило мне направить часть энергии на удовлетворение высшей потребности в самовыражении и самоактуализации.

В завершении я хочу сказать, что социальная смерть личности не бывает окончательной, человек всегда имеет возможность что-то изменить в своей жизни, пока сохраняется жизнь тела. Бесспорно то, что отказ от активной социальной жизни значительно снижает качество жизни за счет того, что энергия, необходимая для самоактуализации и самореализации, блокируется, а психика мумифицируется. Опыт показывает, что гештальт-терапия, включающая в себя такую методику как арт-терапия, позволяет прояснять и осознавать проекции и интроекты, что в свою очередь помогает освобождать часть энергии, которую пациент тратит на удержание себя от продуктивных отношений и самореализации.



Кондратьев Артём Игоревич – частнопрактикующий психотерапевт, гештальт-терапевт, олигофренопедагог. Статья впервые опубликована на сайте: www.gestalt-praktik.ru






Об авторе статьи

`
Кондратьев Артем Игоревич

Рейтинг психолога: 4 4

Кондратьев Артем Игоревич

Гештальт-терапевт, олигофренопедагог, работаю индивидуально как со взрослыми людьми, так и с детьми
Город: Москва
  •   Бизнес и карьера
  •   Депрессия
  •   Дети
  •   Зависимости
  •   Кризисы и травмы
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Семья
  •   Страхи и фобии
  •   Успех


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Гасанова Нармина Эльхан

Гасанова Нармина

Психолог-консультант , работаю в интегральном подходе
Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Радченко Виталий Сергеевич
Консультация по Skype

Радченко Виталий

Практический психолог, психолог-психотерапевт, консультант. Являюсь адептом...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍