articles
Совершенствование системы образования и формирование новой элиты как важнейшие факторы развития государства-цивилизации России.
Мадатова Эстелла Эрнестовна
Преподаватель ИНСПО КУБГУ
Аспирант факультета управления и психологии
Кубанского государственного университета
РФ, г. Краснодар
УДК: 159.9.
Аннотация
Целью написания данной статьи является рассмотрение влияния нового образовательного стандарта на мотивацию студентов к учебной деятельности и непосредственно сравнение результатов освоения рабочих программ образовательного стандарта 2021 и 2022 года. Методы исследования тест - опросники, беседа, наблюдение, тренинги. В результате проведенного мною исследования удалось установить, что студенты нового образовательного стандарта, утвержденного Минобрнауки РФ от 13.07.2021 г.№ 449 учатся лучше, чем студенты предыдущего утвержденного Минобрнауки РФ от 12.05.2014 г.№ 501 ФГОС.
The improvement of the education system and the formation of a new elite as the most important factors in the development of the state-civilization of Russia.
Madatova Estella Ernestovna
Teacher of INSPO KUBGU
Postgraduate student of the Faculty of Management and Psychology
Kuban State University
of the Russian Federation, Krasnodar
ABSTRACT
The purpose of writing this article is to consider the impact of the new educational standard on the motivation of students to study and directly compare the results of mastering the work programs of the educational standard 2021 and 2022.Research methods: test questionnaires, conversation, observation, trainings. As a result of my research, it was possible to establish that students of the new educational standard approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 449 dated 13.07.2021 study better than students of the previous approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 501 of the Federal State Educational Standard dated 12.05.2014.
Ключевые слова: новый образовательный стандарт, студенты, образование, мотивация.
Keywords: new educational standard, students, education, motivation.
На примере обновления нового образовательного стандарта ФГОС СПО рассматривается модель успеваемости, мотивации и качества образовательного процесса в освоении специальности фармацевт. В научной статье приводится сравнение опроса респондентов образовательного стандарта 2021 года и респондентов 2022 года набора также анализируются ценностные установки студентов разного года набора и их влияние на мотивацию к учебе.
Анализируя ситуацию в РФ на настоящий момент мы имеем дело с изменениями образовательных стандартов в среднем профессиональном образовании, что несомненно оказывает влияние на психологическую составляющую и мотивацию к учебе, качество усвоения образовательных материалов. Новый образовательный стандарт характеризуется более ускоренной программой подготовки специалистов среднего звена.
Актуальность выбранной мною темы характеризует теория Ухтомского А.А. о доминанте также теория Узнадзе Д.Н. об установке. Новый образовательный стандарт формирует положительную установку и мотивацию студентов к учебе.
Практическая значимость данной исследовательской работы характеризуется ситуацией на рынке труда, в настоящее время профессия фармацевта является очень востребованной; также анализируя ситуацию с точки зрения психологии в программе нового образовательного стандарта находятся компетенции такие как гражданская позиция, системное и критическое мышление, командная работа и лидерство, коммуникация, межкультурное взаимодействие. Новый образовательный стандарт способствует развитию навыков общения, командной работы, развивает критическое и системное мышление у молодежи, способствует самоорганизации.
Методики исследования:
1. Опросник «Почему я учусь» (R.J. Vallerand).
2. Методика методика Шварца.
3. Мотивация успеха и боязнь неудач (А.А. Реан)
5. Шкала воспринимаемого стресса-10» (ШВС-10; адаптация В.А. Абабкова, К. Барышниковой, О.В. Воронцовой-Венгер, И.А. Горбунова и др., 2016).
6. Методика Ш. Шварца Ценностный опросник
7. Методика М. Рокича «Ценностные ориентации»
8. Кимберли Янг «Пойманные в сеть»
Объект - жизненные ценности
Предмет - жизненные ценности студентов в контексте образовательной деятельности
Цель исследования - изучение жизненных ценностей в самосознании личности студентов.
Задачи:
1. Выявить жизненные ценности студентов;
2. Сравнить ценностные установки у респондентов разного года набора.
3. Проанализировать модель успеваемости студентов разных годов набора.
Гипотезы:
1. Вероятно, у студентов доминирующими ценностями будут разные показатели успеваемости.
2. Вероятно, что студенты обновленного образовательного стандарта будут показывать более улучшенные показатели по обучению.
В ходе проведенного тренинга по возможным факторам, мешающим усвоению и мотивации к обучению, у студентов 2021 года образовательного стандарта факторами мешающими нормальной учебе определены: лень в обучении, работа как необходимость, депрессия, семья и др. Факторами мешающими заниматься образовательной деятельностью у студентов 2022 года набора это нехватка времени для подготовки домашних заданий в связи с учебной загруженностью и психологический климат в группе.
Методика М. Рокича «Ценностные ориентации»
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».
Рисунок 1- Средние значения по методике М. Рокича
Рисунок 2- Средние значения, полученные по методике Шварца
Исследуя данную информационно - содержащую модель мы можем прийти к выводу, что студенты 2 группы т.е. студенты, обучающиеся по новому образовательному стандарту имеют ценности направленные на обучение , серьезность и желание работать в выбранной специальности в отличие от студентов образовательного стандарта 2021 года.
Рассматривая ответы респондентов 2021 года набора о влиянии интернет зависимости можно прийти к выводу, что мотивация к учебному процессу снижена или ее нет вовсе. Студенты вовлечены в интернет пространство и не имеют желания учиться.
В ходе проведения мною эмпирической части работы было опрошено 60 студентов ИНСПО в возрасте от 17 - 20 лет.
Рисунок 3- Количественный показатель
Благодаря данной информационной модели можно заключить, что:
1.Определено, что 20 человек проводят в интернет сфера больше по времени ,чем ранее планировалось;
2.40 респондентов отметили, что компенсируют неприятные эмоции полученные в течение дня интернет сферой;
3.50 респондентов ответили, что испытывают нервозность и раздражение, когда не имеют возможности войти в интернет;
4.35 респондентов заявляют, что жизнь скучна без интернета;
5.15 респондентов ответили, что получают приятные эмоции благодаря интернет сфер;
6. 45 человек признают, что из - за интернет зависимости у них страдает учебная деятельность т.к. они не могут сосредоточиться на предмете.
В ходе проведения тестирования студентов ИНСПО специальности Фармация 2 курса и 3 курса с помощью методики Валлеранда Почему я учусь удалось выяснить, что студенты 2 курса более мотивированы на учебную деятельность и работу по специальности в будущем, чем студенты 3 курса.
Подводя итоги вышесказанного считаю необходимым отметить, что по результатам проведенного исследования можно утверждать, студенты нового образовательного стандарта, 449 учатся лучше, чем студенты предыдущего утвержденного Минобрнауки РФ от 12.05.2014 г.№ 501 ФГОС. По итогам первой проведенной внутрисеместровой аттестации,можно заметить как качественно улучшились показатели успеваемости студентов разных образовательных стандартов обучения. Приоритет в пользу нового ФГОС.
Гипотезы исследования подтверждены, поставленные задачи в исследовании решены. Новый образовательный стандарт дает возможность в короткие сроки освоить профессиональную деятельность и в дальнейшем продолжить обучения по выбранной специальности.
Список литературы :
1.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.07.2021 № 449"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация" http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202108180034
2.Сайт министерства образования РФ https://minobrnauki.gov.ru/?amp
3.Мадатова Э.Э. Человек в интернете. 2022. https://www.elibrary.ru/item. asp?id= 49300931
4.Узнадзе Д.Н. Теория установки. 2001.46
5.Ухтомский А.А. Доминанта.2010.12 - 18.