articles
На консультациях я часто слышу от родителей:
- «Я боюсь идти в школу»;
- «Есть желание выбросить телефон, когда вижу, что звонок из школы»;
- «Каждый день говорят, о том, что она (он) дерется»;
- «Не знаю, что делать, все пробовала, ничего не работает».
Мне очень понятно волнение и растерянность родителей, которые сталкиваются с жалобами на агрессивное поведение своего ребенка. Но решение есть, о нем чуть позже.
Если перед обращением к психологу вы исключили соматические заболевания, которые могут привести к проявлению агрессии. То о ней, как реакции на внешний мир мы и поговорим.
Проявление злости и гнева в детском возрасте это единственный способ, обозначить границы дозволенного общения. Но когда, агрессия проявляется в любой ситуации, происходят драки и столкновения, жалобы на поведение.
В такой ситуации «маленькому» человеку сложно и страшно, и чем больше ему страшно, тем сильнее он защищается, проявляя гнев. Это становится проблемой не только для него, но и для родителей, друзей, учителей. Неизвестно в какой момент, произойдет вспышка агрессии и как на нее реагировать. Пребывая в тревожном ожидании и волнении, ребенок не выдерживает напряжения и накала вокруг него. Окружающие тем самым как будто подталкивает его к проявлению более сильной агрессии, вместе с этим, в более спокойной обстановке, реакция могла быть совсем другой.
Самостоятельно справиться с проблемой, ребенок не сможет. Однако при помощи родителей, которые любят и поддерживают, у него появляется силы и вера в себя.
При решении данной проблемы необходимо делать маленькие шаги, чем меньше шаг тем, лучше закрепится эффект.
Первое, посмотрите на эту ситуацию под другим ракурсом, пусть это будет уже не проблема, а умение. Поговорите с ребенком, что ему дается труднее всего, чему он хочет научиться? Какое умение у него появится, когда он справится с этой задачей.
Второе, заключите с сыном или дочерью договор, что произойдет, когда он научится справляться с агрессией. В какое умение он может, это превратить. Дайте время ему и себе подумать. Может, предложите свои идеи умений. Важно помнить, использовать слова с частицей «не» - бессмысленно. Умение, это то, что умеют, а не «не делают» (например, не драться).
Третье, в чем будет сила, когда он приобретет умение. Насколько для него это важно. Кто будет радоваться вместе с ним, тому, что он научился?
Четвертое, как можно назвать это умение, которому он хочет научиться?
Пятое, какой персонаж или мультипликационный герой может придать ему силы? Кто является его кумиром?
Шестое, кто может из окружающих ему помочь, кто станет соратником на пути приобретения умения. Как друг может помочь, приободрить?
Седьмое, обсудите, что вам придает уверенности, что ребенок приобретет умение? Приведите примеры его успешности.
Восьмое, поговорите о том, как вы отпразднуете его приобретенное умение? Как хорошо оно должно быть сформировано? Кого он пригласит на праздник? Как он видит этот праздник?
Девятое, попросите показать, как он будет себя вести, когда научится умению? Можете сыграть по ролям. Возможно даже, записать на видео и показать тем, кто подбадривает ребенка.
Десятое, кому он может рассказать о том, чему учится? В какой форме он будет об этом говорить, какую реакцию увидит? Что ему скажут, в ответ на его рассказ.
Одиннадцатое, на пути обучения может возникнуть много сложностей, промахи, что-то остается без изменений. Тем не менее, подумайте вместе, какие слова или действия, могут помочь ребенку на пути освоения умения? Какие слова ободрения можно сказать, когда он умение покажет?
Двенадцатое, подумайте, что может служить напоминанием, когда он будет приобретать умение. Как могут ему подсказать союзники, если он будет забывать о том, чему учится?
Тринадцатое, как ребенок будет благодарить тех, кто его поддерживал и ободрял, когда освоит умение? Кто это был? Как их можно поблагодарить?
Четырнадцатое, кому он может помочь с освоением такого же умения, кого может поддержать? Проговорите способ, которым он может это сделать.
Пятнадцатое, после приобретения умения ребенком, подумайте, чему еще он может научиться подобным образом, чего еще он хочет достичь?
Разъяснение преимуществ лучше мотивирует, когда ребенок поймет важность доброжелательных отношений. Мотивация к изменению поведения и желание приобрести умение, это хороший "фундамент" для его освоения. Родители в такие моменты, являются путеводной звездой - направляют, подсказывают, разъясняют. Объединившись перед трудной задачей, семья получает возможность для роста. А трудности, как правило, закаляют и делают сильнее.
Желаю Вам успеха на пути освоения новых умений!