articles
Данные классификация стилей воспитания была разработана А.Е. Личко на основе изучения детей подросткового возраста.
Гипопротекция: недостаток родительской заботы и внимания, слабый контроль за поведением, отсутствие интереса к личной жизни. Крайняя форма гипопротекции - беспризорность, заброшенность, отказ от удовлетворения насущных нужд ребенка. Однако встречается, так называемая, скрытая гипопротекция - когда родители вроде как выполняют обязанности, но выполняют их формально, как работу. Вроде бы ребенок сыт, одет, ходит в школу, но при этом такой скрытое эмоциональное отвержение. Такой стиль воспитания способствует развитию у детей асоциального поведения, праздного образа жизни, и неблагоприятен при неустойчивых и конформных акцентуациях характера.
Доминирующая гиперпротекция: чрезмерная опека, контроль каждого шага, многочисленные запреты. Ребенок ничему не может учиться на собственном опыте, за него уже все решили, причем в доминирующем стиле. Вследствие такого стиля воспитания у ребенка не развивается самостоятельность, чувство ответственности подавляется. При сензитивной, астенической, астеноневротической акцентуации формируется: несамостоятельность, неуверенность в себе, нерешительность, неумение за себя постоять. А у гипертимного (активного) ребенка начинается бунт либо в подростковом, либо в младшем школьном возрасте.
Потворствующая гиперпротекция: родители ограждают ребенка от любых трудностей и неприятных обязанностей; чрезмерное покровительство, чрезмерное восхищение талантами, зачастую мнимыми талантами. Ребенок растет в атмосфере похвалы, обожания, восторгов, любования и восхищения. Необходимо отметить, что в этом процессе легкого помешательства участвует вся семья. У ребенка с демонстративной и гипертимной акцентуацией формируется сверхстремление к самовыражению и лидерству.
Эмоциональное отвержение: ребенка не любят, он не желанный, но родители сознательно не признаются в том, что ребенком тяготятся, и проявляют к нему подчеркнутое внимание. Негативные последствия такого стиля воспитания обнаруживаются при лабильных, сензитивных и астеноневротических акцентуациях. Ребенок постоянно ощущает, что что-то не так, и испытывает тревогу.
Условия жестоких взаимоотношений: суровые расправы за мелкие проступки, часто это сочетается с эмоциональным отвержением. Наиболее неблагоприятно для эпилептоидного и конформного типов акцентуации. На выходе получаем ярко выраженного эпилептоида.
Повышенная моральная ответственность: родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка и к нему предъявляют завышенные требования, которые, зачастую, не соответствую его возрастным возможностям. Например, папа чего-то в жизни не достиг и переносит свои мечты на сына, и если ребенок не хочет идти по такому пути, папины мечты во второй раз рушатся. А если ребенок хочет порадовать папу, то он сам себя ругает за то, что это не получается и в дальнейшем для него эта идея становится навязчивой. Хуже всего это сказывается на детях психастеникого и сензитивнного склада. Вызывая у них психопатия психастенического типа или затяжные обсессивно-компульсивные и фобические неврозы.
Потворствующая гипопротекция: сочетание вседозволенности, недостаточного контроля и некритичного отношения родителей к поведению ребенка. Родители оправдывают ребенка любой ценой, переносят его вину вовне, не порицают и не наказывают его. Это наиболее негативно для демонстративного типа детей, т.к. может получится истероидный психопат.
Воспитание в атмосфере культа болезни: преувеличенная забота о здоровье ребенка. Приводит к инфантилизации и эгоистической фиксации на своих телесных проявлениях. В итоге дети с демонстративными, лабильными и сензитивными акцентуациями превращаются в ипохондриков и истериков. (Когда родители излишне тревожно реагируют на соматические проблемы ребенка, то это всегда негативно, т.к. усиливает тревогу самого ребенка.)
Противоречивое воспитание: разные требования к ребенку со стороны разных членов семьи. Эти требования конкурируют, а иногда конфликтуют друг с другом. Зачастую из-за этих требований конфликтуют родители. Это в любом случае невротизирует ребенка, ребенок становится чувствителен к тому, что совпадает с его акцентуациями.