articles
Страх смерти - достаточно распространённый запрос на терапию, и иногда он встречается в прямых формах, когда человек осознаёт, что боится именно смерти, а иногда - в завуалированных, когда человек боится чего-то, что может привести к смерти. По сути, страх смерти представляет собой конечную точку страхов человека, поскольку этот страх заложен в основу его чувства самосохранения - базового инстинктивного паттерна, бороться с которым практически невозможно и вряд ли стоит. Каждый из нас, так или иначе, боится смерти, даже если на сознательном уровне мы отрицаем этот страх. В этом и состоит одна из сложностей психологической работы со страхом смерти - в этой ситуации психолог, как и клиент, является человеком смертным и аналогично подверженным страху смерти, но он готов поддерживать клиента и открыт диалогу с ним, что очень важно для тех людей, которые не могут даже поговорить на эту тему с окружающими, поскольку далеко не всегда и не все готовы обсуждать эту тему.
Несмотря на то, что в основе своей страх смерти вряд ли искореним, в повседневной жизни часто работают психологические защиты, помогающие человеку не думать об этом страхе и о смерти в каждый момент времени. Например, отрицание и вытеснение, интеллектуализация и рационализация. Кто-то не помнит об этой теме, кто-то защищается юмором и цинизмом, кого-то спасают религиозные или философские воззрения. В моменты стрессов и кризисов защиты могут ослабевать, из-за чего страх выходит на поверхность, исходя из чего одной из возможных стратегий работы с этим страхом является укрепление защитных механизмов и развитие устойчивости к этому страху. В анализе на тему смерти можно порассуждать, пофилософствовать, пофантазировать, высказать свои мысли и чувства по этому поводу и даже выразить своё отношение к ней в творчестве.
С точки зрения экзистенциальной психологии, осознание своей смертности может быть полезным и целительным для человека, поскольку оно всегда происходит в контексте его жизни и влияет на его жизнь. Если мы живём в иллюзии, что мы или наши близкие бессмертны, мы не ценим настоящий момент и можем менее ответственно относиться к своей жизни. Но под влиянием страха смерти порой жизнь человека меняется кардинальным образом. Например, после катастроф или событий, когда человек был на грани смерти. Сам опыт соприкосновения с риском смерти содержит в себе ресурс глубинного осознания себя и своего места в мире, благодаря чему человек может полностью переосмыслить свою жизнь с учётом её конечности. Однако подобное переосмысление также требует ресурсов, и сначала после кризисного опыта необходимо восстановиться. Навязчивые мысли о смерти вряд ли будут способствовать глубинным осознаниям, поэтому при наличии навязчивых мыслей важно сначала проработать их, например, используя когнитивно-поведенческий подход, в котором есть инструментарий для проработки такой проблемы.
С точки зрения юнгианской психологии, тема смерти содержит в себе не буквальный, а символический потенциал, и страх смерти может означать не столько буквальный страх умереть, сколько страх перед изменениями, ведь смерть символизирует изменение - переход из одного состояния в другое, радикальную смену состояния. То, что было чем-то одним, в результате смерти постепенно переплавляется, распадается на составляющие и превращается во что-то другое. Символически такой процесс происходит с человеком, когда он переживает кризис. Символически человек живёт в смерти, когда он переживает депрессию. В этом состоянии он не живёт, а существует, и его экзистенция не может раскрыться. Юнгианская психология отсылает нас к мифам, символам, религиям и культурному пласту для расширения контекста этой проблемы. В мифах и символах человек может найти для своих переживаний форму и опереться на них для того, чтобы запустить процесс активного воображения - какой именно смерти он боится и почему, какая смерть была бы для него идеальной и т.д.
В страхе смерти можно также аналитически выделить разные составляющие - чего именно человек боится, когда боится смерти. Кто-то боится не той смерти или несвоевременной смерти (умереть от чего-то конкретного или при определённых обстоятельствах, не успеть завершить какие-то дела), кто-то переживает за близких, кого-то ещё пугает неизвестность, боль или даже фантазия о загробной жизни ("а вдруг я попаду в ад?"). Как правило, навязчивый страх смерти сопровождается определёнными мыслями и представлениями на эту тему. Например, человек может бояться потери контроля над своим телом и сознанием и пустоты. Или исчезновения. Или какого-то неудачного перерождения, если он верит в реинкарнацию. Так или иначе, если у человека появляется подобная мысль или фантазия, символически она куда-то отсылает, и важно понять, что за ней стоит и как она может быть использована здесь и сейчас для жизни, ведь подобные фантазии имеют смысл только в контексте жизни и для живых, а то, что непосредственно связано с посмертным опытом, может быть оспорено и находится по ту сторону - как целостное душевно-телесное существо человек не переживает свою смерть, и можно лишь предполагать, что её переживает его душа, дух, поток дхарм или что-то иное, однако подобные верования откликаются и помогают далеко не всем и не могут быть навязаны в психотерапевтическом контексте. В контексте терапии мы имеем дело с фантазией человека о потустороннем и его отношением к этому - будь то атеизм, агностицизм или религиозное сознание. И именно эта фантазия часто имеет большую ценность для жизни здесь и сейчас - что в ней настолько не так или чего в ней так не хватает, что мысль настойчиво переносит человека по ту сторону настоящего.