articles
Начиная частную практику, психологи часто сталкиваются с дефицитом информации и избытком тревоги. В данной статье я разберу наиболее распространённые страхи начинающих психологов и способы справиться с ними.
1. Страх что-то сделать не так. Страх что-то сделать не так или столкнуться с ситуацией, в которой психолог не знает, что делать, достаточно популярен среди начинающих психологов. Причиной этого страха является отсутствие опыта, в связи с чем психолог может опасаться, что не сможет применить свои знания на практике, забудет что-то важное или допустит ошибку. На ситуацию неизвестности и неопределённости также может проецироваться прошлый негативный опыт, т.е. знакомые ситуации, в которых человек уже ошибался. Преодолеть этот страх, во-первых, помогает освобождение собственной спонтанности и открытость новому опыту. Каким бы опытным ни был терапевт, каждый новый случай содержит в себе новизну, поэтому психологу всегда важно быть открытым как по отношению к новой ситуации, так и по отношению к уникальности каждого клиента. Поскольку каждый клиент уникален, к каждому клиенту важно найти свой подход. Терапия не сводится исключительно к тем знаниям, которые были получены психологом в университете. Она представляет собой творческий процесс, в котором психолог подбирает те методы, которые подойдут конкретному человеку в конкретной ситуации. Во-вторых, если каких-то знаний или навыков не хватает, их всегда можно обрести в процессе. Например, почитать литературу, прослушать курс по конкретной проблеме или обратиться за супервизией к старшему коллеге. В-третьих, в терапии психологу важно опираться не только на себя и свои чувства, но и на контакт с клиентом, а, значит, быть открытым по отношению к обратной связи и запрашивать её. И, если клиент в какие-то моменты будет чувствовать себя дискомфортно, он сможет прямо об этом сказать, в соответствии с чем психолог сможет откорректировать процесс терапии или перенаправить клиента, если коррекция невозможна.
2. Страх перед сложными клиентами. За услугами психолога могут обращаться совершенно разные люди с разными акцентуациями характера, личностными особенностями, уровнями организации личности и мировоззрениями. Могут и обращаться люди с хроническими заболеваниями, диагнозами. Могут быть обращения с нереалистичными запросами ("как мне убедить в чём-то свою дочь", "помогите вернуть молодого человека" и т.д.). Учитывая эту ситуацию, психологу полезно выделить свою целевую аудиторию, т.е. тех людей, с которыми он может и готов работать. Полезно также указать на своих профессиональных страницах, на каких условиях и с какими запросами он работает. В процессе терапевтического взаимодействия эти вопросы также обсуждаются с клиентами, и, если психолог не чувствует себя достаточно компетентным, чтобы работать с конкретным запросом, он всегда вправе отказаться от этой работы.
3. Страх перед поиском клиентов. Чтобы организовать свою практику, от психолога требуется инициатива и умение пиарить себя, т.е. заявлять о себе и рекламировать свою деятельность. Далеко не для всех такая ситуация является комфортной, т.к. не всем просто заявить о себе. Бывают случаи, когда человек стесняется это делать, не чувствует себя вправе давать какие-то объявления, если у него не хватает опыта. В этом случае можно попробовать начать практику за символическую оплату, чтобы наработать первый опыт и почувствовать себя увереннее. Другой вариант решения проблемы - обратиться к специалисту, который занимается рекламой, и передоверить эту часть работы ему.
4. Страх нанести вред и травмировать клиента. В психотерапию, как правило, идут те люди, которые в прошлом сами столкнулись с серьёзными проблемами, но с помощью психологии и терапии смогли преодолеть их. Такого рода прошлый опыт накладывает отпечаток на личность человека, и, помня себя в хрупком и ранимом состоянии, он может проецировать эту хрупкость на других людей. По причине таких проекций психологи часто чрезвычайно бережны и осторожны в работе, что может мешать им в моменты, когда важно, наоборот, проявить твёрдость, решительность или терапевтическую спонтанность. Преодолеть такой страх помогает сознание того, что психолог не может взять на себя ответственность за жизнь клиента, в том числе он не отвечает за переживаемые клиентом чувства. Соблюдение сеттинга, профессиональной этики и основных нормативов подхода, в котором работает психолог, позволяет ему максимально застраховать терапевтическое пространство от потенциально вредоносных для клиента ситуаций.
5. Страх не дать клиенту ожидаемого результата. Каждый психолог стремится быть результативным в своей работе по банальной причине - эффективно работать экономически выгодно. Если, обращаясь к психологу, клиент успешно проясняет и разрешает свой запрос, при необходимости он обращается к тому же специалисту снова и советует его своим знакомым. Однако, не стоит путать эффективность психотерапии со спасением клиента. В своей работе психолог не спасает клиентов, а учит их лучше разбираться в себе, понимать себя и справляться со своими проблемами посредством саморегуляции. Далеко не всем клиентам психолог способен помочь, поскольку кто-то не сможет взять результат терапии, кому-то подойдут иные методы, кто-то ещё откажется от изменений. Выполняя свою работу, психологу важно быть готовым к тому, что ответственность за результат лежит не только на нём, но и на клиенте. Т.е. результат терапии в значительной мере зависит от ожиданий клиента, его серьёзного и ответственного отношения к процессу, а это те факторы, на которые психолог в малой степени может повлиять, если у человека нет желания меняться.
В целом, страхи начинающего психолога перед первыми ошибками и неудачами вполне естественны, и подобные страхи встречаются в любой сфере деятельности. Часть из них обусловлена ситуацией новизны и нехваткой опыта, другая часть - личностными особенностями и личным опытом специалиста, третья - его критичной и рефлексивной профессиональной позицией. Подобные страхи можно преодолевать самостоятельно, а можно обратиться за консультацией к более опытному коллеге, который сможет не только поделиться собственным опытом, но и помочь человеку взглянуть на проект своей практики с мета-позиции, т.е. лучше понять, чего он хотел бы от этой работы и как можно было бы к этим результатам прийти.