articles
«… В поиске ответа на этот вопрос: “Кто я есть?”, мы обнаруживаем различные аспекты себя, которые часто так причудливы и не похожи друг на друга, как будто принадлежат разным людям….»
Ирвин Польстер «Обитаемый человек»
Каждый человек многолик по своей сути. И подобно Божеству со многими ликами, каждый человек непрерывно является действующим лицом множества легенд…
Легенды создаются при помощи ролей и субличностей. Еще недавно эти понятия были знакомы лишь профессиональным психологам, сегодня они известны практически каждому.
Но вот многие ли из Вас задумывались о том, как можно использовать эти понятия в повседневной жизни?
Если Вы зададите себе вопрос: «Кто Я?», - то, скорее всего, получите самые разные ответы.
Женщины могут сказать о себе, что они являются дочерями, возлюбленными, женами, матерями, подругами.
Мужчины могут сказать о себе, что они - сыновья, мужья, любовники, отцы, дедушки.
И каждый человек может сказать о себе что-то, связанное с профессией – на работе мы привычно вживаемся в роли начальников и подчинённых, бухгалтеров, маркетологов, медсестер, учителей, хирургов, адвокатов и т.д.
А еще у нас есть увлечения, позволяющие выразить свое творческое вдохновение. И тогда мы становимся художниками, танцорами, поэтами…
Каждая роль – это некоторая модель поведения, ей присущи свои слова, действия, а также реакции на слова и действия других людей.
Роли похожи на костюмы, которые мы меняем иногда несколько раз за день.
И роли создают легенды: о нас - для других людей и для нас – о себе.
Они позволяют нам быть эффективными в самых разных областях и помогают достигать целей или преодолевать свои ограничения.
Каждая роль одновременно помогает и ограничивает. И иногда мы так сживаемся с какой-то одной ролью, что перестаем замечать, где роль, а где – истинное Я.
Я не из тех, кто… (носит смокинг, гуляет по вечерам с собакой, летает бизнес-кофе…)
Я слишком… (стар, чтобы учиться танцам, медлителен, чтобы получить эту работу, интроверт, чтобы руководить людьми)
Я как (врач, учитель, отец) не могу себе позволить….
Знакомые фразы, не правда ли?
Это – ограничения, которые может приносить с собой роль. А вместе с такими ограничениями – сожаления о невыполненных мечтах, разочарования, несбывшиеся надежды, гнев, печаль о том, что жизнь не такая, как мечталось в юности…
Человек настолько вживается в свою роль, что забывает, кто же он на самом деле. И тогда роль начинает ограничивать его в мечтах и поступках, в его уверенности в себе, в достижении желаемого. Так создается «черная легенда».
Такая черная легенда заключает человека в тюрьму внутренних ограничений, когда « не могу» и «не для меня» начинают определять качество жизни.
Но все может быть и по-другому.
Каждый человек больше своей легенды. Больше всех своих легенд. И это значит, что он может написать любой сценарий жизни. Какой захочет. Какой просит его Душа.
Каждый человек может создать сияющую легенду, легенду любви и счастья. И тогда эта легенда исцелит жизнь, запустит внутреннюю трансформацию и приведет к созданию нового сценария жизни, в которых стены ложной тюрьмы рухнут.
Человек обычно способен гибко переключаться между 15-20 ролями. И пока он осознает, что роли – всего лишь костюмы, они помогают ему. Ведь каждой ситуации соответствует свой «костюм». И тогда «включаются» возможности, которые несет в себе роль…
Я знаю много ситуаций, когда люди застенчивые становились успешными в публичных выступлениях – потому что осваивали легенду успешного оратора. И из роли успешного оратора им удавалось то, чего они не могли сделать из своей привычной модели поведения.
Теперь поговорим о субличностях. Это понятие включает в себя совокупность личностных особенностей, которые проявляет человек в тех или иных ситуациях. Это, прежде всего, эмоциональные реакции, мысленные установки, которые обуславливают поведение.
Можно сказать, что субличности определяют роли и являются в какой-то степени основой для них. В каждой ситуации субличность может «включить» самые необходимые качества и способности, те самые, которые приводят к успеху.
Например, жесткий в общении управленец смог наладить отношения со своей командой и стать для них лидером, когда позволил больше проявляться другому своему Я – «Я, которое любит пить капуччино по утрам и слушать Моцарта».
В практической психологии важную роль играет знакомство человека со своими «Я», потому что это позволяет интегрировать внутренний мир, создать порядок из хаоса сначала внутри себя, а потом и в жизни. Чем больше внутренних качеств и способностей мы выводим из области тени на арену жизни, тем в большей степени мы можем воспользоваться ими в реальности.
Согласитесь, трудно наслаждаться рисованием пейзажей, если вы никогда этого не делали и даже не представляете, какие качества в Вас это открывает. И так же трудно в сжатые сроки подготовить сложную презентацию, если вы не знаете о своем «Творческом Я, способном к высокой концентрации».
«Некоторые из представленных “я”, например, “великодушное я”, “работящее я” или “образцовое я”, могут формировать целостное ядро личности пациента. Другие — “алчное я”, “безответственное я”, “губительное я” — могут быть подавлены, молчаливы, отвергнуты и не признаны. Однако все они важны. Восстановление живого восприятия всех этих разных элементов собственного “я” — важный шаг на пути формирования мощного и прочного самоощущения человека…» (И. Польстер «Обитаемый человек»).
Чем увереннее и стабильнее человек ощущает себя изнутри, тем полнее и успешнее его жизнь, тем в большей степени он способен получать удовольствие от каждого дня.
Каждый человек в жизни носит разные роли, проявляет разные качества своей личности. И современная наука говорит о том, что множество субличностей (или «внутренних голосов») и множество наших ролей позволяют нам эффективно взаимодействовать с другими людьми, быть успешными, достигать поставленных целей в короткие сроки.
Важно увидеть и осознать, какие роли привычны для человека, как они ему помогают, как они ему мешают и каковы глубинные ценности человека вне зависимости от разных ролей.
Потому что все роли и все субличности, все внутренние Я человека имеют свою ценность и выполняют определенную функцию. Если они созвучны друг другу и как музыкальные инструменты выполняют свою партию в нужном месте и в нужное время, то легенды, которые они создадут, будут белыми и сияющими.
«В музыкальном контрапункте ни основная, ни побочные мелодии не теряют своей индивидуальности. Все темы вносят свой вклад в общую работу. То же самое происходит и со всеми аспектами “я” в их разнообразных проявлениях…. Если некоторые “я” уходят от внимания человека, это не значит, что они менее реальны, чем “я”, предъявляемые в данный момент» (И. Польстер «Обитаемый человек»)
Мы часто сами загоняем себя в узкие рамки и накладываем несуществующие ограничения потому что не слышим голоса своих внутренних Я, не умеем гибко переключаться между разными ролями. И эта ригидность часто приводит к тому, что мы очень ограничиваем себя в решениях. И тем самым сужаем качество собственной жизни.
«… Мы тратим очень много времени, пытаясь вычислить свое призвание и очень боимся совершить ошибку… В мире 6 миллиардов людей. Вы говорите мне, что Бог посмотрел на Вас и сказал, что Вы можете делать в жизни только одну вещь? А может, Вы сваливаете на Бога собственную ограниченность?» (Чип Хиз Дэн Хиз «Ловушки мышления»)
Существует много инструментов, при помощи которых можно узнать себя лучше и научиться опираться на свои сильные качества.
Один из инструментов для создания сияющей легенды о Вас, помогающей изменить жизнь к лучшему – метафорические ассоциативные карты.
С их помощью можно увидеть свои возможности и ограничения, вывести роли и субличности из тени на арену жизни и сделать своими союзниками и помощниками на пути к ЖИЗНИ СВОЕЙ МЕЧТЫ.