articles
Человек обращается к психологу со своей проблемой и очень важно на какой результат он рассчитывает и какие действия специалиста он ожидает. Если специалист безупречно владеет методиками и понимает суть проблемы, но не учитывает ошибочных, а может быть даже абсурдных ожиданий клиента, и действует исходя из объективного представления о ситуации, он может получить в итоге негативную эмоциональную реакцию клиента.
Для понимания ситуации можно рассмотреть несколько типичных заблуждений клиента:
♦ клиент обычно уверен в том, что причина его несчастий кроется во внешней среде, снаружи;
♦ клиент искренне считает, что в его бедах и неприятностях виновны обстоятельства или другие люди, которые эти обстоятельства создают;
♦ клиент ожидает, что специалист даст ему «волшебную пилюлю», которая решит все его проблемы. Волшебная пилюля может заключаться по мнению клиента в ценном совете, специальном упражнении или таком секретном приеме, который изменит все окружающие обстоятельства.
Задача психологического консультирования – дать клиенту возможность понять, что причины его проблем находятся в нем самом, в его внутреннем мире, хотя и связаны с окружающим миром. Психолог должен настроить клиента на работу над собой и поверить в самого себя и в успех совместной работы со специалистом.
Психологическое консультирование призвано повлиять на клиента таким образом, чтобы он осознавал собственную ответственность. Общение с психологом помочь выявить внутренние резервы и сформировать способность самостоятельно принимать решения. Среди целей подобной консультации – мотивировать клиента таким образом, чтобы он стремился повысить свой потенциал к саморазвитию.
Суть работы психолога с клиентом не в готовых решениях, которые есть у специалиста и он должен их передать, а в помощи своему клиенту в осознании происходящего. Цель будет достигнута, если человек поймет причины сложной ситуации и научится справляться с ними.
А волшебные пилюли у специалиста всегда есть. Это различные психотехники, которые есть в каждом направлении психологии. Но применять их целесообразно и рассчитывать на их эффект можно лишь тогда, когда человек поверит в успешный результат консультирования и в свои возможности добиться успеха.
Специалист понимает, что клиент, изложив суть своей проблемы, ждёт готовых решений и конкретных рекомендаций. И такие приемы и рекомендации у специалиста имеются и он в ходе консультации будет их применять, но сначала надо не только провести диагностику проблем и найти причины сложившейся ситуации, но и достигнуть единства взглядом с клиентом на проблему. А это можно достигнуть не авторитетом специалиста, а принятием клиента и установления с ним доверительных отношений.