Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Танатотерапия - новое слово в психологии.



ТАНАТОТЕРАПИЯ (от греч. "Thanatos" - смерть и "therapia" - лечение, уход, забота; акцент делается на двух последних значениях) - это система и метод ориентированной на тело психотерапии, или телесной психотерапии. Автор - психолог, один из ведущих телесно-ориентированных/телесных психотерапевтов России Владимир Юрьевич Баскаков. В танатотерапии с клиентом (пациентом) работают индивидуально или группой (1-3,4 танатотерапевта).

Название Танатотерапия отражает особенности этого вида телесной психотерапии: в то время, как внешний вид тела пациента/клиента ассоциируется с телом только что умершего человека (неподвижно, расслаблено, тяжело), в его глубинах активизируются базовые биологические, а значит, жизнеутверждающие процессы. Поэтому вряд ли можно считать обоснованным такой перевод названия как «лечение смерью», скорее, наоборот - «лечение жизнью» через внешние признаки смерти.

Танатотерапия появилась в конце 80-х годов. Концепция Танатотерапии напоминает философские концепции древних школ мудрости, в которых «практиковали жизнь», помня о смерти. Для древних это значило, что признаки жизни можно познать только через наблюдение признаков ее противоположности – смерти (умирание зимы означает наступление весны; «умирающее» в земле зерно, прорастает и превращается в колос; куколка превращается в бабочку; душа, покидая тело, освобождается и «превращается»). В равной степени это было справедливо и для проживания душевных процессов: в душевной (как теперь принято, - психической) реальности человек может обнаружить признаки «смерти» - стагнацию, ступор, страхи - и их причины. Таким образом, пребывание в контакте с внешними и внутренними «процессами смерти и умирания», сообщало познающему полноту и краски жизни. Цель Танатотерапии лежит в той же плоскости, а технически это осуществляется через внешнее обездвижение тела (признак смерти), которому сопутствует выраженное внутреннее «движение» психологических и телесных процессов (признак жизни).

Следовательно, Танатотерапию можно считать особым видом психотерапии, направленным на установление утраченного контакта с естественными процессами жизни через процессы смерти и умирания. Эти процессы сопутствуют базовому стремлению к жизни (инстинкт жизни = избегание смерти, которое возможно только при наличии контакта с феноменом смерти, или подлинного знания о ней), они же запускаются и в последние мгновения жизни человека на земле. На сегодняшний день мы вынуждены констатировать потерю контакта с фундаментальными процессами ("что есть жизнь и что есть смерть"), которая во многом обусловлена условиями жизни, темпами и ценностями современного цивилизованного общества.

Темпы, ценности и условия жизни современного цивилизованного человека способствуют разобщению человека с его жизненным ресурсом, разрастанию страха смерти как страха жизни и подмене подлинного суррогатом. К тому же в этой жизни так много насильственной смерти, "смерти-монстра" (насилие, войны)! И потому человек не склонен замечать позитивного - естественного, трасформирующего - присутствия знаков смерти во всех проявлениях жизни (см. выше).

Такая "нефилософичность" современного человека порождает разновидности страха смерти: страх изменений, потерь, расставаний и других явлений и процессов, имеющих смысл окончания и/или перехода. По сути такой страх - это страх жизни, в которой "смерть" выступает механизмом, преобразующим ее. И потому на исходе своих дней человек не готов к встрече с природосообразной, закономерной смертью, воспринимая ее как персональную конечность. И эта неготовность активизирует сильнейшие чувства, потрясающие тело, не способное абсорбировать такое количество мощной энергии.

Именно поэтому задача Танатотерапии - оказание специфической помощи, заботы и поддержки телу (therapy). Именно поэтому акцент в танатотерапии делается на работе с телом. Это касается работы не только с терминальными умирающими, но и с обычными клиентами, ведь наличие разновидностей страха смерти и умирания усложняет доступ к жизненному ресурсу и искажает структуру природосообразного страха смерти. Тогда он болезненно разрастается, проявляясь посредством четырех базовых психологических/психосоматических проблем цивилизованного человека. Эти проблемы охватывают своим влиянием всю психику и все тело: проблемы сильных чувств - руки, сверхконтроля сознания - голова, межполовых взаимоотношений - паховая область и опор - ноги. Образуется порочный круг. Поэтому работа по установлению контакта с базовыми процессами в танатотерапии ведется во всем круге базовых психологических/ психосоматических проблем. Танатотерапия не только метод оказания специфической помощи, но и мощное средство для получения трансцедентного и трансперсонального опыта - важной части духовного развития.

В основе метода танатотерапии лежат целительные биологические реакции (они организуют и корректируют общий энергобаланс, запуская процессы саморегуляции). Условия для их проявления возникают благодаря всей обстановке работы с клиентом (пациентом), характеру приемов и особому подходу ("body-tuning" - "настраивание" разбалансированной внутренней реальности через "настраивание" тела). В танатотерапии, в отличие от многих методов телесной психотерапии, исключается отреагирование чувств; этот подход имеет концептуальный характер и обеспечивает более полное понимание взаимосвязи событий в индивидуальной истории жизни. Все вышеперечисленное приводит к снятию психического напряжения, максимальному обездвижению и тотальному расслаблению тела (основательное "заземление"), чем создаются условия для безопасной (не разрушающей) встречи-контакта с причинами страха смерти. Эти же условия способствуют постепенной трансформации болезненных переживаний и представлений. В состоянии такого тотального расслабления тело с виду напоминает тело человека, умершего естественной, "правильной" - природосообразной - смертью (на лице появляется выражение полного спокойствия, само тело становится "объектным", обездвиженным, выраженно расслабленным, очень тяжелым). Поэтому танатотерапевтический процесс можно считать моделированием (не имитацией) процесса "правильного умирания" (П.Флоренский), о котором необходимо сказать несколько слов.

КУЛЬТУРА ПРАВИЛЬНОГО УМИРАНИЯ

Культура "правильного, естественного умирания" имела особенно прочные корни в России. Ясное понимание наличия процессов умирания и смерти в природных и социальных актах отражалось в размышлениях о закономерности собственной кончины. Ежедневно на сон читалась молитва, в которой обязательными были слова, свидетельствующие о том, что человек на время сна "вверял дух свой" Господу и просил о помиловании души. Эти слова - свидетельство готовности быть призванным по соизволению Божию "на тот свет" и прошение об отпущении грехов на тот случай, если смерть застанет во сне. Следовательно, и сам процесс сна опосредованно воспринимался как малая смерть (бессознательное состояние). Нормальным явлением также считалось предуготовление для себя особой одежды, традиционно необходимой в этой ситуации. Такая одежда хранилась отдельно от ежедневно носимой одежды и внешне отличалась от неё.

"Как верно то, что мы все должны умереть! что эта жизнь в сравнении с вечностию - ничего не значущее мгновение! Никто из человеков не остался бессмертным на земле", - писал Святитель Игнатий Брянчанинов. Требовательное к себе отношение (душевная самокоррекция, духовное бдение, или "бдение над собой" - Св.И.Брянчанинов) считалось основным и лучшим способом помнить о смерти. И наоборот, память о смерти (memento mori!) способствовала "бдению над собой". В то же время прижизненной необходимостью считалось обучение навыкам правильного умирания. "Человек умирает только раз в жизни и потому, не имея опыта, умирает неудачно; .... надо приобрести навык умирания, надо выучиться ...умирать ещё при жизни, под руководством людей опытных, уже умиравших. Этот-то опыт смерти и дается подвижничеством", - так писал О.Павел Флоренский.

Не вполне понятная для нашего поколения мысль О.Павла Флоренского означает умение погружаться всею душой в духовные миры, отбрасывая наносное, поверхностное, суетное, мгновенное. Насколько можно судить, глубокая религиозность народа, активная "включенность" в жизненные процессы и терпеливое отношение к трудностям и лишениям действительно способствовали постоянству определенных духовных ценностей и представлений о жизни. Оттого-то и настрой души по отношению к факту собственной смертности отличался от нашего: смерть приравнивалась к заслуженному отдыху души после трудов, и человек телесный подходил к последней черте со спокойной готовностью, но с трепетом, который обуславливался мыслью о возможных душевных недоработках в жизни. Смерть свою он считал великим природосообразным переходом, восхищением, и потому она была для него естественной и правильной, т.е. спокойной и легкой для тела и души (об этом свидетельствовали выраженная расслабленность тела человека, отсутствие агонии и выражение благодати на его лице).

Таким образом, культура т.н. "правильного умирания" представляла собой культуру правильной , пронизанной духовностью, жизни. Страх самого перехода в иной мир ("нетленный" - не телесный, или духовный), т.е. страх смерти, как правило, отсутствовал.

В танатотерапии "моделирование процесса правильного умирания" (максимальное обездвижение, выраженное расслабление тела и снятие психического напряжения), позволяет обнаружить причины страха смерти (или его разновидности). Как правило, эти причины находятся не в плоскости смерти, но в плоскости жизни (хоть и нельзя отрицать, что страх смерти сильнее любого другого страха). Танатотерапия как метод позволяет вести работу в безопасном режиме сразу со всем кругом базовых проблем (см. выше), которые являются одновременно и причиной, и следствием "страха смерти". В результате такой генерализованной и, в то же время, деликатной работы происходит постепенная гармонизация раэбалансированных представлений и состояний. И это также является своеобразным "правильным умиранием" того, что отжило свой срок.

Если обращение к культуре правильного умирания обосновано в работе с психологическими или психосоматическими проблемами, то тем более оно оправдано в тех случаях, когда в помощи нуждается безнадежно больной, умирающий человек. Ведь при тяжелых, смертельных заболеваниях (онкологических, СПИД'е и др.) человеку вдвойне трудно справиться с "ситуацией" смерти, в то время как именно он вынужден умереть гораздо раньше отпущенного срока. И уж, конечно, смерть его не является правильной (естественной, природосообразной). В этих условиях человеком овладевают двойственные чувства: протест и желание покоя. Однако, они не исправляют ситуации, но лишь способствуют высочайшим психическим и телесным напряжениям. Поэтому приведение психики и тела умирающего человека в состояние гармонии (т.е. "правильного умирания") видится как мощное средство, облегчающее неизбежный конец.

В завершение хочется подчеркнуть: в наше время существенно искажены представления о бытии, и в этом - его отличие. Смерть - факт Жизни, поэтому она может и должна быть только правильной и естественной. "Смерть-монстр" - герой сегодня, но такой герой плодит войны, насилие и террор.

НАЗНАЧЕНИЕ ТАНАТОТЕРАПИИ

Танатотерапия, как особый метод воздействия на широкий круг проблем человека, предназначена для применения в самых разных случаях:
• при любых страхах, и прежде всего - страхе смерти и страхе перед трудностями жизни
• при нарушениях сна
• для достижения максимально расслабления
• в работе с умирающими
• при оказании помощи семье умирающего
• при оказании помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях
• во время беременности (установление более полного контакта с биологическим телом и новой жизнью в этом теле - ребенком)
• в комплексном лечении бесплодия и невынашивания беременности
• при сложностях в сексуальных отношениях
• в комплексном лечении сексуальных расстройств
• при некоторых психических заболеваниях и психопатиях
• при неврозах
• в качестве реабилитации кризисных состояний
• в реабилитационный период при любых внутренних болезнях и после операций на внутренние органы и опорно-двигательный аппарат
• при ДЦП, особенно напряженной формы
• для более полного понимания и чувствования себя
• в группах личностного роста для переживания трансперсонального опыта.
Такой спектр применения танатотерапии обусловлен её концепцией, особенностями приемов и метода (подхода). Это же определяет генеральную линию Института танатотерапии, его цели и задачи.

www.thanatotherapy.ru






Наталья |
Подскажите как получить квалифицированную помощь танатотерапевта? Я проживаю во Владивостоке, в силу обстоятельств последних четырех лет мне срочно и крайне необходима помощь специалиста по танатотерапии. Прошу ответить мне обязательно
Юлия |
танатотерапия в Киеве
http://www.psy-mind.com.ua/psy-services/tanatos/
Андрей |
Добрый день!У меня есть необходимость и острое желание провести обряд "похороны воина" для чего нужно присутствие танатотерапевта???
Ірина |
Доброго дня.Чи можу знайти танатотерапевта у Львові?
Показать все комментарии

Добавить новый Комментарий


Психолог Артюхова Мария Андреевна

Артюхова Мария

Клинический психолог, психолог-консультант. Применяю в работе методы транзактного...
Психолог Клячин Кирилл Александрович
Консультация по Skype

Клячин Кирилл

Психология - это прежде всего внутренний мир человека, его чувства, эмоции. Когда мы...
Психолог Сибирева Ирина Яковлевна

Сибирева Ирина

Психолог-консультант, работаю онлайн, только со взрослыми
Психолог Каракаптан Юрий Витальевич
Консультация по Skype

Каракаптан Юрий

Психотерапевт, работаю в направлении когнитивно - поведенческой терапии.(КПТ)
Психолог Коновалов Андрей Евгеньевич
Консультация по Skype

Коновалов Андрей

Психолог, клинический психолог, психотерапевт, провожу индивидуальные консультации и...
Психолог Мустафин Руслан

Мустафин Руслан

Психолог гуманистической направленности. Индивидуальное консультирование взрослых.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍