articles
Современные научные исследования связывают появление ранней детской травмы с нарушением нормального развития ребенка до трехлетнего возраста. Если ребенок в первые годы своей жизни столкнулся с одним или несколькими повторяющимися тяжелыми эмоциональными событиями, при наступлении которых он не получил заботу и поддержку от матери или других воспитывающих фигур, то формирование его личности происходит под воздействием травмирующего опыта, который в последствии негативно отражается на социализации и адаптации в обществе. Одним из признаков ранней детской травмы является нарушение привязанности: в детском возрасте ребенок может испытывать затруднения в формировании эмоциональной связи с родителями или другими близкими и значимыми людьми. Во взрослом же возрасте это могут быть трудности в построении личной жизни, учебе и карьере. И не стоить во всем винить родительские фигуры, причины возникновения ранней детской травмы могут быть абсолютно разнообразные, среди основных, можно выделить три:
Важно отметить, что различные виды ранней детской травмы могут иметь разные последствия и требовать специфического подхода к помощи и поддержке. Большинству клиентов с детской травмой достаточно интеллектуальных техник, однако, при более сложных проблемах этого будет недостаточно. С рядом клиентов интеллектуальных техник будет мало, потребуются экспериментальные или "эмоциональные техники". Одной из таких психотерапевтических техник помощи является рескриптинг - реструктурирование ранних воспоминаний.
Шаги техники рескриптинга в воображении: 1. Релаксация (безопасное место) 2. Вызываем в воображении актуальную болезненную ситуацию и связанные с ней переживания 3. Аффективный мост 4. Краткое исследование детской ситуации 5. Вводим в воображаемую ситуацию "помогающую фигуру" 6. Устранив опасность, усиливаем чувства безопасности и привязанности 7. Переносим эмоциональное разрешение детской ситуации на текущую ситуацию в жизни клиента
Поделюсь своим опытом из практики (с разрешения клиента). Виктор обратился ко мне с фобией: страхом ситуаций, связанных с выступлением. При помощи техники рескриптинга, в воображении клиента были возрождены воспоминания, связанные с событием из раннего детства. Виктор припомнил, что похожее эмоциональное и телесное состояние он испытал однажды в детском саду, когда был наказан нянечкой – стоял весь тихий час перед группой в майке и трусиках, а дети смеялись и шутили над ним. В процессе рескриптинга события прошлого клиента были скорректированы таким образом, чтобы помочь противостоять негативному влиянию оригинального воспоминания на текущую жизнь. Факты прошлого были не просто изменены, произошла переоценка когнитивных и эмоциональных аспектов, связанных с травмирующим воспоминанием. Техника рескриптинг помогла Виктору по-новому взглянуть на произошедшие события, иначе интерпретировать их и пережить с новыми эмоциональными ощущениями. Поведенческие эксперименты, которые Виктор проводит в настоящее время в терапевтических целях показывают положительную динамику, что особенно радует нас обоих. Здесь еще хотелось бы отметить, что рескриптинг является техникой психотерапии, которая подходит далеко не всем и может быть использована не для всех случаев. Рескриптинг рекомендуется проводить под руководством квалифицированного специалиста, так как это требует определенных навыков и знаний в области психотерапии. Берегите себя и своих близких!
|