articles
В современной философии активно обсуждается проблема виртуальной реальности так, как будто она является новым измерением в жизни человека и нуждается в особом осмыслении. Тем не менее, если задуматься о её природе, виртуальная реальность представляет собой своего рода дополнительную реальность к нашей повседневной обыденности, а такая дополнительная реальность была всегда. Это мечты человека и его фантазии, письма, продукты творчества и воображения. К тому, что происходит в реальной жизни по факту, человек обычно достраивает дополнительное смысловое измерение - свои интерпретации, мысли и чувства по этому поводу. В деструктивном варианте это может вылиться в бесплодное фантазирование, слухи или сплетни, а в конструктивном - в продукты творчества и трамплин для духовного развития.
Сама природа человека состоит в том, чтобы создавать для себя дополнительную символическую реальность. А эта реальность может вести как к росту, так и к упадку. С появлением виртуальной реальности создавать для себя дополнительные символические миры стало проще, т.к. для этого появился инструмент. Проще обменяться с друзьями мгновенными сообщениями, написать пост, создать картинку, и обмен информацией стал быстрее. В связи с этой быстротой обострились те же опасности, которые были с человеком всегда - уйти с головой в мир своих фантазий и потерять связь с реальностью. Абсолютный уход в мир фантазий граничит с психозом и опасен для жизни человека, но в то же время жизнь человека без фантазий и символических интерпретаций происходящего также пуста и бессмысленна, поэтому в том, как человек обращается с природой своего воображения, важен баланс.
Если вернуться к виртуальной реальности, в ней высок риск не заметить, когда этот баланс нарушается. Например, в виртуальных переписках с друзьями можно долго обсуждать одну и ту же историю, а со временем заметить, как она обрастает всё новыми подробностями и интерпретациями. Таким образом, от происходящего в реальной жизни мы становимся всё дальше. И, возможно, самой истории уже нет, но она продолжает зачем-то жить как в виртуальном пространстве, так и в мыслях рассказчика, отнимая его энергию, которая могла бы пойти на то, чтобы строить настоящее, или на новые фантазии. Постепенно пересказываемая много раз история рискует превратиться в фантом, а рассказчик - обнаружить себя в пустом пространстве, в котором, кроме плода его воображения, нет ничего.
Виртуальные диалоги содержат в себе ту же самую опасность. В них легко запутаться, поссориться или, напротив, ложно сблизиться, неверно понять друг друга. В них есть текст или изображения, но нет мимики, жестов, интонаций, и в итоге, с психологической точки зрения, в них открывается огромное пространство для проекций. Даже простое "привет" со стороны виртуального собеседника можно прочесть очень по-разному - в зависимости от эмоционального состояния того, кто это читает. Это может быть прочитано пренебрежительно, злобно или, наоборот, тепло и приветливо. А в зависимости от того, как это будет прочитано, и пойдёт дальнейший диалог, в котором также есть вторая сторона, которая тоже может приписывать тексту свои эмоциональные состояния. Если поддерживать такое общение слишком долго и не знать или плохо знать друг друга в реальной жизни, обе стороны рискуют провалиться в зазеркалье своих проекций, так и не встретившись друг с другом в экзистенциальном смысле.
С психологической точки зрения, в виртуальном пространстве также есть проблема идентичности. С одной стороны, это возможность создавать свою идентичность из ничего - придумывать себе имена, ники и виртуальный образ, но, с другой стороны, не только человек формирует свою виртуальную идентичность, но и она, в свою очередь, начинает формировать его и влиять на него реального. К примеру, завёл человек виртуальный дневник с грустным фоном и пишет там грустные посты. Со временем у этого дневника появляются читатели, и в нём разворачивается общение. Социализация закрепляет идентичность, и человек начинает внутренне меняться - пропитываться атмосферой созданной им виртуальной идентичности, думать и действовать, как этот образ, что может значительно ограничивать его свободу самораскрытия и саморазвития. Например, в случае грустного дневника человек может лишь глубже увязнуть в своей депрессии, поддерживая образ и связанную с ним социализацию, вместо того, чтобы опереться на поддержку и преодолеть её.
В свете проблемы виртуальной реальности также интересно было бы задаться вопросом: а кто, собственно, есть моё виртуальное "я"? И "я" ли это настоящий? Тот, кто пишет посты и тексты, формирует определённый стиль и атмосферу, делает подборку тех или иных картинок. Если вдруг всё это будет стёрто, то что останется? И для многих современных людей катастрофично было бы утратить свои виртуальные образы и идентичности. Для того, кто глубоко погружён в виртуальную реальность и потратил на неё много лет, катастрофично, например, потерять своего персонажа в игре, на создание которого ушло столько ресурсов. Точно так же тяжело может быть лишиться своей виртуальной страницы или возможности вести её по каким-то причинам. Но не делает ли эта зависимость от виртуальных образов человека более уязвимым? С одной стороны, с их помощью он бежит от реальности и создаёт вместо неё альтернативный мир, в котором всё лучше - люди вежливее, небо и звёзды - ярче, но, с другой стороны, этот мир вовсе не является таким безопасным, как кажется. Помимо того, что он хрупок и не вечен сам по себе, он таит в себе внутренние психологические опасности - например, утратить связь со своими реальными и земными опорами для тех, кто предпочёл разместить их в столь эфемерном пространстве.