articles Возрастной кризис: дорога обретений и потерь (по Э.Эриксону)
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Возрастной кризис: дорога обретений и потерь (по Э.Эриксону)



Возрастные кризисы похожи на дорогу  -  идя по ней, мы терям и обретаем...

Мне часто приходится иметь ввиду вопросы возрастных кризисов в контексте работы. Есть некие природные, психобиологические закономерности нашего развития, которым мы, так или иначе, подвержены. Знание и понимание их влияния на нас может помочь справиться с многими душевными и практическими трудностями. Потому будет удобно и наглядно вынести описание возрастных кризисов в отдельную статью.

Возрастной кризис: дорога обретений и потерь (по Э.Эриксону)

Оттолкнуться в описании возрастных кризисов я решила от концепции Э.Эриксона (не того, что гипнолог Милтон Эриксон, но тоже очень хорошего Эриксона))) , которую буду дополнять другими.

Начать с него, а не с великого З.Фрейда решила потому, что З.Фрейд больше видел причиной детство, а Э.Эриксон рассматривал каждый этап в более богатой системе взаимосвязей с социумом, нашим окружением. Он основывался на учении З.Фрейда, но ставил центральной идеей формирование идентичности личности, которая развивается через включение в различные социальные связи и контексты.

Э. Эриксон полагал, что на каждом возрастном этапе есть определенная точка напряжения  - точка потенциального изменения, перехода одних качеств в другие (новую их форму). В нашем Я возникают новые противоречия (или начинают осознаваться) и это толкает нас к новым поискам новых решений - развитию.

"Новые решения" - это новые структуры в нашей психике, которые созревают в результате кризиса...или не созревают. Если мы "созрели" и освоили уроки этого этапа, то мы стали более сильными, целостными и готовы к встрече с новым возрастным кризисом. Если нет - то мы можем "застрять" в кризисе и довольно на долго.

При этом для решения задач, которые ставит этот кризис, мы будем использовать регрессивные формы поведения, проще говоря старые, незрелые, "детские", одним словом - неподходящие. И это может вызывать массу субъективных переживаний и страданий, т.к. мы кажемся себе слабее ситуации, заложниками внешних событий, жертвами жизненной несправедливости или просто неспособными решить те задачи, через которые проявляется  кризис. Оно и понятно - детским совочком переносить кучу песка ой как долго, муторно и неудобно.

Прохождение кризисов - словно строительство дома, в них важна последовательность: плохо сделали фундамент - стены встали криво, стены кривые - крыша "едет" =). То есть чем успешнее пройден один кризис - тем больше шансов успешно справиться со следующим. При этом уже после первого результативного прохождения кризиса в психике запечатляется эта возможность: возможно справиться с трудностями, "справился раз - справлюсь снова", "со мной такое уже было, это можно решить" - это приободряет как на уровне сознания, так и на уровне бессознателього)))

Сразу добавлю оптимизма! Э.Эриксон полагал, что со временем можно "вернуться" (например в психотерапии) к предыдущим этапам и "прожить их как надо", но своевременное прохождение кризисов желательнее (полагаю тогда этому сопутствует меньшее количество эмоциональных переживаний)

Важно отметить, что слово "кризис" употребляется не для того чтобы напугать и вызвать ощущение катастрофы, а для того чтобы обозначить важность этапа, переход от чего-то старого к новому, потенциальную точку роста, развития.

Важно: то, что сформировалось в каждой стадии, влияет на формирование в последующих, но и то, что происходит потом, влияет на то, что уже было сформировано.

Возрастные кризисы / Кризисы возраста / Возрастная периодизация Э.Эриксона.

1 стадия - до 1 года - доверие / недоверие. Основным смыслом этого этапа является развитие социального взаимодействия: формирование либо базового доверия к миру, либо недоверия. Доверие, которое человек испытывает к миру в целом, другим людям и к самому себе! На формирование этого доверия (недоверия)  во многом влияет воспитание - забота, уход, отзывчивость родителей на потребности ребенка. Если на призыв малыша откликаются - формируется умение доверять, если нет - подозрительность, настороженность, опасливость, потерянность. Это обретение остается с ним дальше в жизни.

Как уже писала выше, преодолеть недоверие и научиться доверию можно будет и на последующих этапах, например в школе, получая новый опыт взаимодействия со сверстниками. Однако, бывают и обратные ситуации, ребенок, научившийся теплу и доверию в семье, может столкнуться с болезненным опытом в школе или в связи с изменившейся обстановкой в семье (развод, смерть родителей и тд). Но и с этим он тоже сможет справиться - жизнь всегда дает нам шанс, дальше все зависит от нас!

2 стадия - с 1 года до 3х лет - самостоятельность / нерешительность. Задача этой стадии - научиться самостоятельности. В этот период происходит развитие моторных и физических способностей, ребенок учится управлять своим телом и удовлетворять через это свои желания, познавать себя и окружающий мир, стремится делать все САМ! Если родители относятся к этому с терпением и пониманием - дают делать малышу то, с чем он может справиться, не торопят, не ругают - то у ребенка формируется уверенность в себе, чувство управления своим телом, своими побуждениями и, отчасти, окружением. Так формируется чувство самостоятельности и чувство умения управлять собой.

Если родители раздражительны, нетерпеливы, подгоняют и ругают ребенка, делают за него то, с чем он справился бы сам, то ребенок начинает сомневаться в себе, стыдиться, испытывать робость и нерешительность. Безусловно в жизни бывают разные ситуации! Если торопливость, раздражительность и ограничения не основная стратегия воспитания, то ребенок вполне может справиться и адаптироваться к этому. А вот если порицание за казусы в туалетных делах, разбитую тарелку, надетые наизнанку колготки становятся обычным делом - тогда ребенок становится неуверенным, испытывает чувство неспособности управлять собой и окружающим миром.

3 стадия - 4-5 лет - предприимчивость и произвольность / чувство вины. К этому времени ребенок уже многому научился, овладел различными навыками, здесь речь идет уже не о подражании действиям взрослым, а о самостоятельном создании себе занятий. И в этом он начинает проявлять свою фантазию, изобретательность, предприимчивость (это касается и речи, и действий).

И снова многое зависит от родителей. Если они поощряют инициативы ребенка, отвечают на его вопросы, объясняюта не дают команды, когда действия ребенка надо скорректировать, то это подкрепляет его предприимчивость. Если родители не поощряют детскую активность, не восхищаются его первой "мелодией", сыгранной на детском пианино, не радуются его рисункам, а показывают, что его действия не интересны, не желательны, а то и вредны, то малыш чувствует себя бестолковым, "не таким", неправильным и в нем укрепляется чувство вины, которое он выносит в следующие стадии.

4 стадия - 6-11 лет - умелость / неполноценность. Интересное время - начало школьной жизни. И не просто так дети идут в школу именно в этом возрасте - в это время они готовы к развитию дедукции, к усвоению социальных норм и правил (воплощением которых, во многом, является школа), к новой социализации - играм, общению со сверстниками иного, более взрослого характера, где большую роль играют правила, соотнесение своих и чужих действий, прав, возможностей и т.д. Ребенку становится особенно интересно как устроен мир, в нем просыпается дух исследователя, изобретателя.

В результате освоения всех этих новых занятий, собственного сравнения себя с другими и столкновения с оценкой себя окружающими, у ребенка формируется либо чувство умелости, либо чувство неполноценности. Если родители поощряют стремление детей изучать что-то, делать что-то руками (шить, мастерить, собирать/разбирать)  и побуждают их завершать начатое дело, хвалят результат, то ребенок становится увереннее в своей умелости. И напротив, если родители игнорируют старания своего чада, а то и девальвируют значимость результатов его труда, то ребенок ощущает свою неполноценность.

С этого этапа добавляется кое-что новенькое! Теперь то или иное представления о себе у ребенка подкрепляется не только родителями, но и окружением сверстников, школой (и другими социальными институтами). Если родители не хвалят его рисунки дома, то он может почувствовать уверенность в своих способностях благодаря похвале и положительной оценке от сверстников, от учителей. Если в школе ему сложно найти положительный отклик и поддержку, то он может получить их дома, в кружках, если не у одноклассников, то среди друзей во дворе и т.д. Так личность обретает баланс между чувствами умелости и неполноценности.

Возрастной кризис: дорога обретений и потерь (по Э.Эриксону)

 

5 стадия - 12-19 лет - идентификация личности / путаница ролей. И снова очень интересный и важный период жизни. Генитальная стадия по Фрейду. Согласно классическому психоанализу, это период "любви и ревности" к родителям (вспоминаем комплексы Эдипа и Электры и т.д.) с одной стороны и прохождение "гомосексуального" этапа с другой (внимание и интерес к человеку одного пола - сверстнику, учителю, популярной личности) с другой. Создаваемые этим напряжения успешно решаются тем, что внимание постепенно переходит на сверстников противоположного пола, и тут уже идет начало проявления сексуальности в привычном нам смысле слова.

Э.Эриксон не совсем соглашался с таким видением - он делал акцент на том, что в это время созревает множество физиологических и психологических функций, результатом этого является множество новых желаний, побуждений, мыслей, фантазий, чувств и ощущений, с которыми подростку приходится справляться. Подросток учится по-новому понимать не только себя, но и других людей, мир. Время фантазий, идеализма, максимализма.

Отсюда формирование нового образа мыслей, отношения, мнений, которые ему интересно сравнивать, или даже противопоставлять, мнениям и взглядам других людей.

Через это сравнивание и противопоставление картин мира подросток формирует свою идентичность: "я такой как те и не такой как эти".

Э.Эриксон полагал, что главной задачей здесь является формирование идентичности. Подросток балансирует между формированием представлений о себе, идентификации своего Я и путаницей ролей (ребенка, ученика, друга, любителя определенных занятий, увлечений и т.д.). Ему важно обобщить и интегрировать представления о самом себе в единую структуру, образ. Чем успешнее он это делает - тем целостнее Я, гармоничнее личность. Тем меньше конфликтов и противоречий он в себе чувствует, ему легче ставить цели, он чувствует единую логику в своих мыслях и поступках.

И напротив - в дискретном, спутанном Я царствует напряжение и потеря опоры. Такому человеку сложно понять куда и зачем он идет, что значат его собственные шаги на этом пути. Ему легче самообмануться, контакт с собой размытый.

Влияние родителей в этом периоде гораздо меньше. Если они помогли справиться с предыдущими этапами, то здесь подростку уже гораздо легче справиться самому. Но если ребенок не получил должной поддержки от родителей на предыдущих этапах и им овладевает чувство собственной неполноценности, стыда и вины, то обрести четкий и прекрасный образ Я ему будет трудно и эта задача растянется на последующие этапы. Или же он будет строить этот образ "от обратного" - пытаться стать противоположностью того образа, которого от него ждут. Стоит ли говорить, что есть сомнения в истинности такой идентичности и ее надежности?

6 стадия - 20-25 лет - близость / одиночество. В этот период особенно развиваются две важные сферы в жизни любого человека: любовь, создание семьи и начало трудовой деятельности.

Согласно Э.Эриксону, во многом от от успешности освоения этих двух сфер жизни, человек приходит либо к чувству близости, либо к чувству одиночества. Под близостью он понимал (и в физическом, и в эмоционально-духовном смысле) не только отношения, основанные на сексуальности, но и дружбу.

Близость - это способность заботиться о другом человеке, отдавать без боязни потерять себя и остаться в дефиците.

Если человек видит в построении отношений с другими собственные ограничения (например, благодаря неудачному прохождению прошлых этапов), то тогда, как полагал Эриксон, его "выбором" становится одиночество, если и не в прямом смысле, то чувство одиночества - невозможность разделить свою жизнь с кем-то, отсутствие свидетеля жизни.

Большое влияние на эти процессы (справедливости ради - на прошлые этапы тоже) оказывают, что называется, био-гео-социальные факторы: географические, политические и пр. события, культура, особенности места проживания, окружение и т.д.

7 стадия - 26-64 года - общечеловечность / самопоглощенность. Взрослость, зрелые годы. Формирование зрелых отношений с партнером, дети становятся взрослыми, достижения в труде. Согласно Э.Эриксону, прохождение этого (довольно большого) периода приводит либо к тому, что человек задумывается о глубоких смыслах жизни, о судьбе человечества в целом, жизни будущих поколений и видит себя и свою жизнь частью вклада в это будущее (чувство новой интегрированности, продолжение себя в будущих поколениях), либо к тому, что человек погружается в удовлетворение собственных потребностей, при этом важно, что он не всегда способен чувствовать удовлетворение, потребности не всегда могут обозначаться верно - ввиду отсутствия истинного контакта с собой и понимания своих желаний (см. прошлые стадии).

8 стадия - 64 года- ... - цельность / безнадежность. Дети выросли, трудовая деятельность, как правило, заканчивается, забота о внуках. Эриксон полагал, что здесь формируется либо чувство цельности, либо человеком овладевает чувство безнадежности.

Если, вглядываясь в прошлое, человек видит его цельным и чувствует связь с ним в настоящем моменте, то он испытывает удовлетворение и приходит к цельности. Если оглядываясь назад, он видит разочарования и боль, неоправданные ожидания и нереализованность, то он приходит к безнадежности.

Спасибо за внимание, надеюсь было интересно! Должна отметить - даже прочтение этой статьи - хороший мотив к обретению цельности! =)

#психология #кризис #психологическая помощь #гипноз #возрастные кризисы #развитие личности #смысл жизни #кризис возраста #психолог в подольске #возрастные изменения






Об авторе статьи

`
Дергилева Ольга Сергеевна

Рейтинг психолога: 7 7

Дергилева Ольга Сергеевна

Психолог, гипнолог, кандидат психологических наук, использую эриксоновский гипноз и эриксоновскую психокоррекцию, опираясь на психодинамический и экзистенциальный подходы.
Город: Подольск Стоимость приема: 3500 рублей
  •   Депрессия
  •   Зависимости
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Сновидения
  •   Страхи и фобии
  •   Стресс


Добавить новый Комментарий


Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог
Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.
Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍