articles Выученная беспомощность. Почему мы опускаем руки?
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Выученная беспомощность. Почему мы опускаем руки?



Это состояние человека (или животного), при котором не предпринимаются попытки к улучшению жизненной ситуации, к избеганию негативных стимулов или получению позитивных, хотя такая возможность есть. 

Например, ваши соседи шумят и мешают вам отдыхать. Вы уже сходили к ним и сообщили о своей просьбе убавить звук. Но соседи не прислушались к вам. Вы позвонили в милицию, но там вам тоже не помогли. А история продолжается, соседи стабильно шумят 2-3 раза в неделю и раздражают вас. Но жить вы с этим можете. Вы каждый раз пробуете выстроить с ними диалог и жалуетесь. Через сколько таких вечеров вы «опустите руки» и решите, что это не так страшно, можно и в наушниках посидеть эти 2-3 раза в неделю?

Выученная беспомощность часто проявляется после нескольких попыток избежать или изменить некие негативные ситуации. Если ситуация не решается, наступает отказ от действий, пассивность. И даже когда появляется возможность изменить положение вещей, человек это не делает.

Психолог Мартин Селигман провел очень известный и наглядный эксперимент: он поместил собак в клетки и повергал их слабым ударам тока. Первой группе собак предоставили возможность отключать разряды тока. Для этого они должны были нажимать на специальную кнопку. У второй группы собак такой возможности не было. Вторая группа собак не могла влиять на причиняемые их неудобства.

Через время все собаки были помещены в клетку с перегородкой, через которую любая из них могла легко перепрыгнуть, и таким образом избавиться от ударов током. Собаки из первой группы воспользовались этой возможностью и перепрыгнули на безопасную часть клетки. Но собаки из второй группы вели себя пассивно, а через время смирялись с ударами тока.

В результате был сделан вывод о том, что беспомощность вызывают не неприятные события, а полученный опыт о неконтролируемости этих событий. Как звери, так и люди становится беспомощным, если привыкают к тому, что от их действий ничего не зависит, неприятности происходят сами по себе и на их возникновение в жизни влиять никак нельзя. 

Причины возникновения.

1.      Переживание негативных ситуаций, на которые человек не мог повлиять. Это может быть все, что угодно: скандалы, развод родителей, насилие и т.д. В будущем эти переживания собственной беспомощности человек переносит на не подвластные ему ситуации.

2.      Наблюдение за беспомощными людьми.

3.      Отсутствие самостоятельности. Например, когда родителям проще сделать за ребенка все своими руками, чем дать ему возможность справиться самостоятельно.

От собак к людям.

Человек раз за разом испытывает поражение в чем-то, несмотря на все усилия. Пребывает в ситуации, в которой его действия не влияют на результат. Находится в системе, в которой все время меняются правила и человек получает наказание за попытку к действию. В таких ситуациях пропадает желание что-то делать и человек сдается. Что бы оказаться в этом состоянии необязательно сидеть в клетке и получать удары током. Можно жить в дисфункциональной семье без границ и правил, можно иметь конфликт с учителем в школе и каждый раз получать двойки, можно терпеть неудачи при устройстве на работу и получать отказы без объяснения причин, можно устроиться на работу к начальнику самодуру и т.д. Со стороны, кажется, что разрешить такую ситуацию не сложно, но человек, которой ощущает на себе беспомощность, не может сделать этот спасительный прыжок через перегородку.

Что делать?

1.      Начать делать хоть что-то. Цель: хоть сколько-нибудь вернуть субъективный контроль в свои руки. В этом случае появляется выбор. Это может быть даже что-то незначительное, например, принять решение съесть на завтрак кашу или бутерброд. В ситуации выбора, человек может приступить к исполнению своего решения немедленно. От его решения начинает что-то зависеть уже сейчас. Это собственное решение принятое самостоятельно. Делайте что-нибудь, потому что можете. Чем заняться прямо сейчас, как переставить мебель, чем занять себя в свободные полчаса в воскресенье. Находите как можно больше точек контроля. Ведь обычно проблема заключается в потере контроля и веры в значимость своих действий. Если вы сами делаете что-то, потому что так решили (даже в маленьких количествах) - воля не подавлена.

2.      Фокусируйтесь на успехах. Представление о том, что ничего не получится, я не справлюсь, складывается постепенно раз за разом. Человек фокусируется на том опыте, который подтверждает эти убеждения и перестает видеть исключения: те моменты, в которых он справился. К счастью убеждения можно менять. Можно фокусировать внимание не на негативе, а на своих успехах, на своей ценности. Важно найти те случаи, когда у меня получилось, когда я смог повлиять на ситуацию.

3.      Ставите небольшие реальные цели на будущее и отмечайте их достижение. Например навести порядок на столе. Или сделать важный звонок. Сходить в магазин и купить продукты на обед. Когда вы справитесь с этим, важно зафиксировать эту маленькую победу. Небольшие достижения помогут набраться силы, для достижения более серьезных результатов.

Я важен. Мои действия имеют значения. Я могу влиять на свою жизнь.

P.S. хочу рассказать, почему я вообще решила осветить эту тему. Вчера я ждала электричку. Мимо дедушка с бабушкой везли коляску с ребенком лет трех. Дедушка совершенно спокойным голосом (судя по всему в 125 раз) говорил ребенку: «если ты будешь плохо себя вести, поезд проедет мимо и не заберет нас на дачу». Конечно эта ситуация не совсем про выученную беспомощность, потому что по сути дедушка говорит: «я буду любить тебя, если ты будешь удобен мне». Но все же человек, который вырастет из этого, пока, маленького человека, будет иметь трудности с осознанием своих желаний, с принятием себя и возможно даже с этим состоянием выученной беспомощности. Потому, что усвоит, что он плох и не справится и в какой-то момент перестанет стараться.

А какие примеры выученной беспомощности вы можете привести?

 






Об авторе статьи

`
Андреева Анастасия Владимировна

Рейтинг психолога: 4 4

Андреева Анастасия Владимировна

Специальность: специальный психолог Специализация: клиническая психология
Город: Санкт-Петербург
  •   Вопросы психологии
  •   Вопросы психологии
  •   Детская психология
  •   Отношения
  •   Психология отношений
  •   Страхи и фобии
  •   Стресс
  •   Успех
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Радченко Виталий Сергеевич
Консультация по Skype

Радченко Виталий

Практический психолог, психолог-психотерапевт, консультант. Являюсь адептом...
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.
Психолог Гасанова Нармина Эльхан

Гасанова Нармина

Психолог-консультант , работаю в интегральном подходе




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍