articles
В статье ниже я рассматриваю различие между тем, что я назвал настоящим альтруизмом или служением и тем что я назвал "пластиковым" альтруизмом, который и приводит к насилию и агрессии.
В описании я использую прекрасную модель Колеса согласия, которую предложила Бетти Мартин (bettymartin.org), психолог и коуч из Сиэтла, с которой меня познакомил мой коллега Корогодский Лев. Идея этой модели в том, что если вы находитесь в границах колеса согласия, то вы не нарушаете границы другого и не позволяете нарушать свои границы.
Например, Служение в этой модели - это когда вы делаете что-то для другого именно так как он вас об этом просит: например, муж попросил вас пожарить ему на ужин мясо - и вы берете мясо и жарите его и внутри у вас при этом все хорошо: вы это делаете легко и с удовольствием - то есть вы в этот момент служите мужу, и эту позицию можно назвать настоящим альтруизмом или служением - это тот альтруизм, то служение, о котором как раз и говорят учителя. Яркий пример такого служения и такого учителя - главный герой фильма "Мирный воин".
Если же вы предпочитаете вегетарианскую кухню и считаете, что есть мясо - вредно, а тем более на ночь, но вы все равно, скрипя сердце, с тяжестью на душе идете и готовите мясо - то вы тем самым сами же нарушаете свои границы и выходите из колеса согласия из Служения в Рабство, а муж попадает из Получения - в Эгоизм и Избалованность.
Если посмотреть на эту ситуацию выхода из колеса согласия с точки зрения трансактного анализа, то Рабство - это роль Спасителя в драматическом треугольнике Карпмана, а Избалованность - роль жертвы Жертвы в треугольнике. И именно роль Спасителя, "желание помочь через силу", с "надрывом" - часто можно можно наблюдать у сторонников "излучения добра" и альтруизма, и ее можно назвать "пластиковым" альтруизмом, который как раз и приводит к агрессии? Как думаете, почему?
Потому что когда вы находитесь в одной из ролей драматического треугольника, то рано или поздно в ваших взаимоотношениях с партнером, произойдет переключение ролей. Например, в один из вечеров, когда муж как всегда попросит вас пожарить ему мясо, вы вместо того чтобы жарить мясо - приготовите ему вкусное и полезное блюдо: стейк из зеленой гречки (без мяса) - это будет прекрасное, вкусное блюдо вегетарианской кухни - но это будет не то что попросил ваш муж. В этом случае вы из роли Спасателя перейдете в роль Преследователя в треугольнике Карпмана, а в колесе согласия Вы из Рабства перейдете в Насилие, муж же - из Избалованности в Жертву и это будет частью вашей с мужем психологической игры (подробнее смотрите в статье "Психологические игры")
В заключение, давайте рассмотрим последние две роли внутри колеса согласия. Например, вы с мужем любите мясо и вы решаете организовать романтический ужин и пожарить для этого ужина мясо, чтобы вместе посидеть и насладиться общением друг друга: то в этом случае вы Берете (организуете себе ужин с мужем и наслаждаетесь им), а муж Позволяет вам получить наслаждение от общения и ужина с ним (он тоже может получать наслаждение, но все происходит как вы хотите, поэтому вы - берете, а он - позволяет), и в этом случае вы опять находитесь в колесе согласия.
Таким образом, в любой момент, когда вы выходите из колеса согласия - вы попадаете в одну из ролей драматического треугольника Карпмана.
Поэтому, если вы занимаетесь альтруизмом или "излучаете лучи добра" и находитесь при этом в колесе согласия - то все в порядке - вы находитесь в Служении. Но как только вы выходите из колеса согласия и начинаете через силу помогать другим или "излучать добро" - то вы попадаете в Рабство или Спасителя - и рано или поздно перейдете или в Жертву или, что чаще, в Преследователя - и в этот момент начнете со своим партнером психологическую игру.