articles
Продолжаем разбирать тему рисования. Сегодня мне хотелось бы коснуться связи рисования и учебной деятельности, а также роли рисования в психологическом благополучии маленького человека.
Когда ребенок подрос и на смену игровой деятельности приходит деятельность учебная рисование расширяет свое положительное влияние на психические процессы, разворачивающиеся в этот возрастной период. Важный положительный эффект рисования, на который обращают внимание педагоги и психологи в связи с обучением - это улучшение усвоения учебного материала, который был частично или полностью нарисован. Действительно, рисование напрямую связано с пространственным, абстрактным, образным и, на более продвинутом уровне, символическим мышлением. Во время рисования на бумаге элементов исторического убранства домов, одежды, быта, особенностей строения различных клеток и организмов и многого другого происходит не просто красочное иллюстрирование слов воспитателя/учителя и параграфа учебника, но и образное запечатлевание этого материала в мозге, что позволяет выстраивать более качественные связи между уже изученным и новым материалом, создавая как бы его надстройку и объемное понимание явлений и процессов окружающей мира, а не изолированное складирование отдельных фактов а памяти.
Говоря о влиянии рисования на речевое развитие и качество учебной деятельности фокус внимания в большей степени был обращен на движении от внешней операционной деятельности во внутрипсихическую и обратно. То есть в данном случае через внешнее воздействие оказывается влияние на внутрипсихические структуры, изменение которых, в свою очередь, повышает качество внешнего, социального, функционирования (повышается качество речи, усвоения учебного материала и в более отдаленной перспективе повышается успешность освоения профессиональных умений и эффективность профессиональной деятельности).
Но рисование имеет и обратный вектор влияния, который является не менее важным. Когда рисование не связано с воспроизведением заранее заданного изображения и у ребенка есть возможность создавать свои собственные картины, мы можем говорить о развитии и обогащении эмоционально-чувственной сферы психики. Уже было отмечено, что рисование оказывает влияние на образное мышление и воображение, но ранее акцент в большей степени делался на учебной деятельности и освоение практических навыков и умений. Теперь же хочется расширить это понимание и обратиться к внутреннему миру ребенка - миру его души. Не обладая достаточно развитой речью и другими способами выразить переживания, рисование становится своеобразным языком общения с тем, что спрятано от непосредственного взора и волнует ребенка, причиняет ему дискомфорт и даже боль. Не даром в работе специалистов, работающих с детьми, основной инструментарий составляют проективные (связанные с "деланием" и творчеством: рисование, лепка, аппликация и другие) и игровые методики. Рисунок, подобно проектору, отражает ландшафт детской души и позволяет прожить большие чувства маленького человека. Этот же рисунок может стать пространством, где будет преодолен страх, прожита боль, где будет защищен обиженный и остановлен нападающий... Внесённые в рисунок изменения, становятся изменениями внутренней, психической, жизни, освобождая от боли и обогащая душу.
Бережное отношение взрослых, составляющих ближнее окружение ребенка, к тому, что им нарисовано, позволяет уменьшить количество травмирующих факторов в его жизни. Рисунок - это частичка детской души. Подобно множеству кусочков мозаики, рисунки ребенка отображают уникальность и неповторимость его внутреннего мира. Никому в голову не придет оторвать от ребенка кусочек и скомкать, смять его или выкинуть. А вот с детскими рисунками мы часто обходимся небрежно: "У нас нет места, чтобы всё это хранить?", "Да здесь каракули, а не рисунок! Зачем он? Вот нарисуешь что-то стоящее, это и оставим!", "Ну, подумаешь выкинул! Ещё нарисуешь!" и множество других рассуждений нас, взрослых, причиняющих ребенку боль, которая часто ощущается им физически. Конечно, эти слова мы часто говорим, будучи сами травмированы небрежным отношением к нам в детстве. Но в наших силах прервать эту "эстафету поколений" и привнести в жизни наших детей, да и в свои собственные, чуточку больше тепла и любви.
По вопросам записи на консультацию, а также в связи с другими вопросами обо мне и моей профессиональной деятельности, можно обратиться в личные сообщения на сайте, по эл. почте govryakova.nadezhda@gmail.com или по тел. 8(926)154-98-95