articles Я рисую... (2 часть)
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Я рисую... (2 часть)



Продолжаем разбирать тему рисования. Сегодня мне хотелось бы коснуться связи рисования и учебной деятельности, а также роли рисования в психологическом благополучии маленького человека.

 

Когда ребенок подрос и на смену игровой деятельности приходит деятельность учебная рисование расширяет свое положительное влияние на психические процессы, разворачивающиеся в этот возрастной период. Важный положительный эффект рисования, на который обращают внимание педагоги и психологи в связи с обучением - это улучшение усвоения учебного материала, который был частично или полностью нарисован. Действительно, рисование напрямую связано с пространственным, абстрактным, образным и, на более продвинутом уровне, символическим мышлением. Во время рисования на бумаге элементов исторического убранства домов, одежды, быта, особенностей строения различных клеток и организмов и многого другого происходит не просто красочное иллюстрирование слов воспитателя/учителя и параграфа учебника, но и образное запечатлевание этого материала в мозге, что позволяет выстраивать более качественные связи между уже изученным и новым материалом, создавая как бы его надстройку и объемное понимание явлений и процессов окружающей мира, а не изолированное складирование отдельных фактов а памяти. 

 

Говоря о влиянии рисования на речевое развитие и качество учебной деятельности фокус внимания в большей степени был обращен на движении от внешней операционной деятельности во внутрипсихическую и обратно. То есть в данном случае через внешнее воздействие оказывается влияние на внутрипсихические структуры, изменение которых, в свою очередь, повышает качество внешнего, социального, функционирования (повышается качество речи, усвоения учебного материала и в более отдаленной перспективе повышается успешность освоения профессиональных умений и эффективность профессиональной деятельности). 

 

Но рисование имеет и обратный вектор влияния, который является не менее важным. Когда рисование не связано с воспроизведением заранее заданного изображения и у ребенка есть возможность создавать свои собственные картины, мы можем говорить о развитии и обогащении эмоционально-чувственной сферы психики. Уже было отмечено, что рисование оказывает влияние на образное мышление и воображение, но ранее акцент в большей степени делался на учебной деятельности и освоение практических навыков и умений. Теперь же хочется расширить это понимание и обратиться к внутреннему миру ребенка - миру его души. Не обладая достаточно развитой речью и другими способами выразить переживания, рисование становится своеобразным языком общения с тем, что спрятано от непосредственного взора и волнует ребенка, причиняет ему дискомфорт и даже боль. Не даром в работе специалистов, работающих с детьми, основной инструментарий составляют проективные (связанные с "деланием" и творчеством: рисование, лепка, аппликация и другие) и игровые методики. Рисунок, подобно проектору, отражает ландшафт детской души и позволяет прожить большие чувства маленького человека. Этот же рисунок может стать пространством, где будет преодолен страх, прожита боль, где будет защищен обиженный и остановлен нападающий... Внесённые в рисунок изменения, становятся изменениями внутренней, психической, жизни, освобождая от боли и обогащая душу. 

 

Бережное отношение взрослых, составляющих ближнее окружение ребенка, к тому, что им нарисовано, позволяет уменьшить количество травмирующих факторов в его жизни. Рисунок - это частичка детской души. Подобно множеству кусочков мозаики, рисунки ребенка отображают уникальность и неповторимость его внутреннего мира. Никому в голову не придет оторвать от ребенка кусочек и скомкать, смять его или выкинуть. А вот с детскими рисунками мы часто обходимся небрежно: "У нас нет места, чтобы всё это хранить?", "Да здесь каракули, а не рисунок! Зачем он? Вот нарисуешь что-то стоящее, это и оставим!", "Ну, подумаешь выкинул! Ещё нарисуешь!" и множество других рассуждений нас, взрослых, причиняющих ребенку боль, которая часто ощущается им физически. Конечно, эти слова мы часто говорим, будучи сами травмированы небрежным отношением к нам в детстве. Но в наших силах прервать эту "эстафету поколений" и привнести в жизни наших детей, да и в свои собственные, чуточку больше тепла и любви.

 

По вопросам записи на консультацию, а также в связи с другими вопросами обо мне и моей профессиональной деятельности, можно обратиться в личные сообщения на сайте, по эл. почте govryakova.nadezhda@gmail.com или по тел. 8(926)154-98-95






Об авторе статьи

`
Говрякова Надежда Сергеевна

Рейтинг психолога: 10 10

Говрякова Надежда Сергеевна

Аналитический психолог, социальный педагог. Ассоциированный член Ассоциации Аналитических Психологов (ААП). Работаю в индивидуальном формате с детьми и взрослыми
Город: Москва Стоимость приема: 2000 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Дети
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Сновидения
  •   Страхи и фобии
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий


Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Консультирую, веду, обучаю.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍