blog
Автор: Тарасова Екатерина Владимировна Все записи психолога (22)
Просмотров 1458
Термин «эмпатия» введён Эдвардом Титченером, который калькировал немецкое слово Einfühlung, использованное в 1885 году Теодором Липпсом в контексте теории воздействия искусства (http://psyfactor.org/personal25.htm ).
К.Роджерс предложил свои определения эмпатии (Rogers С. R. 1975).
Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь. Может быть, это описание делает понятным, что быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время тонким и чутким. (Rogers С. R. Empatic: an unappreciated way of being // The Counseling Psychologist. 1975. V. 5, N 2. P. 2—10.).
Эмпатия способствует проявлению жизнеспособности человека.
Наличие плотных связей жизнеспособности с коммуникативными свойствами человека на каждом из уровней его жизнедеятельности как индивида, субъекта, личности (экстраверсия-интроверсия, общительность, коммуникативные склонности, самоконтроль в общении, эмпатия и др.) поддерживает предположение о роли коммуникативных свойств в реализации жизнеспособности. (Рыльская Е.А.)
Эмпатия является копинг-ресурсом. И хотя «понятия «копинг-ресурсы» и
«жизнеспособность» сходны в том плане, что включают ряд определенных
психологических характеристик, способствующих совладанию с
трудностями» (Рыльская Е.А.), но они не тождественны по своей структуре, тем не менее на наш взгляд эмпатия положительно влияет на проявление жизнеспособности, что подтверждает исследование, в котором высокие показатели жизнеспособности характерны для людей с высоким уровнем эмпатии (Рыльская Е.А.).
Эмпатия перекликает с позицией Роджерса, где он настаивал на том, что мы никогда адекватно не сможем объяснить действия человека, если будем изучать только объективные условия окружения. Мы должны всегда рассматривать внутреннюю сущность человека и пытаться увидеть мир его глазами, чтобы понять поведение. Субъективность является сущностью феноменологической позиции, и приверженность Роджерса этому положению чрезвычайно сильна. http://psylib.org.ua/books/hjelz01/txt27.htm#1
Эмпатия, как терапевтическая техника в КЦП является жизнеспособной движущей силой. Обладая эмпатией, человек становится более заботливым, толерантным к окружающим.