blog
Я много работаю с подростками и поэтому для меня эта тема очень живая и трепетная. Я пишу эту статью, для того, чтобы помочь родителям лучше понять своих детей. Поскольку взаимное недопонимание и натянутые отношения между взрослыми и подростками встречаются слишком часто. Подростковый возраст, это очень непростое время, как для ребенка, так и для его родителей. Это, если хотите, проверка на прочность родителя, и ребенка. Ведь подростковый кризис отличается тем, что дети впервые начинают осознанно постигать и определять весь потенциал своей личности, создавать свой образ «Я», не имея при этом возможности соотнести его с уже сформировавшимся представлением о себе, как это могут в последующих кризисных ситуациях делать взрослые.
В частности, для чувства собственного достоинства подростков весьма болезненным является осознание факта, что по сравнению с ним родители гораздо более взрослые и компетентные. Подростки должны подтвердить себе и другим свой собственный статус самостоятельного человека. Они должны привыкнуть к тому, что теперь их жизнь гораздо более сложна и беспокойна. Они не могут уже так, как в детстве, опираться на социальный престиж родителей. Они не уверены в том, что им удастся справиться с трудностями взрослой жизни, и осознают, что нет никаких гарантий того, что когда-либо они смогут насладиться плодами взрослой жизни. Довольно часто они испытывают досаду по поводу возникающего в этой связи чувства страха; с другой стороны, именно это чувство является той «занозой», которая заставляет их продвигаться дальше по сложному пути психологического развития.
Дилемму переходного состояния подростка можно сформулировать следующим образом: в первую очередь он стремится стать взрослым и лишь во вторую – остаться подростком.
Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал наребенка влияние, и в первую очередь - от семьи, от родитетелей. Внешне это отчуждение выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов с взрослыми. При этом негативизм - первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания самого себя, собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками.
Точкой соприкосновения с подростком может служить пробуждающийся у них интерес к собственной личности и к своим чувствам. Создание общности в жизни взрослого и подростка, расширение сферы их сотрудничества и содержательных контактов составляют необходимые условия преодоления кризиса отрочества.
Таким образом, подростковый возраст – это не только время переживания кризиса, но и время повышения собственной самооценки. Вновь, как в кризисе раннего детства, актуальными становятся проблемы зависимости и независимости, самоутверждения и подчинения, эротики и сексуальности.
www.nina-semenova.ru