blog
Автор: Лебединская Татьяна Александровна Все записи психолога (406)
Просмотров 832
Мы уже знаем, что любовь бывает разной, как в самом проявлении чувства, так и в том на кого она направлена. Любовь тесно связана с уровнем развития человека.
Психологи выделяют четыре ментальности и соответствующие этим образам мышления реальности, отражающиеся во внешнем мире. Для каждой реальности характерна своя любовь. Через эти ментальности в своем развитии должен пройти каждый человек. Правда, случается это далеко не всегда.
Наш современник доктор психологических наук С.В. Ковалев, одним из интересов которого является вопрос любви и её психотерапия, отмечает, что каждая ментальность представляет собой этап пути человека к его более высокому развитию. Давайте рассмотрим эти ментальности по порядку.
Первичной является «унитарная ментальность». Эта ментальность основана на правилах и принципах, которые закладываются в детстве как система регуляторов для ориентации ребенка в жизни. Если взрослый человек остается на унитарном уровне развития, то его правила превращаются в догмы, а он сам в фаната, с глубокой верой и убежденностью в своей правоте, по принципу одному ему доступной единственной правды.
Для представителей «унитарной реальности» характерно принимать за идеал такой образ женщины, который К. Г. Юнг назвал архетипом Евы. Это такая беспрекословно подчиняющаяся домашняя хозяйка. Именно такие люди могут сказать, что женщине место на кухне. Эти люди обычно говорят, что любви либо просто нет, либо сводят её к довольно примитивной физиологии, или определенным принципам, имеющимся в их реальности. Все, что противоречит их правилам, отвергается.
В модели «сенсорной реальности» главным основанием являются факты, логика и выгода. Это следующий шаг для человека, когда он должен выйти за пределы одних только принципов и рассмотреть логику жизни, жизнедеятельности и взаимоотношений. Архетип такой любви Елена (искусительница). Идеал любви – любовница. Здесь есть сексуальные страсти, эмоциональные безумства, но нет главного – чувств. Характерно, что люди с такой ментальностью смотрят на любовь как на эмоцию, она просто является оправданием для секса.
«Социальная реальность» основана на чувствах и ценностях. Идеалом по Юнгу является архетип Марии. Это жена, которая будет и подругой, и приятным собеседником, и человеком на которого можно опереться, той, про которую могут сказать, что она настоящая вторая половинка. На самом деле, возможности к ровным и равным отношениям в браке, появляются только у людей, живущих в этой реальности, но она не является конечным этапом развития.
«Мифическая ментальность» базируется на идеях и возможностях. Архетип по Юнгу – мудрая София. Жизнь превращается в игру по применению идей и возможностей, появляющихся в этой реальности. Здесь может возникнуть феномен духовного брака, в котором может вполне не быть сексуальных аспектов отношений.
Как ценность, как подлинная способность любовь встречается достаточно редко, потому что требует постоянных усилий над собой, личностного роста и зрелости. Это означает, что человек должен расти вместе с любовью, расти в одном с ней направлении, а не упрекать партнера, или собственные отношения в том что в силу своей незрелости не получает той любви, которую ему бы хотелось.
Основой для статьи послужила лекция Ковалева С. В. «Психология, психотерапия, нейропрограмирование любви».
Автор - Золотова Камилла