blog
Автор: Лебединская Татьяна Александровна Все записи психолога (406)
Просмотров 973
Как часто доводилось слышать от родителей фразы: «Если ты будешь хорошим, то я буду тебя любить», или «ничего хорошего не получишь пока не перестанешь грубить (не будешь слушаться)».
Для взрослых подобные обращения кажутся вполне нормальными. Постановка условий считается правильным, а принцип награды и наказания – основой воспитания. Такое отношение основано на нашей культуре: плохие дела должны наказываться, хорошие поощряться. Только вот бывает так, что чем больше наказываешь, тем ребенок хуже себя ведет. Что же ребенок – «неправильный»?.. Нет. Подход.
Процесс воспитания это не то же самое, что дрессировка, и принцип «кнута и пряника» тут не работает. Дисциплина в воспитании дело, безусловно, хорошее, но многие родители «перегибают палку», и тогда отношения между родителями и ребенком становятся рыночными. Помыл посуду, получи награду. А что делать, если ребенок откажется от награды? Тогда нужно будет либо увеличивать премию за хорошее поведение, либо усиливать жесткость воспитания. В первом случае можно получить вымогателя, во втором – неврастеника.
У каждого ребенка есть огромная потребность в любви. Как известно, любовь – это чувство, не терпящее условностей. Нельзя любить за чисто помытый пол, за хорошо выполненную домашнюю работу. Любить ребенка можно только безусловно, за то что он есть, и это необходимо до него доносить: теплым взглядом, ласковыми прикосновениями и просто словами. Говорите ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он попросту хороший.
Обнимайте детей чаще. Знаменитый американский семейный психотерапевт В. Сатир говорила, что четыре объятия в день необходимы каждому человеку просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не меньше восьми объятий. Знаки внимания подпитывают ребенка эмоционально, помогают психологически развиваться.
Если ваш ребенок будет чувствовать, что он любим и нужен, он будет рад сам сделать вам приятное. Возможно, не все будет у него получаться так как вам бы того хотелось, но важно его поддерживать в этом стремлении. Вспомните, когда он делал свои первые неуверенные шаги, вы же не кричали: « Кто так ходит?! Вот как надо!». Вы радовались вместе с ним. В каждом возрасте ребенок точно так же учится тому, чего он раньше не умел. Не сразу он научится ездить на велосипеде, мыть посуду, выносить мусор, не сразу выучит правила и будет хорошо читать.
Конечно, ситуации в семье могут быть разными, иногда дети не слушаются, не смотря ни на что, иногда отношения в семье уже разлажены и требуют терапевтического вмешательства. Многие случаи требуют индивидуального подхода. Но все же необходимо стремиться к созданию нормальной атмосферы в семье, и это стремление приведет когда-то ко взаимопониманию и любви.
Автор - Золотова Камилла