blog
Автор: Лебединская Татьяна Александровна Все записи психолога (406)
Просмотров 1073
Роли выживания в семьях включаются бессознательно в стрессовых ситуациях при личной заинтересованности. Существует шесть характерных ролей, которые включаются в разных ситуациях для сохранения мира. Обычно в созависимых отношениях учувствуют три лица, которые могут меняться ролями и, наконец, что в ролях выживания нарушен принцип «даю – беру». Теперь поговорим о том, что же это за роли. Рассмотрим две основные роли выживания.
Базовая семейная роль с нарушением по линии «отдаю» – это роль «фанат». Для «фаната» характерно то, что он может только забирать. Забирать чужие эмоции, чувства, вину, деньги, закостенелые ценности. Взамен миру он ничего не дает ни чувства, ни поддержку, он статичен, не может меняться, не может выбрасывать и изживать свои недостатки. «Фанат» всегда убежден в собственной правоте, до крайности, до абсурда. Легче убьет, чем признает чужую точку зрения. В этой роли человек очень агрессивен. Отец, бьющий жену и детей, дабы почувствовать себя главой семейства, очень характерный персонаж для этой роли.
При любом противодействии «фанат» начинает считать себя жертвой, и тогда отбивается до последнего патрона. Поскольку он способен только брать, то фигура это постоянно нуждающаяся в опоре и подпитке извне, поэтому рядом с ним обычно возникает дополняющая его фигура «благодетеля».
«Благодетель» напротив способен только отдавать. Отдает и отдает до бесконечности. Он всегда и совершенно точно знает, что нужно другим людям. Как они должны поступать, как они должны чувствовать, что для них нужно сделать. Ничего не знает «благодетель» только про самого себя, потому что все внимание устремлено во вне. Поэтому он всегда готов на «подвиг» для других, причем никого не спрашивая, делая это, когда у него самого переключатель щелкнет. В семейных отношениях с «фанатом», «благодетель» служит смягчающим буфером..
На самом деле «благодетель» делает это только потому, что глубоко внутри у него есть, очень страшное для него, ощущение своей ненужности и неважности. Поэтому ему рядом нужен человек, или люди, которые без него жить не могут. Поэтому и на работе без него, видите ли, не справятся, и дети, не смотря на то что взрослые, еще глупые, без него жить не могут, и вообще на нем земля держится. Вот такая у него возвышенная жертвенная жизнь, ради вас.
Тем не мене «благодетель» всегда ждет, чтобы его жертвенность была оценена по достоинству, а поскольку сам никогда не спросит, то к нему должны прийти с дарами и наконец, сказать «какой же ты замечательный!». Только вот все окружающие его люди почему-то уверены, что он все это делает потому, что ему это нравится.
Общаться с «благодетелем» довольно сложно. Ему же для себя ничего не надо. Он может забыть вовремя принять лекарства, не купить себе одежду на зиму и проходить в осенней. За ним нужно постоянно следить и что-то подсовывать. Сам он точно ничего не возьмет. Это очень тревожная, но очень одобряемая социумом фигура: «он же все для семьи», «он трудоголик, передовик производства, из шкуры вон вылезет, но план выполнит».
У «благодетеля», который не получил свою порцию благодарности подскакивает уровень агрессии. Он же возмущен, он все для вас делает, а вы… Но поскольку, лично для себя он должен сохранить свое лицо, и для всех вокруг остаться «белым и пушистым», все свою агрессию он направляет на себя. Так что он себя еще и ест за то, что несовершенен, за то, что злится. Поэтому при нем почти всегда весь спектр сердечных заболеваний.
Автор - Золотова Камилла