blog
Автор: Лебединская Татьяна Александровна Все записи психолога (406)
Просмотров 741
С самого детства мы слышим от взрослых, что злиться – это плохо.
Но ребенок еще не может понять истоки этого чувства. Не может проанализировать свои переживания. Он просто принимает на веру, что он нехороший, если злится. А чтобы тебя любили, надо обладать примерным поведением.
Тогда он вначале учится распознавать свою злость, потом прятать, а в итоге и вовсе отключать это чувство.
После того, как ребенок вырос, эти способности остаются с ним. Он старается не показывать свою злость, чтобы этот самый мир не разрушить. Как когда-то в детстве, когда без поддержки взрослых он бы не мог существовать.
Получается, взрослые ведут себя так по той же самой причине – они не в ладах со своей злостью. Они следуют шаблону, что ее проявление небезопасно.
Но все люди – биологические организмы, имеющие разные потребности. И столкновения с другими людьми, имеющими каждый свои потребности, увы, неизбежны.
И вот тут возникает злость. И если можно научиться отключать способность ее ощущать или развить навык ее сдерживать, то вот уберечься от ее возникновения невозможно. Это природная функция, природа, вшитая в нас с рождения.
Что получается? Мы не замечаем злость, скрываем ее и тем самым копим. И рано или поздно возникает эмоциональный катаклизм - гнев, ярость, направленные извне – чувства, которые могут запросто «уничтожить» и самого автора переживания. Другая крайность – до предела накопив злость в себе, она переходит в медицинскую плоскость - в психосоматическую травму.
Таким образом, злость следует рассматривать как тревожный сигнал, что существует состояние, которое меня, так или иначе, разрушает. Значит, я нуждаюсь в чем-то, что сможет этот негатив локализовать.
В этом и скрыто умение управлять злостью, прежде всего для определения своих желаний и действий, а также действий окружающих вас людей.
Автор - Камилла Золотова